внеаудиторное занятие в 5 классе
элективный курс (5 класс) по теме

Попова Виктория Николаевна

Календарно-тематическое планирование элективного занятия по математике для 5  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vneaud.z._5.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                          Согласовано:                           Утверждено:

Зам.директора по УР  АСОШ              в заседании МО:                     Директор Абагинской СОШ

____________  /Старостина М.К./       №          от                                 ____________  /Александрова Л.К./      

Дата: _____________ 2011г.                 __________ 2011 г.                 Дата: _______________ 2011 г.

 Календарно - тематическое планирование

внеаудиторного занятия по математике для 5 класса

 

1 часа в неделю, всего 35 часов.

I четверть:  9

II четверть:  8

III четверть:  10

IV четверть:  8

                                                                                                               Составила учитель математики Абагинской СОШ

Попова Виктория Николаевна

                                                                                     

                                                                                                             

Абага – 2011

Содержание

Основной линией изучения математики в 5 классе является числовая линия, в которой учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами. Поэтому, в основном, рассматриваются задачи, связанные с этой линией. В начальных классах разбираются задачи на действия с натуральными числами, в 5 классах добавляется материал с дробными числами.

Организация нестандартных задач в определенную систему должна учитывать запросы как учителей, так и учащихся, занимающихся в кружке.

Кроме этого, на занятиях кружка по подготовке к олимпиадам важно знакомить детей с «классическими» задачами. Данные задачи можно встретить во многих учебниках и дополнительной литературе. Много нестандартных задач было придумано учеными древности или автор также неизвестен, их называют историческими по имени автора или старинными задачами. На современном этапе, в связи с открытиями в области математики появились задачи нового типа: на применение графов, на раскраску, действия на шахматной доске. Все эти задачи обладают интересным содержанием и изящным решением.

В основу занятия математического кружка по подготовке к участию в математических олимпиадах включено пять основных этапов.

1. Первый этап (мотивационный) – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых-математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.

2. Второй этап (ориентировочный) – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).

3. Третий этап (исполнительный) – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.

4. Четвертый этап (контролирующий) – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.

5. Пятый этап (мотивационный) – разбор занимательных, шутливых математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.

К каждому занятию учитель подбирает опорную задачу. В некоторых сериях задач идея решения, т.е. метод его разрешения указывается в самом условии.

При работе с опорными, аналогичными и развивающими задачами важно поддерживать постоянное сотрудничество с детьми, стимулировать учащихся к выполнению заданий, поощрять верные подходы, стараться вникнуть в их рассуждения и направить на верный путь.

На основании того, что олимпиада в пятых классах является практически первым опытом участия детей в подобного рода соревнованиях, то для этой категории учащихся особенно необходимы подготовительные, тренировочные упражнения, учитывающие, с одной стороны, возрастные особенности и уровень математической подготовленности, с другой стороны, возросшие требования к олимпиадным задачам.

Задач, которые можно предлагать учащимся 5 класса для подготовки к олимпиадам в настоящее время накопилось достаточно много. Здесь выбрано 35 наиболее распространенных олимпиадных тем. Количество занятий может быть разным, занятия длятся 45 минут. На изучение каждой темы отводится 1 час. К каждой теме предлагаются нестандартные задачи.

Календарно-тематический план

№§

Тема урока

К.ч

Дата

Дано

причин

Прим.

1

Задача гениального Гаусса

1

2

Задачи со спичками

1

3

Куры и кролики

1

4

Числовые выражения

1

5

Обводим линии

1

6

Ребусы с числами

1

7

Ребусы с буквами

1

8

Взвешивания на чашечных весах (без гирь)

1

9

Взвешивания на чашечных весах (с гирями)

1

10

Фальшивые монеты

1

11

Деление с остатком

1

12

Меняем монеты

1

13

Разрезания и перегибания

1

14

Задачи с часами

1

15

Задачи на движение (вверх и вниз)

1

16

Задачи на движение (скорость, расстояние, время)

1

17

Последняя цифра

1

18

Площадь и периметр фигур

1

19

Кубики

1

20

Отгадай возраст

1

21

Переливания

1

22

Делимость чисел

1

23

Числовые закономерности

1

24

Магические квадраты

1

25

Комбинации чисел

1

26

Логические задачи

1

27

Шахматная математика

1

28

Круги Эйлера

1

29

Разные геометрические задачи

1

30

Дроби

1

31

Среднее арифметическое

1

32

Обратный ход

1

33

Старинные задачи

1

34

Принцип Дирихле

1

35

Занимательные задания

1

итого

35

Использованная литература

  1. Кононова О.П. «Дьо5ур» куруЬуоктарын задачалара: 5-6 кылаастарга уорэнэр пособие /Республиканскай колледж;Президентскэй ситим оскуолаларын научнай-методическай киинэ.-Дьокуускай, 2002.-153 с.
  2. Агаханов Н.Х., Терешин Д.А., Кузнецова Г.М. школьные математические задачи. -4-е стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 128 с. ил.
  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред.шк. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988.- 160 с. ил.
  4. Гончарова Л.В. предметные недели в школе. Математика /.- Волгоград: Учитель, 2007. – 133 с.
  5. Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. / Кенгуру,         задачи, решения, итоги. – СПБ.- 2007. -64 с.
  6. Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. / Все задачи «Кенгуру»./изд. 3-е, дополненное. - Санкт-Петербург.- 2008. – 252 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчёт о внеаудиторной занятости учащихся 6 класса

Презентация представляет отчёт о внеурочной деятельности  класса в течение двух лет.  Это исследование художественного текста, читательские конференции, игры, викторины....

Воспитание гражданственности на учебных и внеаудиторных занятиях по английскому языку

Воспитательная деятельность в учреждении дополнительного образования.Становление гражданнственности - одна из наиболее актуальных проблем в системе современного образования. Занятия по иностранному яз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ первого курсана тему «Как мы…неистово любили…» Лирико –поэтический час...

Внеаудиторные занятия

«Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-позна...

Внеаудиторное занятие "Занимательное черчение"

Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую многих учеников сложную внешнюю сторону учебных предметов, станет ясно, что все они (предметы) п...

Методическая разработка внеаудиторного занятия по теме “Automobile. Professional terms”

Тема: Automobile. Professional termsПреподаватель:  Болдырева Ю.С.Учебная дисциплина /Профессиональный модуль:  Английский языкГруппа: РАТ-76, РАТ-75, 3 курсЦели:...

Рабочая программа по внеаудиторной занятости со слабоуспевающими детьми по английскому языку

Цель программы: формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности....