Уроки
план-конспект урока по теме

Леонова Юлия Михайловна

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе.

Тема: Образование Древнерусского государства.

Цели урока: выяснить причины образования Древнерусского государства и какова была роль варягов в этом процессе.

Задачи урока:

  1. Образовательная – определить причины образования Древнерусского государства; выяснить какова была роль варягов в этом процесе;
  2. Развивающая – дальнейшее развитие умений и навыков работы с текстом учебника и историческими источниками;
  3. Воспитательная - воспитание патриотизма на примере великих предков.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.

Место урока в учебном плане: 3 урок в разделе «Киевская Русь. IX-XII вв.»

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник § 3, исторические источники, компьютер.

План урока:

  1. Государство и его признаки.
  2. Причины образования Древнерусского государства.
  3. Образование Древнерусского государства и его внутренняя организация.
  4. Полюдье.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Назвать тему урока, поставить цели. Знакомство с планом урока.
  2. Изучение нового материала по плану.
  1. Беседа о понятии «государство» и его признаках.
  2. Самостоятельная работа с учебником – стр. 20-22:
  1. Выясните причины образования Древнерусского государства.
  1. Работа с историческими документами
  2. Беседа.
  1. Закрепление изученного. Ответить на вопрос:
  1. Можно ли считать варягов основателями Древнерусского государства?

Рабочая тетрадь - № 1, 2 и 4 стр. 9.

  1. Домашнее задание и подведение итогов - § 3, вопрос 6 стр. 27 (письменно)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля

(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: “Поле я вновь обработаю”, то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.

Вопросы:

1. Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?

2. Какой труд поощряли законы?

3. Предположите каким было отношение  в  Вавилонии к частной собственности?

4. Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?

5. Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

 (§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...  

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.  

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.                

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.                                              

(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил”, – и оплачивать лекаря.

Вопросы:

1. За какие преступления наказывали в Вавилонии?

2. Как  обычно наказывали людей, совершивших преступления?

3. Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

4. Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: “Я отвергну своего сына”, то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо  у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо  у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось  в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки  на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.

Вопросы:

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2. Как относились в Двуречье к рабам?  Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?

3. Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать их значение для жителей Вавилона.

Слайд 3

План изучения: 1.Образование Вавилонского царства. 2.Законы царя Хаммурапи.

Слайд 4

Действительно ли законы царя Хаммурапи защищали бедняков?

Слайд 5

1.Образование Вавилонского царства. Период первого воз-вышения Вавилон -ского царства на-чинается в 1800-1700гг. до н.э. Прочитайте в учебнике пункт 1 на с. 66 и определите причины возышения Вавилонского царства?

Слайд 6

Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – шестой царь первой Вавилонской династии.

Слайд 7

Законы царя Хаммурапи. Стелла с законами Хаммурапи, найденная в 1901 г. в Сузах. Сохранилось только 247 статей из 282.

Слайд 8

1. § 14. 2. Рабочая тетрадь. Вып. 1: № 54 с. 44, № 57 с. 46.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 10 классе

по теме: «Президент РФ».

Цель урока: рассмотреть роль президента в политической жизни страны.

Задачи урока:

  1. Образовательные - познакомить учащихся со статусом Президента РФ; историей появления института Президентства в РФ;  механизмом формирования должности; значением ее для политической жизни нашего государства;
  2. Развивающие - продолжать развивать умения учащихся вычленять причинно- следственные связи, анализировать и делать выводы; формировать умения сравнивать однотипные явления по указанным критериям, соотносить силу приводимых аргументов, оценивать позиции сторон в дискуссии.
  3. Воспитательные - воспитывать гражданско- правовую позицию школьников, уважение к принципам демократии, основы электорального поведения

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы в группах

Место урока в учебном плане: 3 урок в разделе «Политическая сфера»

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Средства обучения: Конституция РФ

Оборудование: компьютер, проектор

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение новой материала
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Ход урока

  1.           Организационный момент
  2. Актуализация знаний – «Карусель знаний»

Вопросы

Ответы

В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ?

