«Путёвка в жизнь»
методическая разработка (9 класс) по теме

Киселева Любовь Владимировна

сценарный ход данного мероприятия направлено на то, чтобы помочь подростку правильно решить проблему профессионального выбора.Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте в момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир профессий пищевого производства. Социальные педагоги МУ КЦСДОДиМ, п/к «Магистраль» Киселёва Л.В.

Слайд 2

Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

Слайд 3

Шеф-повар Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает разнообразие ассортимента блюд составляет меню. Осуществляет контроль над технологией приготовления пищи.

Слайд 4

Повар- кулинар Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

Слайд 5

Повар-технолог - организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.

Слайд 6

Сотэ́ шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах. Рыбный повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки. Мясной повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.

Слайд 7

Гриль-повар, грильярдье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне. Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье). Овощной повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений. Повар холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными. Повар выпечки, патиссье́. Не кондитер !— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).

Слайд 8

Второстепенные должности Сменный повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти. Мясник буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты. Ученик повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия; Внутренний повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни. Мойщик посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией кухни.

Слайд 9

Выбравшим себе эту профессию следует знать и о нелегком ее характере. Нашим мамам и бабушкам об этом известно, как никому: каждый день приходится кормить свои семьи. А представьте себе — накормить целый завод?! институт?! школу?! В эту профессию приходят по-разному. Кто-то заканчивает средние специальные заведения, кто-то учится азам прямо на рабочем месте.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

 «Комплексный центр социально  досугового обслуживания детей и молодежи»

отдел социально-педагогической работы

Методическая разработка

Тема: “ Путешествие в мир профессий пищевого производства”

                                                                                                      Социальный педагог:

                                                                                           Л.В. Киселева.

 

                                                                                          

г. Ноябрьск

2011г.

                         

                           

Цель: ознакомление подростков с профессиями пищевого производства (кондитер, повар, пекарь и др.)

Задачи:

  1. расширить у подростков знания о профессиях пищевого производства;
  2. развить мотивацию профессионального самоопределения участников;

Форма проведения: интерактивное мероприятие.

Категория участников: подростки от 14 до 17 лет

Количество участников: 15 - 20 человек

Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 03.02.2012года  в 17.00

Ответственные: социальные  педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. информационный стенд по  теме: «Выбор профессии - важное дело»;
  2. презентация по теме (10 слайдов) (Приложение 6);
  3. листы бумаги, ручки, карандаши;
  4. экран, видеопроектор.

План мероприятия:

Вводная часть:

1.1. Организационный момент.

1.2. Сообщение темы и плана работы.

Основная часть: 

2.1. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.                             

2.2. Знакомство и обсуждение понятий.

2.3. Опрос: «Кто это?»

2.4. Работа в группах «Задание».

Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов.

3.2. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина,                    Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
  4. Психологическое сопровождение профильного обучения:  метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index. 

Вводная часть

        Здравствуйте, ребята. С момента приготовления первого мамонта на костре прошло немало времени. Человек понял, что пища оказывает влияние и на его желудок, и на внешность, и на психическое состояние. Еда превратилась не только в физиологическую потребность, но и в несказанное удовольствие. От того, какую пищу и в каком количестве мы употребляем, как она приготовлена, из каких ингредиентов состоит, напрямую зависят наше здоровье и долголетие.

        Сегодня мы познакомимся с миром пищевого производства профессией  Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания. (Слайд 1). Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянской «вар», означавшего кипящую воду и жар.

Основная часть

        Еще лет пятнадцать назад профессия повара не считалась престижной и не слишком хорошо оплачивалась. Но с конца 80-х годов прошлого века в столице и других городах, как грибы после дождя, стали появляться кооперативные кафе, бары, а с середины 90-х – рестораны, закусочное, пиццерии. Не все выдерживали конкуренции и закрывались, но, несмотря на это в Москве работает более 4 тысяч предприятий общественного питания. И везде требуются повара.

        Профессия повар очень многогранна, имеет множество специализаций и классификаций.

