Современный урок
статья по теме

Абитова Румия Загфяровна

выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Современный урок.

       Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Современный урок  математики, сохранив присущие ему признаки, в тоже время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма организации  личностно ориентированного подхода при обучении математике. Урок математики обладает целым рядом специфических особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие признаки:

  -содержание урока не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики;

  -в процессе овладения системой математических знаний уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать;

  -при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом  материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека;

  -стремление к эффективному обучению учащихся на уроке математики обусловлено и тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин;

  -в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому  на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

      В своем выступлении я не затрагиваю дидактические основы  конструирования современного урока, так как с ними все мы с вами знакомы.

     В процессе разработки урока выделяются два этапа – предварительный - это подготовка  к новому учебному году, построение системы уроков по изучаемой теме и непосредственный - с разработкой очередного урока.

     На первом этапе я изучаю и анализирую стандарт среднего математического образования, учебные планы, программы и учебники по математике для общеобразовательных учреждений, уточняю перечень необходимой  учебно-методической литературы и учебного оборудования, конкретизирую календарный план, придумываю систему повторения изученного материала, выявляя пути реализации   меж предметных связей, намечаю систему уроков по каждой теме. Изучая опыт работы учителей, в том числе и моих коллег, нахожу немало резервов совершенствования методики отбора системы уроков по каждой теме, выбираю многочисленные комбинации систем уроков по изучаемой теме. Напомню базовую систему уроков, так как с использованием базовой  системы уроков удается полнее задействовать потенциальные возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности организации преподавания математики в общеобразовательных учреждениях.  К урокам базовой системы относятся  урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний  и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-зачет, урок-практикум, урок-экскурсия; урок-дискуссия, урок-консультация, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-деловая игра, урок-ролевая игра..

 

      Урок математики, являясь целостной развивающейся системой, в свою очередь входит составным элементом в совокупность уроков по учебной теме и учебному процессу. В результате  разработки урока определяю его тему, цели, так как рождение любого урока начинается с осознания его целей - образовательных, воспитательных и развивающих, также тип, содержание, методы и средства обучения, последовательность и продолжительность его этапов, намечаемые для проверки знаний и умений и организации других видов учебной деятельности учащихся.. Все сведения оформляю в вид плана или конспекта урока. Именно они определяют систему моих действий на предстоящем уроке. Цели,        поставленные учителем и принятые даже самым слабым учеником могут побудить их к активной учебной деятельности, а значит, и повлиять порой значительно на ее результативность, на формирование побуждений к деятельности, т.е. мотивации. При всем при этом я и сама стараюсь не забывать формировать мотивацию учению с себя, передавая учащимся свою радость от решения трудной задачи или целенаправленно создавая для них «ситуацию успеха». Как известно всякое начало трудно. Не составляет исключение в этом смысле и организация начала урока. Стараюсь быть естественной, уравновешенной и приветливой. В каждом своем поступке исхожу из желания помочь учащимся учиться математике. При подготовке к урокам использую интернет-ресурсы, учебно-методические пособия,  которые содержат материал, расширяющие границы учебника и дополнительные сведения, необходимые учащимся  и для меня в совместной деятельности. Существенную помощь оказывает картотека личных учебно-методических пособий и презентаций к уроку. Подготовку наглядных средств  и учебного оборудования к уроку веду заблаговременно.

      Качество и эффективность урока зависят от того, как он организован, т.е. зависят от соответствующего решения вопросов, связанных не только с его разработкой, но и с проведением. Поэтому для успешной организации урока необходимо владеть и современными основами методики его проведения. Среди методов контроля использую устный опрос, игровые контролирующие задания, письменные работы программированного типа, тесты. Мы знаем, что тесты применяются для оперативной оценки знаний учащихся, вместе с тем фиксируется только результат, но не ход их выполнения, а у учащихся есть возможность угадывания ответа. Поэтому при проверке знаний и умений с помощью тестов сочетаю запись хода выполнения с записью выбранного ответа.

      Урок математики является целостной развивающейся системой. Главное же направление этого развития видится мне в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...