Фамилия _________________________

Ответ:

На какие три ветви делится власть?

Фамилия _________________________

Ответ:

Как называется парламент РФ?

Фамилия:_________________________

Ответ:

Название какого политического режима переводится как «власть народа»?

Фамилия:_________________________

Ответ:

  1. Изучение нового материала

 Из истории.

В нашей стране институт президентской власти является новым. Впервые он был введен в

СССР в период перестройки. Первым Президентом стал М.Горбачев, избранный на этот пост в марте 1990 года. Этот же год явился последним для президентства М.Горбачева, который оказался не только первым, но и единственным Президентом СССР. Исчезла огромная советская  империя с  карт мира, на второстепенные позиции политического Олимпа был отодвинут Горбачев. А пост Президента остался и  довольно органично вплелся в политическое развитие современной России.

Задание. Сегодня на уроке мы попытаемся составим «мозаику» «Президент РФ». Каждая группа принесет для этой мозаики свой «кусочек смальты», чтобы в результате у нас получилось целостное представление о том, кто и при каких условиях может стать Президентом, какие функции он выполняет, с какими органами он решает основные вопросы страны, при каких обстоятельствах может досрочно покинуть свой пост или быть лишен своей должности.

Работа в группах (см. Приложения)

1 группа – «Кто может стать президентом РФ?»

2 группа – «Полномочия президента в исполнительной сфере»

3 группа – «Полномочия президента в законодательной сфере»

4 группа – «Полномочмя президента в судебной сфере»

По результатам работы заполните таблицу «Полномочия Президента РФ».

При выступлении ребят учащиеся делают записи в тетрадях.

  1. Тест (см. Приложения)

                   1 – верно

                   0 – не верно

Ответы: 01010

  1. Рефлексия – «Мог бы я стать президентом?»
  2. Итог урока

Таким образом, Президент Российской Федерации имеет очень широкие полномочия. Для того, чтобы его власть не скатилась к тирании,  Конституция предусматривает ряд гарантий от всевластия  Президента:

  1. переизбрание каждые 6 лет
  2. невозможность сохранять этот пост более 2-х сроков подряд
  3. возможность признания Конституционным судом его актов не соответствующими  Конституции
  4. возможность импичмента.

                                                 Приложения


1 группа – «Кто может стать Президентом РФ?»

Конституция РФ

Статья 81

«...1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд...»


2 группа - «Полномочия президента в сфере исполнительной власти»

Конституция РФ

Статья 83

«...Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов...;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации...;

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам...»

3 группа - «Полномочия президента в сфере законодательной власти»

Конституция РФ

Статья 83

«...Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов...;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации...;

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам...»

4 группа - «Полномочия президента в сфере судебной власти»

Конституция РФ

Статья 83

«...Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов...;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации...;

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетный звания российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам...»


Тест

  1. Согласно Конституции РФ Президент РФ назначает Председателя Государственной Думы
  2. Президент России формирует Администрацию Президента
  3. Согласно Конституции Президент РФ является Председателем Правительства
  4. Президент назначает референдум
  5. Президент назначает Генерального прокурора



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Древняя  Спарта»

Цели для ученика

1.Усвоить  учебный материал по теме «Древняя Спарта:  географическое положение Спарты,  образ  жизни  спартанцев,  спартанское воспитание (предметные УУД)

2.Учиться   анализировать   учебный  текст (метапредметные  познавательные УУД).

3.Учиться   переводить   информацию  из текста в схему  (метапредметные  познавательные УУД).

