"Моя педагогическая философия"
статья по теме

Акимова Ольга Васильевна

Эта статья подготовлена мной к конкурсу "Учитель года 2006" и выражает мой взгляд на профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kredo.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа

Творческая работа по теме:

«Моя педагогическая философия»

Выполнила: Акимова О.В.

учитель химии

Микрорайон Барыбино

2006 год

Учитель. Короткое и ёмкое слово. Для меня оно значит очень много. Сколько себя помню - всегда хотела быть педагогом, учить, воспитывать, формировать юную душу, открывать неизведанное, новое.

И вот я уже учитель, вот мои первые ученики, первый урок, первые радости и ошибки на ниве педагогики...

Время летит неумолимо быстро, сегодня за плечами - пятнадцать лет работы в школе, но несмотря ни на что я не перестаю удивляться, насколько прекрасна и одновременно необычайно сложна эта профессия.

Я давно поняла, что учитель - это не профессия, а образ жизни.

Учительство - это образ мыслей, плюс труд, плюс затянувшееся детство. Оно требует особого склада характера. Занимает всё твоё время и обещает результат где-то в далёком будущем. Учителям многое приходиться приносить в жертву, да ещё и радоваться этому, оставаясь при этом неизменным оптимистом. В отличие от представителей других профессий, педагог никогда не забывает о своей работе, ни днём, ни ночью, ни во время отпуска. Его жизнь наполнена школой, и не только его жизнь, но и семьи: все в курсе событий, волнуются, сочувствуют, радуются - сегодня Иванов себя плохо вёл на уроке, восьмой класс не справился с контрольной работой, в девятой классе хорошо усвоили тему, пятый класс написал такие хорошие сказки о воде.

Учитель не может получить мгновенного результата своей работы, он медленно, но верно должен идти к поставленной цели, учить думать и трудиться.

Учитель - это тот человек, который знает о ребёнке много, не редко даже больше, чем его родители, и от того, насколько талантливым будет педагог, во многом зависит успех воспитания и обучения.

Он всё время должен создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальность, способности и возможности, которые открываются только в живом общении. Я. А. Каменский писал: «...все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью...». И действительно, окунувшись в работу, понимаешь: одному ребёнку достаточно указать путь к вершине знаний, другому помочь во время пути советом, а третьего надо взять за руку и медленно подниматься с ним на каждую ступень, делать остановки, объяснять и повторять. В этом кроется успех хорошего обучения и воспитания, поэтому это я и пытаюсь применять в своей работе.

Дифференциация и индивидуализация - два краеугольных камня в моей системе преподавания. Я глубоко убеждена, что индивидуально-ориентированная система обучения, по которой я работаю в старших классах уже пять лет, наиболее полно и эффективно содействует развитию и проявлению учеником личностных качеств, формирует его индивидуальность, субъективность, способность к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Мои ученики знают, что на уроке не прервут их ответа, каким бы он ни был. Я никогда не фиксирую внимания учащихся на ошибках, а всегда стараюсь подчеркнуть, как надо делать правильно, отмечаю даже маленькие успехи каждого, не сравниваю учащихся друг с другом.

«Помоги ученику научиться» - вот моё педагогическое кредо.

На уроке я стараюсь создавать комфортный психологический климат, который обеспечивается тем, что я и мои ученики чётко выполняют свои роли: я управляю учебным процессом, а они учатся (значит, учат себя). Для активизации процесса обучения применяю разнообразные формы и методы, наиболее часто - методы самооценки и взаимооценки учеников. Они, на мой взгляд, наиболее полно дают возможность раскрыться школьнику, осознать своё я, развивают самостоятельность, самокритичность, качества, которые необходимы для формирования полноценной, самодостаточной личности. И какая же радость для ребят, когда их собственная оценка совпадает с оценкой учителя.

Свою задачу как педагога я вижу не только в том, чтобы научить химии, а и воспитать ученика, помочь ему определиться, найти своё место в жизни.

Почему я учу детей химии? Выбор предмета не случаен.

Здесь и восхищение моим школьным учителем химии - Ховрачёвой Лидии Алексеевны и желание осознать строение мира, понять суть явлений и химических процессов, свойств, ближе познакомиться с миром веществ.

Химия для меня не только интересная наука, но и вечная загадка, и одновременно романтика, тесное переплетение прошлого и настоящего. Помимо этого химия очень тесно связана с другими науками: биологией, физикой, медициной, генетикой, литературой - поэтому я пытаюсь раскрыть свой предмет с разных точек зрения, делая акценты на происхождение понятий и слов, их значении, правописании. Использую выдержки из литературных произведений, чтобы подчеркнуть важность химии для всестороннего развития личности. Ведь химия не только лежит в основе многих наук, она на протяжении всей истории человечества представлялась предметом таинственным и романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов эмоционально описывать явления и процессы, включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе, о его превращениях и сравнениях.

Я хочу убедить ребят, что эту науку нужно принимать не только умом, но и сердцем.

И если я не только смогла заинтересовать ребят своим предметом, научить его основам, а ещё и вложить в их неокрепшие души доброту, человечность, сострадание, значит, есть и мой вклад в воспитание человека, Человека с большой буквы, значит профессия учителя - это моя профессия, это моя жизнь.