олимпиадные задания
олимпиадные задания по теме

Сасина Елена Николаевна

этот материал поможет вам проводить проверочные контрольные работы и олимпиады в 6-8 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории

7 класс

1 вариант

(2б)Задание 1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)?.

а) 1700 г.,1703 г., 1721 г., ______ эпоха реформ Петра 1

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

б)Барклай де Толли, Тормасов, Кутузов ______главнокомандующие русской армией в Отеч .войне 1812_______________. __________________________________________________________________

(3б)Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

а) староста, посадник, тысяцкий, фендрик.

б) зернь, скань, финифть, фреска.

в) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег Иванович, князь серпуховский Владимир.

(3б)Задание 3.Объясните значение слов: уроки, барщина, Судебник.


уроки- введённые княгиней Ольгой размеры дани_________________________________________________________________

барщина-все работы в хозяйстве феодала -__________________________________________________________________________

_Судебник-___первый кодекс законов единой России____________________________________________________

(4б)Задание 4. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными    с их правлением:

1) Владимир Креститель         2) Владимир Мономах            3) Святослав        4) Ярослав Мудрый

______________________________________________________

А.        Ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов-крепостей по притокам Днепра;

Б.        Разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;

В.        Добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;

Г.        С деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;

Д.        Основатель г. Владимира-на-Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любечского съезда князей.

1АВ2Д3Б4Г

(1б)Задание 5.Укажите год крещения княгини Ольги в Константинополе

А. 862г         Б. 907           В. 957                    Г. 988

Задание 6. Расположите в хронологическом порядке:

1) присоединение Новгорода к Московскому княжеству.

2) «Стоглавый собор» Русской церкви.

3) правление Ярослава Мудрого.

4) издание «Судебника» Ивана III.

3

1

4

2

(2б)Задание 7. Найдите ошибки в тексте:

В середине XVII в. В России назрела необходимость проведения реформы церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела церкви, хотя царское окружение выражало свою симпатию Аввакуму.

_______________________________________________________________________митрополита_Никона_______, Аввакум не поддерживал новшеств Никона. Государственная власть выслала Аввакума в Сибирь._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1б)Задание 8. Расположите в хронологической последовательности исторические личности в порядке их деятельности:
А) Юрий Долгорукий                                    Б) Ярослав Мудрый
В) Иван IV                                                      Г) Владимир Мономах

БГАВ

(4б)Задание 9. . Установите соответствие между понятиями и их определениями:
А) Вече                                     Б) Кормление
В)Поместье                              Г) Опричнина 1


1.Особый порядок управления страной, установленный Иваном IV
2. Земельное владение, даваемое за военную и гос. службу

3. Народное собрание, решавшее вопросы жизни города

4.Содержание должностных лиц за счёт местного населения
Г1В2В3А4Б

(5б)Задание 10. Напишите сочинение –эссе на любую из выбранных тем:

1. Ранее всех и более всех святых...приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».

(Н.И. Костомаров)

2. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории...При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних».

 (Н.М. Карамзин).

2 вариант.

(2б)Задание 1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)?

а) Смоленск, Малоярославец, река Березина.______ сражения Отеч.войны 1812г

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

б), Лжедмитрий 1 , Лжедмитрий 2, Василий Шуйский _________претенденты на русский престол в Смутное время____________. __________________________________________________________________

(4б)Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

а) староста, посадник, тысяцкий, фендрик.

б) зернь, скань, финифть, фреска.

в) великий князь московский Дмитрий Иванович, Сергий Радонежский, Александр Македонский, князь серпуховский Владимир.

(3б)Задание 3.Объясните значение слов: полюдье,  ярлык, погосты.


_полюдье- сбор дани Киевским князем с подвласных ему земель

Ярлык-ханская грамота на княжение в русских землях.

погосты-определённые места, куда в назначенный срок должны были свозить дань____________________________________________________________

(1б)Задание 4.. Основателем Древнерусского государства летописи называют:
А) Олега
В) Рюрика
Б) Игоря Г) Святослава


(1б)Задание 5. Древнейшей летописью, дошедшей да нас является:
А) «Слово о законе и благодати
» Б) «Повесть временных лет»
В) «Слово о полку Игореве» Г) «Чтение о житии и погублении»


(1б)Задание 6. Первым русским царём был:
А) Иван IV В) Иван III
Б) Михаил Романов Г) Василий III

(2б)Задание 7. Найдите ошибки в тексте:

В середине XVII в. В России назрела необходимость проведения реформы церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела церкви, хотя царское окружение выражало свою симпатию Аввакуму.

_______________________________________________________________________митрополита_Никона_______, Аввакум не поддерживал новшеств Никона. Государственная власть выслала Аввакума в Сибирь._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1б)Задание 8. Расположите в хронологической последовательности исторические личности в порядке их деятельности:
А) Юрий Долгорукий                                    Б) Ярослав Мудрый
В) Иван IV                                                      Г) Владимир Мономах

БГАВ


(4б)9. Установите правильное соответствие между датами и событиями:
А 1223            1) Невская битва
Б)1240            2) Стояние на Угре
В)1380            3) Битва на Калке
Г)1480            4) Куликовская битва

А3Б1В4Г2
(5б)10. Задание 10. Напишите сочинение –эссе на любую из выбранных тем:

1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем... Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый -пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа».