4.Учиться  правильно выражать  свои  мысли

6.Учиться  давать нравственную  оценку  информации

7.Учиться  оценивать   успешность усвоения  материала

Цели для учителя

Образовательные: Формировать   предметные УУД  - дать знания  о  древней  Спарте:   образе  жизни  спартанцев,  спартанском  воспитании;  

Развивающие:

Познавательные   УУД:  1)формировать умение работы с текстами (анализ текста) – находить ответы на вопросы  и делать выводы; 2)умение  работать в разных знаковых системах - текст + схема;  Коммуникативные   УУД: умение правильно выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: умение  оценивать  успешность усвоения материала

Воспитательные: формировать личностные УУД -  1)положительную  мотивацию  учения;  2)давать  нравственную  оценку  информации, фактам.

Тип урока: урок  изучения  нового материала  с элементами повторения и сравнения

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний

Средства к уроку:

1.Учебник по истории древнего мира.

2.Печатные   приложения  к  уроку

3.Электронное приложение  «Древняя Спарта»

Формы контроля: индивидуальный  контроль;

письменные  тестовые  задания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1 этап – организацион-

ный

Цель – активизация учащихся

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии. Готовность класса и оборудования.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Включение учащихся в деловой ритм.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся        

2 этап.

Цели:  1)актуализация  знаний;

2) мотивационный этап

1. Повторение  материала  об истории  греческих государств – игра «Верю - не верю»

2. Обратите внимание на доску эпиграфом нашего урока я взяла высказывание  древних греков «У Эллады две ноги – одна Афина, а другая Спарта» Что вам знакомо из этого высказывания. 

Сформулируйте  тему урока

Перед началом изучения новой темы, давайте определимся,  по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучения нового государства?

План

1 Географическое положение и природные условия Спартанского государства

2 Спартанцы и илоты

3 Управление Спартой

4 Воспитание спартанцев

Но мы сегодня не просто поговорим о Спарте, а попробуем сравнить её с Афинами.

 Вопрос: По каким линиям можно сравнить Афины и Спарту?

1.Учащиеся  выполняют предложенное  задание, фронтальная работа

2. Учащиеся  выдвигают  учебные  задачи

Примерные  варианты:

1.Где находилась Спарта?

2.Чем занимались  и как жили спартанцы?

3.  …

Формы  работы:

1)фронтальная - индивидуальная

Предметные УУД:

1)повторение  знаний  о  Древней  Греции

2)Умение решать тестовые задания

Познавательные  УДД:

1)применять  схему

2)высказывать предположения

Регулятивные УУД:

формулировать учебные задачи;

Коммуникативные УУД: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Личностные УУД:

1)проявлять уважение к ценностям культур других народов 2)выражать положительное отношение к процессу познания:

3) проявлять внимание, желание больше узнать

3 этап

Цели: 1)открытие нового знания

2)первичное закрепление

2.Первичное закрепление  материала

1 работа с картой и заполнение таблицы стр. 115

2.Самостоятельная работа с текстом учебника:

Прочитать п.1 стр. 147  учебника.

3. Физминутка

Если я говорю понятия связанные с Грецией вы хлопаете, если понятия не связанные с Грецией - вы топаете.

Балканский полуостров; Нил; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Посейдон; Деметра, каста

4. Схема:  Управление в древней Спарте. Рассказ учителя и заполнение схемы

5. Воспитание спартанцев – работа с источником

Что общего в общественном и государственном устройстве Афины и Спарты? А есть ли отличия?

Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?

У вас на столах расположены шаблоны для игры «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Спарта находилась в области Лакония

2.Жителей захваченных территорий спартанцы превращали в илотов

3.Спартанцы заботились об илотах, защищали их.

4. Главным занятием спартанцев было военное дело.

5.Во главе Спарты стоял император

6.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет

7.Народное собрание состояло из мужчин и женщин

8.Власть царей передавалась по наследству

9.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

Х

Х

0

Х

0

Х

0

Х

Х

Взаимопроверка

Поставьте  оценку: 

 0 ош -5

1-2 ош. – 4

3-4 ош - 3

Более 4 ошибок - 2

1.Учащиеся  работают с картой, учебником и заполняют таблицу

 

5.Учащиеся  формулируют вопрос.  

