Выступление."Коммуникативная компетенция"
материал по теме

Для того чтобы мои выпускники получили компетентностное образо­вание принципом своей работы, я выбрала девиз - «Учение должно быть с увлечением».

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kompetenciya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия

Выступление на тему

«Компетентностный подход на уроках информатики.

Коммуникативная компетенция.»

Выполнила Старцева Т.А.

учитель информатики

2009 год

Г. Узловая

Для того чтобы мои выпускники получили компетентностное образо вание принципом своей работы, я выбрала девиз - «Учение должно быть с увлечением».

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения.

Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения ка чества образования.

Под понятием "компетентностный подход" имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основ ных) и предметных компетентностеи личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокуп ностью ключевых компетентностеи, интегрированной характеристикой лич ности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку ка сается личности ученика и может быть реализованным и проверенным толь ко в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наи более распространенной является классификация А.В. Хуторского, кото рый выделяет следующие компетенции:

  1. ценностно-смысловую;
  2. общекультурную;
  3. учебно-познавательную;
  4. информационную;
  5. коммуникативную;
  6. социально-трудовую;
  7. компетенцию личностного самосовершенствования.    

Среди перечисленных компетенций ведущей, на мой взгляд, является ком муникативная компетенция, поскольку коммуникация есть условие разви тия и способ реализации всех остальных компетенций.

Коммуникативная компетенция обеспечивает:

  1. совершенствование умений и способностей общения в учебно - науч
    ной, социально - бытовой, социально - культурной, официально - дело
    вой сферах общения;
  2. овладение формами речевого общения в процессе различных видов
    деятельности;
  3. развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом,
    другими источниками информации;
  4. совершенствование умений интерпретации информации в соответствии
    с самостоятельно найденным и заданным основанием.

Коммуникативные компетенции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках информатики возможно в трех направлениях:

  1. Взаимодействие «человек-человек». В результате этого взаимодействия
    обучающиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга
  2. Взаимодействие «человек-компьютер». Изучив основные компоненты
    компьютера и их функции, программное управление компьютером,
    обучающиеся учатся преобразовывать текстовую, графическую, число
    вую, звуковую, видеоинформацию, представляя ее в виде, доступном
    для лучшего восприятия, понимания и усвоения ее содержания.
  3. Взаимодействие   «человек-компьютер-человек».   Использование   воз
    можности локальной и глобальной компьютерных сетей для получения
    новых знаний.

Проблему формирования коммуникативной компетенция обучающихся на уроках информатики можно решить, используя:

  1. технологию проблемного обучения;
  2. проектную технологию обучения (Дж. Дьюи, Е.С Полат);
  3. прием решения ситуационных задач (О.Л. Лебедева и др.)

Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуника тивную компетенцию обучающихся средствами информатики, на мой взгляд, позволяет проектная технология обучения, которая:

  1. позволяет организовывать деятельность,  направленную  на решение
    конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда;
  2. самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источ
    ников;
  3. пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных
    и практических задач;
  4. развивать исследовательские умения;
  5. повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов;
  6. использовать компьютер как инструмент для творчества.

В ходе выполнения проекта его участники постоянно вступают во взаимо действие:

  1. «человек-человек» (при составлении плана решения проблемы, выбора
    оптимальных путей решения проблемы, защиты результатов своего
    труда);
  2. «человек - компьютер» (оформление результатов своей познаватель
    ной и практической деятельности);
  3. «человек - компьютер-человек» (получения недостающей информации
    и взаимодействия с другими участниками проекта с использованием
    возможностей локальной и глобальной компьютерных сетей).

Деятельность по созданию проектов сделала необходимой работу учени ков с различными техническими устройствами компьютера (сканер, принтер, колонки), с различными программными продуктами (Word, Paint, Ехсе1, РоwerPoint, Publisher). В процессе работы дети овладели способами работы с большим объемом информации, навыками работы в сети Интернет и Интер нет-ресурсами. При подготовке, представлении и защите проектов учащиеся совершенствовались во владении формами устной речи; умении вести диа лог, задавать и отвечать на вопросы слушателей и собеседников; вести диа-

лог «человек» - «компьютер». Проекты выполнялись как группами обу чающихся, и тогда, ученики приобретали умение работать в группе; находить компромиссы; строить общение с товарищами, имеющими другие взгляды на проблему проекта, так и отдельными учащимися. Учебная проектная дея тельность способствовала формированию умений осуществлять планирова ние самостоятельной деятельности; умение ставить цели, принимать реше ние, брать ответственность на себя; выдвигать гипотезы; намечать пути реа лизации проекта; работать со справочной литературой; оформлять результа ты своей деятельности на современном уровне в виде ^еЬ-сайтов, публика ций, презентаций с использованием графики, текстов, диаграмм. Учащиеся учились правилам подачи информации. Проектная деятельность способство вала развитию творческих способностей, художественного вкуса, ориги нальности в преподнесении материала.

В процессе работы учащиеся постоянно совершенствовали свои знания правил техники безопасности; умения организовывать свое рабочее время, так как некоторые виды проектов требовали большой объем разового компь ютерного времени (3-4 часа, а то и больше) и могли выполнять работу как дома, так в компьютерном классе гимназии. Творческие проекты учащихся 8-11 классов на различные темы создавали условия для получения учениками дополнительных знаний и навыков, порой, выходящих за рамки преподавае мых тем учебной дисциплины. Выполнение и демонстрация такой работы, как школьный сайт, дают учащимся ощущение значимости проделанной ими работы и создают ситуацию успеха обучения.

Использование проектной деятельности открывает широкие возможности для формирования ключевых компетенций у учащихся нашей гимназии, а следовательно способствует всестороннему развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....

Выступление на ШМО по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"

Выступление на Школьном методическом объединении по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"...

Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"

Доклад для педсовета на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"...

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...