-  Какие специализации профессии повар вы знаете? (подростки называют)

- Представите себе как вы мало знаете о этой профессии, я предлагаю взять у меня подсказки и объяснить, что это за специализации.(подросткам раздаются листочки с названием специализаций). (Слайд 2 - 8)

Разновидности профессии.

Шеф-повар - Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает на основе разнообразие ассортимента блюд, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи.

Повар-кондитер - Специализируется на кондитерских изделиях.

Повар-технолог - Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.

Повар-кулинар - Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

Сотэ́  шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах.

 Рыбный  повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки.

Мясной  повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.

Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне.

Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье).

Овощной  повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений.

Повар  холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными.

Повар  выпечки, патиссье́. Не кондитер!— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).

Второстепенные должности

Сменный  повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти.

 Мясник  буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты.

 Ученик  повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия;

Внутренний  повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни.

 Мойщик  посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией кухни.

Просмотр видео – ролика «Шефы о профессии».

        Повару необходимо знать европейские кухни, технологии приготовления горячих и холодных блюд, а также умение работать с мясом, рыбой и морепродуктами. Обладающий таким багажом человек может рассчитывать на место в ресторане средней руки с зарплатой $300-500. Начать придется с чистки овощей и мытья кастрюль. Но при старании и умении учиться у опытных "товарищей" за 3-5 лет можно дорасти до заместителя шеф-повара, зарплата которого доходит до 1000 долларов. (Слайд 7)

Работа в группах.

 Группам  раздаются листы бумаги и ручка, каждая группа должна составить список по заданию.

Задание: Повару — сделать набор продуктов для приготовле ния блюда по выбору (из продуктов, имеющихся на столе).

Кондитеру — рассказать рецепт приготовления выпеченного изделия.

Официанту — сервировать стол по выбору к обеду, чаю, завт раку (набор посуды на столе).

Просмотр видео – ролика «Лучшие повара».

Заключительная часть

Подведение итогов. Что нужно для того, чтобы стать хорошим поваром. Прежде всего – талант. Сколько блюд известно человечеству? Десять тысяч? Двадцать? Сосчитать это до сих пор не удавалось никому. Да это и невозможно. Ведь сколько блюд можно приготовить из обыкновенной картошки, если подойти к делу творчески. Может ли повар трудиться без фантазии, быть нетворческим человеком? Конечно, нет! У него всегда есть шанс придумать свой оригинальный рецепт какого-либо нового, еще не отведанного миром блюда! Каждый ли может быть поваром? К сожалению, нет. Повару нужно нечто, подаренное природой. Это «нечто» — тонкие вкусовые ощущения и хорошо развитое обоняние. Кроме того, повар должен быть быстр, сноровист, собран, чувствовать форму, линию, цвет... Но выбравшим себе в подруги эту профессию следует знать и о нелегком ее характере. Нашим мамам и бабушкам об этом известно, как никому: каждый день приходится кормить свои семьи. А представьте себе — накормить целый завод?! институт?! школу?! В эту профессию приходят по-разному. Кто-то заканчивает средние специальные заведения, кто-то учится азам прямо на рабочем месте.

Рефлексия (Слайд 10).

Приложение 1

Материал информационного стенда

ПОВАР-КОНДИТЕР

1. Общая характеристика профессии. Готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, помнит рецепты приготовле ния разных блюд и умеет красиво оформлять приготовленное. Органи зует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вно сить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной темпе ратуры,

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Для деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зри тельно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нуж ны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запа ха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.

3. Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т.п.); органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет  и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.); нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.); болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.); бактерионосительство.

4. Требования к профессиональной подготовке. Должен знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии. Должен уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование.

5. Родственные профессии. Бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кулинар блюд из рыбы и морепродуктов, пекарь, кондитер, повар.

Приложение 2

Шеф-повар - Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает на основе разнообразие ассортимента блюд, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи.

Повар-кондитер - Специализируется на кондитерских изделиях.

Повар-технолог - Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.