Читают текст  в ученике    «Спарта – военный  лагерь» или прил. 4.

Делают запись  в схеме-кластере: звено 5. «Спарта – военный  лагерь»

6.Учащиеся  читают  текст.  Предлагают  заголовок  фрагмента

Вариант: «Управление в Спарте»

Называют  ключевые слова  и записывают  в  схему-кластер

 звено 6 – «Управление в Спарте»

6.1.Совет старейшин (герусия),  

6.2.Народное собрание (апелла)  и

6.3. 2 царя (архагета)

7.Учащиеся   читают текст (работа в парах).  Отвечают на вопросы к тексту.  

1.Учащиеся  выполняют  тестовые  задания.  Ставят  отметки  в  лист  самоконтроля.

Формы  работы:

1)индивидуальная
2)групповая

3)работа в парах

Методические  приемы:

1)Фронтальная беседа  по  ходу  объяснения

2)Анализ  текста

Предметные УУД:

1)открытие   знаний о  древней  Спарте:   образе  жизни  спартанцев,  спартанском  воспитании;  

2)Умение решать тестовые задания

Познавательные  УДД:

1)составлять     схему

2)высказывать предположения  и аргументы

3)воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Регулятивные УУД:

1)удерживать цель деятельности до получения ее результата

2)оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности

 Коммуникативные УУД:

1) находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

 2)оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Личностные УУД:

1)проявлять уважение к ценностям культур других народов 2)выражать положительное отношение к процессу познания:

3) проявлять внимание, желание больше узнать

4)различать основные нравственно-этические понятия

5)оценивать собственную учебную деятельность

4 этап

«Стадия   рефлексии»

1.Учитель организует работу  с листом самооценки:

«Я узнал …»

«Я  научился…»

Формы  работы:

1)индивидуальная
2)работа в парах

Методические  приемы:

1)Прием  самооценки, работа с листом самооценки

2)Прием  «синквейн».

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность

Регулятивные  УУД:

1)оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

2)выделять   главное в ученом  материале

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи.

5 этап – домашнее  задание

§ 31

- Написать сочинение «Один день спартанского мальчика».

- составить кроссворд на тему «Древняя Спарта»

Формы  работы:

индивидуальная

Коммуникативные УУД:

1)писать сочинения

Приложение 5.   Спартанское воспитание.

    Плутарх:  «…спартанских  детей  Ликург запретил  отдавать на  попечение  воспитателям,  да  и отец не мог воспитывать сына,  как ему  заблагорассудится.   … Он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы (общины), которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, … но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета».

     Едва  мальчики  достигали  семилетнего возраста,  Ликург  отбирал их у  родителей  и раздавал  по отрядам  («агелам»), где дети жили и ели вместе  и приучались играть и проводить время друг с другом. «Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

    С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: их приучали ходить босыми и, как правило, без одежды. Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками. Юноши должны были собирать дрова, подростки – овощи. Все, что они приносили, было ворованным. «… Если представлялся случай, они крали и кушанья. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать   для того, чтобы заставить их … бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых».   Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне».    «... так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

Вопросы:  Что вам  не понравилось  в воспитании спартанских  мальчиков?  Что  вам понравилось  в воспитании  мальчиков в Спарте?   Что вас  особенно  удивило?  (вопросы на  оценивание).   Как вы  думаете,  почему   воспитание мальчиков  в  Спарте  было  столь  суровым?   Какова  главная  цель спартанского воспитания?    (вопрос на понимание)



Предварительный просмотр:

Древняя Италия. Древний Рим.

Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они защищают страну от северных ветров, поэтому климат на полуострове мягкий и тёплый.

  Самыми крупными реками этой страны являются Тибр, По и Арно.

  Южная часть этой страны богата прекрасными пастбищами, где местные жители пасли свой домашний скот.

  В переводе с греческого языка название этой страны переводится «страна телят».



