моя педагогическая философия
статья по теме

Эссе к конкурсу "Педагог года Подмосковье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galihanova_t.v._moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Галиханова Татьяна Владиславовна

заместитель директора МОУ «гимназия «Дмитров»»

учитель математики

tanjadmitrov@mail.ru

 Моя педагогическая философия

«Если бы в кабинете врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».

(Дональд Д. Куинн, перевод с английского)

Итак, задание написать эссе «Моя педагогическая философия» для участия в областном конкурс «Педагог года» получено. Казалось бы, чего тут сложного, ведь ты уже 22 года в школе. Но оказалось – трудно. Сидишь у чистого листа, думаешь о том, как же сформулировать его, свое педагогическое кредо, и ничего не получается. Ты просто честно, много  работаешь, и совсем нет времени остановиться, задуматься.

Чистый лист еще долго, несколько недель  остается нетронутым, хотя за это время несколько раз садишься за компьютер. Нет, не пишешь,  -  вспоминаешь: о том, как впервые вошла в класс, как трудно было поначалу, свои неудачи, слезы,  первые победы. Вспоминаешь своих учителей – ведь желание стать учителем еще оттуда – из детства. Как это ни банально звучит, но вся твоя жизнь проходит перед глазами.

Личное,  интересно ли это кому-то? Как описать свои переживания, сомнения? Может лучше написать научную статью, поверьте, для меня это сделать проще?

Приходит мысль, а может поискать в Интернете, ведь не ты первый выполняешь такое задание. Находишь уйму интересного, - и все же понимаешь, что все это не твое.

И ты решаешь, будь что будет, - пишу о себе.

Главное для меня - воспринимать ученика таким, какой он есть. Придя после окончания института в школу, считала, что возможно ученика подстроить под себя, сделать таким, каким я его вижу. Однако на самом деле все оказалось не так просто. 43 пары глаз говорили мне: мы разные, у нас разные характер и темперамент, разные интересы и увлечения. Я рада, что мне удалось это вовремя понять.

Надо охватить своим вниманием каждого ученика, помочь каждому из них раскрыться. В каждом классе есть «звездочки», теперь их принято называть «одаренные дети». Они требуют особого внимания не только во время уроков, но и после. Поэтому, я уже много лет руковожу исследовательскими проектами детей, помогаю делать первые шаги в науку.  Летом эта работа продолжается в лагере для одаренных детей: мы учимся оформлять презентации, делать мультики, буклеты, брошюры, работать в Интернете. Все эти навыки помогают ребятам бороться и побеждать в турнирах и конкурсах. Однако не менее важно не упустить слабого ученика, найти и к нему свой подход, ведь порой его честно заработанная тройка стоит нескольких пятерок отличника.

Считаю, что необходимо  любить свой предмет и передавать  эту любовь детям. В результате твоих усилий, как первые ростки, появляются первые и такие желанные победы ребят. На уроках математики все чаще и чаще звучит слово «красиво»: «Какое красивое решение! Красивый график! Красивый ответ! Какое красивое доказательство теоремы! А в конце урока ты вдруг из уст ребенка можешь услышать: «Как здорово сегодня решалось! Какой сегодня хороший день!». И понимаешь в эту минуту, что твой день прожит не зря.

Классное руководство - это особая работа учителя. Я живу жизнью своего класса

Выпуская детей из школы, мы ощущаем потерю, опустошение. Кажется, что таких детей больше никогда не будет, кажется, что нет душевных сил для нового класса. И все же ты берешь его – этот новый класс, и…. Отправляешься с детьми кататься в Ледовый дворец, хотя в последний раз стояла на коньках, когда тебе было лет 10. Спотыкаешься, падаешь на лед, а потом едешь в травмопункт проверять, не сломала ли руку. Пытаешься обогнать своих девчонок в забеге во время спортивного праздника, может быть именно это позволяет потом побеждать и в учительской спартакиаде. Танцуешь вместе с ребятами на осеннем балу, ведь так приятно когда тебя приглашает на танец твой ученик. Вместе с детьми готовишься к конкурсам, а потом переживаешь и болеешь  за них.

