Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения
статья по теме

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование информационного пространства школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

В нашей стране школьные газеты всегда были частью информационного пространства школы, а зачастую – и основным фактором его формирования. Как правило, каждая школа и каждый класс имели свою газету, выходившую в формате стенной газеты, в которой,  помимо трансляции новостей страны и мира, обычно обозревались события школы, класса или отряда, бичевались недостатки и поощрялись достижения. Зачастую место школьной стенгазеты занимала «Пионерская правда», выполняющая фактически те же функции, главной из которых являлась воспитательная. Воспитывали школьные газеты в духе господствующей в то время идеологии и имели выраженную идеологическую и политическую направленность. Воздерживаясь от оценочных суждений, отметим, что ориентировались газеты прошлого века в основном на воспитание своих читателей, транслируя им определенные ценности, осуждая одни модели поведения и поддерживая другие, целенаправленно создавая у школьников четкое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Интересно отметить, что в конце прошлого века ситуация с детскими изданиями стала стремительно меняться. Воспитательная функция практически ушла со страниц детских журналов и газет, уступив место информационно-развлекательной и развивающей. Исчезла и идеалогизированность, детские издания стали политически и идеалогически нейтральными, красные галстуки исчезли с их обложек. Интересно также и то, что детские издания исчезли из школ. Газеты уже не вывешивались на всеобщее обозрение и не обсуждались на классных часах.  Одновременно с этим стали стремительно исчезать и собственно школьные издания, стенгазеты перестали быть обязательным атрибутом школьной информационной среды.

Просуществовав некоторое время в информационном вакууме, в настоящее время образовательные учреждения – кто активно, кто осторожно – осваивают информационное пространство заново, создавая и наполняя школьные сайты и интернет-форумы, организовывая школьные радиостанции и телевидение и, наконец, выпуская новые школьные газеты. При этом характер и функции школьной газеты каждое образовательное учреждение, как правило, определяет самостоятельно, в соответствии со стоящими перед ним задачами.

Когда мы решили возродить традицию школьной газеты в нашей новой школе, у меня были определенные сомнения и вопросы: какой должна быть школьная газета, чтобы стать интересной для школьников, сможет ли она занять свое место в информационном пространстве в эпоху Интернета? На тот момент у школы уже был свой WEB-сайт и форум, а также три года существовал журнал, выходящий несколько раз в год. Однако мы решили рискнуть и разрешить свои сомнения на практике и вскоре поняли, что газета школе нужна.

Как же удается школьной газете завоевать и устойчиво занимать свои позиции в информационном пространстве школы сегодня? На втором году регулярного издания я могу выделить несколько основных функций, которые выполняет школьная газета, условно разделив их на две категории: информационные (или прикладные) и психолого-педагогические. В свою очередь информационные функции делятся на оповещение, формирование общего школьного информационного пространства и формирование общественного мнения, а психолого-педагогические - на развивающую, воспитательную, коммуникационную и социальную.

  1. Оповещение. Собственно функция информирования учащихся о новостях, событиях и фактах как параллелей и школы (расписание каникул, дата проведения классных «огоньков» и т.д.), так и всего района (открытие нового кинотеатра (особенности, адрес, сайт с расписанием сеансов), выставка, проходящая в районе, и т.д.). Мы отметили, что в плане информирования учащихся об основных событиях школьная газета имеет явное преимущество перед другими средствами информации: школьный сайт зачастую элементарно не успевает уследить за всеми актуальными событиями, да и не всегда доступен для учеников (например, ученики младших классов имеют к Интернету ограниченный доступ по объективным причинам). Газета доступна всегда. Она сама идет навстречу своим читателям, она делается самими учениками для учеников и распространяется в школе. Впрочем, в ближайшие планы редакции входит размещение материалов газеты на школьном форме, чтобы сделать ее доступной и для тех, кто по различным причинам не посещает школу в настоящее время.
  2. Формирование общего школьного информационного пространства. Еще одно отличие и достоинство газеты состоит в том, что, в отличие от Интернет-пространства, в большинстве случаев предоставляющего информацию по запросу пользователя в соответствии с его интересами в данный момент, газета стремится к предоставлению определенного блока разнообразной информации, отображающего действительность в различных ее аспектах, тем самым формируя определенное информационное пространство в образовательном учреждении. Иными словами, если на практике Интернет информирует каждого о том, что его заинтересует, газета информирует всех обо всем, освещая основные проходящие в школе мероприятия, давая обзоры последних событий в начальной и средней школе, рассказывая ученикам о разных сторонах школьной жизни, многие из которых от учащихся ускользают просто в силу их отсутствия в общем информационном пространстве.

Кроме того, было замечено, что часть происходящих событий, вовсе не будучи скрытой или камерной, тем не менее не воспринимается учащимися в качестве таковой. Так от внимания учащихся ускользали выставки работ других учеников, интересные проекты, реализуемые другими классами, олимпиады и др. Большинство событий воспринимается в соответствии с принципом «то, что происходит не со мной лично, меня не касается», что значительно обедняет и заметно искажает общую картину происходящего в школе.

  1. Формирование общественного мнения. Об этой функции принято вспоминать, говоря о средствах массовой информации, но она, как правило, не учитывается, когда речь идет непосредственно о школьной прессе. Тем не менее, школьная газета также предоставляет оценку происходящих событий, поощряя или осуждая определенные качества и поступки и, таким образом, «выставляя их на вид», то есть, делая объектом для размышления и обсуждения.

Было интересно отметить, что оценочные суждения оказались едва ли не самым трудным для современных учащихся делом: позитивная оценка событий оказалась у большинства авторов шаблонной и формализованной («было очень интересно», «концерт прошел хорошо» и т.д.), выделение и описание недостатков оказались и вовсе невозможными.

  1. Развивающая.  В информационной среде образовательного учреждения газета занимает свою уникальную нишу, не только воздействуя на своих читателей, но и развивая самих журналистов, побуждая их к размышлениям, внимательному анализу происходящих событий, сопоставлению, обобщению, выражению собственного (пусть даже нелицеприятного) мнения. Кроме того, школьное издательство особое внимание уделяет стилю, журналисты получают опыт работы с текстом и иллюстрациями, развивают чувство языка и художественный вкус. Также члены редколлегии получают еще одну возможность использовать на практике знания и умения, полученные на специальных и элективных курсах нашей школы (компьютерной графики, верстки и т.д.)

5. Воспитательная. Регулярное издание газеты требует таких качеств как обязательность, ответственность, дисциплина, самостоятельность, умение грамотно распределять объемы работы во времени и сдавать материал в указанный срок.

6. Коммуникационная. Школьная газета объединяет всех участников образовательного процесса, учителей, учеников, родителей, сотрудников школы. Совместная работа над одним проектом объединяет и сплачивает, что отмечается и самими авторами. Кроме того, журналисты получают первый опыт проведения интервью и опросов, что представляет собой совершенно новую для них форму коммуникации с учениками и учителями.

7. Социальная. Ребята непосредственно учатся оказывать влияние на формирование информационной среды, осознавая, что их труд имеет смысл и ценность для всех участников образовательного процесса, что их мнение будет прочитано, а значит – услышано. Таким образом, каждый автор чувствует свою сопричастность к происходящим в школе процессам, возможность принять в них участие и высказать свое отношение к ним.

Новая газета в нашей школе начиналась с достаточно нейтрального издания, имеющего в основном информационный характер и непосредственно к школьным событиям обращавшегося лишь эпизодически. Летом в школьном лагере мы издавали экспериментальные выпуски летней «Флэшки», в которой впервые стали ориентироваться на события лагерной жизни, проводя опросы и интервью участников и затрагивая сугубо лагерные и летние темы. С нового учебного года «Флэшка» выбрала новое направление. Теперь она ориентируется, в первую очередь, на события школы и самих учеников, что заметно отразилось на возросшей популярности издания. Сегодня «Флэшка» становится полноценной составляющей информационной среды образовательного учреждения, оставаясь рядом со своими читателями, информируя, обсуждая и помогая им на протяжении всей школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии

Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного ...

Презентация к семинару учителей информатики по теме "Информационное пространство образовательного учреждения"

Презентация к семинару учителей информатики по теме "Информационное пространство образовательного учреждения"...

Единое информационное пространство образовательного учреждения как способ управления качеством образования

Единое информационное пространство школы – это совокупность следующих компонентов:- информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации.- организационн...