Предварительный просмотр:

«Многообразие современного мира»

Цели урока:

1. Личностные: сформировать ценность многообразия современного мира, способствовать применению полученной информации в практической деятельности;

2. Метапредметные: продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других, добывать информацию из различных источников;

3.Предметные: систематизировать представление учащихся о проявлениях и причинах многообразия современного мира; продолжить развитие коммуникативных способностей: грамотно задавать вопросы и отвечать на них.

Тип урока: усвоение нового материала с элементами практической работы.

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в группах.

Основные понятия: планетарная цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Оборудование урока:

  • установка для мультимедийной презентации,
  • тексты и  задания для групповой работы,
  • Учебное пособие «Обществознание.  Профильный уровень : Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Этап мотивации и целеполагания (10,5 мин.)

Посмотрите видеоролик. Во время просмотра подумайте над вопросами (лежат на столе)

- Какие мысли и чувства вызвал у вас ролик?

- Попробуйте определить круг проблем, поднятых в нем.

- В чем вы увидели проявления разнообразия и природного и общественного мира?

- Как бы вы назвали этот видеоролик?

- Согласитесь ли с названием «Многообразие современного мира»?

- Именно так будет звучать тема нашего урока

Определимся с  целями.

Обсудите в группах (по две парты) цели урока, записывая на  листах  свои варианты.

Возможный вариант

  1. Выяснить, в чем проявляется многообразие современного мира.
  2. Объяснить причины этого многообразия.
  3. Сравнить типы современных обществ

  1. Реализация плана

Итак, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

-Докажите, что современный мир многообразен.

- ≈ 250 государств (включая государства с различным статусом)

-6,6 млрд. землян

-многообразие экономических институтов

-многообразие форм социально-политической жизни  (Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни)

-    многообразие культур, укладов жизни.

-  многообразен также религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама или буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования, либо стоят на атеистической позиции.

   Таким образом, многообразие современного мира проявляется в многообразии социально – экономических и политических систем, культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности.

-Что выступает факторами целостности современного мира?

 

Факторами его целостности являются:

а) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;

 б) развитие транспорта, сделавшее современный мир «маленьким», доступным для передвижения;

в) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;

г) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;

д) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Единство мира в его многообразии.

-Как вы думаете, в чем причина подобного многообразия мира?

  • различие природных условий
  • различие физической среды обитания
  • различие исторической среды обитания

Работа в группах. – стр. 373-374

 Используя  материалы учебника, ранее полученные на уроках истории и права  сведения, выполните следующие задания:

1.  Группа анализирует, как природные факторы влияли на способ организации хозяйства людей.

Ответ: окружающий природный мир предопределял способы обработки земли, приемы разведения скота, стимулировал производство тех или иных орудий труда, создавал предпосылки для торговли. Некоторые географические зоны настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, для развития. Другие – напротив, настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках торговых путей. Географические условия, особенно на начальных этапах истории, оказали большое влияние на развитие человеческого общества.

2.  Группа приводит примеры, как природная среда влияла на организацию политической власти.

Ответ: существует ирригационная теория возникновения государства,  согласно которой государственная власть в странах Востока возникла из-за необходимости организовывать труд огромного количества людей по строительству ирригационных сооружений.

3. Группа приводит примеры  влияния исторической среды на формирование ментальности народа, в вашем случае, русской нации.

Ответ: на формирование особого типа ментальности накладывал отпечаток такой фактор, как огромные  открытые пространства, постоянно подвергавшиеся набегам и служившие объектом завоевательных стремлений  как западных, так и восточных  народов и государств. Опасность постоянных нападений порождала оборонительные и наступательные настроения, то есть общество было милитаризованным. Особенности климатических факторов  - длительная зима, короткое лето -  порождали такую черту национального характера, как способность концентрировать усилия и в короткий срок выполнять объемную работу.

Русский менталитет:

-самоотверженность, жертвенность, героизм, религиозность, вольнолюбие, щедрость и т.д.