А как не хочется ругать их за прогулы, двойки, драки,
звонить и жаловаться родителям.

Ты ходишь с ними в походы, ведь именно там, во время совместного приготовления пищи, заготовки дров, песен под гитару у ночного костра происходит сплачивание классного коллектива. Ты отправляешься в экспедицию в Карелию. И едва сошедши с поезда, попадаешь с детьми под ливень, а потом совершаешь марш-бросок в 25 километров. Твоя команда носит название «Карело-Финские индейцы», и тебе приходится вместе ребятами делать боевой раскрас, а как же иначе, ведь и ты – член команды.

А затем твой класс становится лучшим классом гимназии. И ты радуешься этому как ребенок и произносишь слова:  «Это мои дети» с гордостью в голосе.

А выпускники? Они приходят к тебе домой поздравить с днем рождения, приезжают в больницу, когда узнают, что ты попал в беду, засыпают тебя ЭСМ с поздравлениями и, конечно же, навсегда остаются в твоем сердце.

Мое педагогическое кредо - самой постоянно учиться, расти профессионально.

Мне интересно работать в классах физико-математического профиля. Это требует от тебя в совершенстве владеть предметом, уметь решать сложные математические задачи. Поэтому, когда тебе доверяют такой класс, ты стремишься перенять опыт своих коллег, часами просиживаешь за столом, осваиваешь новые технологии, обучаешься на курсах, участвуешь в экспериментах и конкурсах, пытаешься  осваивать наиболее эффективные способы подготовки детей к участию в олимпиадах различного уровня.

Сейчас вспоминаю, как трудно было заставить себя освоить новое и неизведанное: компьютер. Переживания и слезы,  убегающие строчки и пропадающие страницы. А как приятно было услышать от детей «Давайте помогу, это же так просто!».

Сейчас при проведении уроков математики с использованием информационных технологий, дистанционного обучения и  мультимедиа, я  с улыбкой вспоминаю первые попытки использования компьютера как печатной машинки.

 Казалось бы, сама собой приходит мысль о поступлении в аспирантуру, хотя на самом деле этому предшествует огромная работа над собой.

Учитель, работающий в нашей гимназии, несомненно, должен соответствовать ее уровню,  ведь она -  Абсолютными победитель конкурса «Лучшая школа России 2005» Как часто мы слышим это так нелюбимое нами «ты должен». Но, к счастью, наряду с этим ты слышишь и слова: «Чем помочь?», слышишь слова благодарности за профессионально выполненную работу, видишь поддержку своих коллег. И постепенно ты замечаешь, что слова «должен развиваться», «должен профессионально расти» ты начинаешь говорить сам себе, они исходит изнутри тебя, и ты не можешь останавливаться  на достигнутом, иначе неинтересно жить и работать.

Я руководствуюсь принципом: каждый учитель должен быть активным членом педагогического сообщества.

Интересно не только делиться своим опытом, но и перенимать опыт коллег, обсуждать с ними проблемы, дискутировать. Для меня, например, большой интерес представляет участие  во Всероссийском Интернет-педсовете. Его участники могут не только публиковать свои статьи, тем самым, участвуя в конкурсе, но и задавать вопросы авторам, обсуждать, комментировать и оценивать  их доклады. Эти статьи и сейчас в Интернете. Почитайте, - получите огромное удовольствие.

Один из своих докладов, представленных в 2007г. на конкурс  я назвала: «Учитель и образовательное учреждение – равноправные творцы учительской карьеры». Карьеру учителя можно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как возможность стать уникальным специалистом в своей области. В определенном смысле у каждого из нас, учителей есть некий «карьерный потолок». Но если заинтересованно работать, воплощать свои идеи, то такого «потолка» практически не существует.

Однажды, стоя в классе у доски, вдруг поймала себя на мысли, - как же мне повезло, - я люблю свою работу: люблю детей, свой предмет, коллег, свою гимназию. Каждый день иду на работу с улыбкой! Я счастливый человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...