(A.M.Карпов)

2. «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно».

 (В.О. Ключевский)

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории

8 класс

1вариант

(2б)Задание 1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)?.

а) 1700г.; 1703г.;1721г.;__эпоха реформ Петра 1_______ .

б) Екатерина I; Анна Иоанновна; Елизавета Петровна; _____Дворцовые перевороты_____________ .

(2б)Задание 2. Кто или что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

а) Семен Дежнев; Василий Поярков; Симон Ушаков; Ерофей Хабаров.

б) Анна Иоанновна ;Екатерина I; Павел ; Елизавета Петровна.

(3б)Задание 3. Объясните значение слов:вира, ярлык, полюдье.

Вира-штраф

_полюдье- сбор дани Киевским князем с подвласных ему земель

Ярлык-ханская грамота на княжение в русских землях.

(1б)Задание 4. Расположите в хронологическом порядке:

1) Куликовская битва.

2) Ледовое побоище.

3) Стояние на Угре.

4) Битва на Калке.

4

2

1

3

(4б)Задание 5. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и склонять слова по падежам.

1) Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга.

______________________________________________________________________уроки- в Киевской Руси во времена княжения Ольги, установленный размер дани__________________________________________________________________

2) Глава, управление, Древний, выборный, в, Новгород.

_________________________________________________________________________посадник- в Древнем Новгороде выборный глава управления_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1б)Задание 6. Расположите в хронологической последовательности приведенные ниже исторические факты.

А) Правление Василия Шуйского.

Б) Избрание на царство Бориса Годунова.

В) Гибель в Угличе царевича Дмитрия.

Г) Восстание Хлопка.

______ВБГА_____________________

(4б)Задание 7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1) Хрестоматия;

2) Целибат;

3) Дольмены;

4) австралопитек;

(2б)Задание 8. Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?

Александр Ярославич (Невский)

(2б)Задание 9.Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?

Куликовская битва


(2б)Задание 10..
.  О ком идет речь:  В 22-летнем возрасте в 1462г. он вступил по завещанию отца на престол. Не понадобилось ни одобрения Орды,

ни ее ярлыка. Ему предстояло создать единое государство и освободить его от ордынского ига.   Иван 3

(5б)Задание 11.Напишите сочинение –эссе на любую из выбранных тем:

1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем... Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый -пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа».

(A.M.Карпов)

2. «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно».

 (В.О. Ключевский)

Вариант 2

(2б)Задание 1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)?

а)Смоленск, Тарутино, Малоярославец;_сражения Отечественной войны 1812г________ .

б) Екатерина I; Анна Иоанновна; Елизавета Петровна; _Дворцовые перевороты_________________ .

(2б)Задание 2. Кто или что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

а)Давыдов, Фигнер, Аракчеев, Дорохов.

б) Анна Иоанновна ;Екатерина I; Павел 1 ;Екатерина 2.

(3б)Задание 3. Объясните значение слов: семибоярщина, вервь, ярославов ряд.

Семибоярщина- правление семи бояр.

Вервь-община.

Ярославов ряд- передача трона не от отца к сыну , а от брата к брату

(1б)Задание 4. Расположите в хронологическом порядке:

1) Воцарение Петра I

2).Полтавская битва

3).Гангутское сражение

 4).Основание Петербурга

1

4

2

3

(4б)Задание 5. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и склонять слова по падежам.

1)разделении труда, предприятие, и, на, основанное, между, ручной труд, рабочие.

________________________________________________________________________мануфактура-предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда между рабочими________________________________________________________________

2)люди, правления, большинство, форма, принадлежавшая.

_________________________________________________________________________республика-форма правления, принадлежавшая большинству людей_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1б)Задание 6. Расположите в хронологической последовательности приведенные ниже исторические факты.

А) Правление Фёдора Ивановича

Б) Избрание на царство Бориса Годунова.

В)Правление Михаила Романова.

Г)Правление Василия Шуйского

АБГВ

___________________________

(4б)Задание 7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1)флеши.;

2) ярмарка;

3)апокриф;

4)мануфактура;

(2б)Задание 8. Назовите русского князя, командовавшего войском в Невской битве?

Александр Ярославич (Невский)

(2б)Задание 9.Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?

Куликовская битва


(2б)Задание 10. Укажите  автора этих слов: «И посылал в чужие земли со словами «Иду на вы»…        

 Святослав

(5б)Задание 11.Напишите сочинение –эссе на любую из выбранных тем:

1. Ранее всех и более всех святых...приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».

(Н.И. Костомаров)

2. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории...При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних».

 (Н.М. Карамзин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....