-Вы убедились в том, что мир действительно многообразен, однако, условно ученые делят его на Запад и Восток.

Правомерно ли, на ваш взгляд, такое разделение?

Какие тенденции  и институты преобладают в современном мире – западные или восточные?

Ответ: Западные  демократические нормы и институты – политические, экономические (рыночная экономика), культурные, образа жизни.

- Какие еще процессы наблюдаются в современном мире?

Работа с иллюстративным рядом: по изображениям определить явление, о котором идет речь.

Ответ: Глобализация- процесс интеграции государств и народов разных областях деятельности.

-Каковы последствия этого процесса?

Ответ:

Позитивные:

*стимулирующее влияние на экономику:

*Появление возможности создавать товары в тех регионах, где их производство обойдётся дешевле

*Возможность реализации товаров там, где это даст большую прибыль

*снижение издержек производства

*рост прибыли

*концентрация усилий на разработке передовых технологий

*плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные исследования

*сближение государств

*возникновение социокультурного единства человечества

Негативные:

*насаждение единого стандарта поведения

*создание препятствий для развития отечественного производства

*игнорирование специфики развития разных стран

*навязывание определённого  образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

*оформление идеи соперничества(мощные экономические государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слабых странах)

*утрата специфических черт  нац. культур[1].

-Куда же двигается человечество? Происходит постепенное формирование единой и при этом многообразной планетарной цивилизации.

-Что лежит в основе этого процесса?

А. Расширение   ареала западной цивилизации, вестернизация;

Б. Синтез Запада и Востока, модернизация и адаптация культурных и политических традиций.

2.Особенности традиционных обществ на современном этапе. Индустриальные общества. Достижения и противоречия постиндустриального общества.

  Напоминаю вам о классификации аграрного, индустриально и постиндустриального обществ, авторами которой являются Д. Белл и Олвин Тоффлер.

  Вам знакомы характеристики каждого из этапов.

1 группа - традиционное общество

2 группа - индустриальное общество

3 группа – постиндустриальное общество

Аграрное общество

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • приверженность традициям
  • связь человека с родом, кастой, общиной
  • устойчивость положения человека
  • ценностно-мотивационная основа
  • возможности традиционного воспитания (установка на образование, дисциплину, конформизм), как одна из основ источника  азиатского технологического «прорыва»

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • доминирующее развитие аграрного сектора
  • инерционность принятых культурных образцов
  • предписанные модели поведения

Индустриальное общество

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • технически обусловленный процесс повышения общественного благосостояния
  • улучшение качества жизни общества
  • возможности для применения результатов НТР

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • подверженность кризисам (ресурсов, экологического)
  • отрицательные последствия маргинализации
  • экстенсивные технологии

Постиндустриальное  общество

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • Широкое применение информационных знаний
  • гибкое мелкосерийное производство
  • рост мобильности индивидов
  • развитие коммуникаций
  • увеличение благосостояния
  • размывание границ социальных классов
  • всеобщий доступ к знаниям
  • утверждение плюралистической демократии
  • эффективность работы государственных институтов и структур

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • "духовный водоворот"
  • утрата согласия
  •  неспособность прийти к единому стандарту поведения, общим правилам,
  • резкий рост числа субкультур

  1. Первичное закрепление – решение заданий ЕГЭ
  2. Рефлексия

 - Так к каким же выводам из нашего урока вы пришли?

- Достигли ли мы поставленных целей?

В заключение, я хочу предложить вам выбрать по одному грецкому ореху. Рассмотрите его внимательно, запомните. Сложите орехи обратно.

Перемешиваю орехи и предлагаю найти свой.

- Удалось ли вам найти свой орех? Что вызвало затруднение?

- Каждый орех чем-то отличается, но в целом они похожи друг на друга. Так и современный мир един и многообразен одновременно.

VI. Домашнее задание


[1] Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.  М.: АСТ, Астрель, 2009. - 478 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...