Повар-кулинар - Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

Сотэ́  шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах.

 Рыбный  повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки.

Мясной  повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.

Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне.

Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье).

Овощной  повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений.

Повар  холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными.

Повар  выпечки, патиссье́. Не кондитер!— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).

Второстепенные должности

Сменный  повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти.

 Мясник  буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты.

 Ученик  повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия;

Внутренний  повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни.

 Мойщик  посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией

Приложение 3

Шеф-повар

Повар-кондитер

Повар-технолог

Повар-кулинар 

Сотэ́  шеф, соусье́ 

Рыбный  повар, пуассоннэ́, пассонье́ 

Мясной  повар, ротиссье́

Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́

Повар

по-обжарке, фритюрье́ 

Овощной  повар, энтреметье́ 

Повар  холодных закусок, гардманже́ 

Повар  выпечки, патиссье́.

Не кондитер

Сменный  повар, повар-турне́ 

Мясник  буше́ 

Ученик  повара; коми́ 

Внутренний  повар, «домашний повар»

Мойщик  посуды; эскулери́, эскулерье́

Приложение 4

Задание: Повару — назвать набор продуктов для приготовле ния блюда по выбору (продукты перечислить в том порядке, в котором они будут закладываться).

Приложение 5

Задание: Кондитеру — рассказать рецепт приготовления выпеченного изделия (любого на ваш вкус).

Приложение 6

Задание: Официанту — сервировать стол по выбору к обеду, чаю, завт раку (назовите необходимую посуду и ее расположение  на столе).



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

 «Комплексный центр социально  досугового обслуживания детей и молодежи»

отдел социально-педагогической работы

Методическая разработка

Тема: “ Профессии вокруг нас”

                                                                                                      Социальный педагог:

                                                                                           Л.В. Киселева.

 

                                                                                          

г. Ноябрьск

2011г.

                         

Цель: развивать познавательный интерес к профессиям в ЯНАО

Задачи:

  1. расширение у подростков знаний о профессиях;
  2. развить мотивацию профессионального самоопределения участников.

Форма проведения: интерактивное мероприятие.

Категория участников: подростки от 14 до 17 лет

Количество участников: 10 - 15 человек

Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 03.12.2011года  в 16.00

Ответственные: социальные  педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. информационный стенд по  теме: «Выбор профессии - важное дело»;
  2. презентация по теме (6 слайдов) (Приложение 1);
  3. доска, маркеры, листы бумаги, ручки, карандаши, булавки;
  4. экран, видеопроектор.

План мероприятия:

Вводная часть:

1.1. Организационный момент.

1.2. Сообщение темы и плана работы. Знакомство с гостями.

Основная часть: 

2.1. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.                            

2.2. Знакомство и обсуждение понятий.

2.3. Выступление психолога  МУ «КЦСДОДиМ» Н.С. Хованской                                                                                                                                        

2.4. Работа в группах «Робот».

Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов.

3.2. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина,                    Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
  4. Психологическое сопровождение профильного обучения:  метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index. 

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. Существуют десятки тысяч профессий. Сегодня мы поговорим о профессиях, которые нас окружают (Слайд 1).

Основная часть

Просмотр фильма « Экскурсия по Ноябрьску» (2-3 мин.)

 - Какими качествами должен обладать человек приехавший работать на север?

(смелость, человек сильный духом, романтическая натура…)

        Все эти качества, были у первооткрывателей ведь, только человек с богатым внутренним миром мог вынести все тяготы северных, суровых условий. И по сегодняшний день суровость природных условий выбирает, кому оставаться на Севере и продолжать здесь работать.

А какие профессии  нашего региона вы знаете? Назовите их:

Задание 1. Из перечня слов выберите ту, профессию  которую вы знаете, расскажите нам о ней: инженер, водитель большегруза, оператор газового хозяйства, подрывник, инженер эксплуатации  трубопроводов, мастер цеха добычи нефти и газа, бурильщик, КИП, электоролинейщик, оленевод, чум работница. (Слайд)

        Каждая специальность, а в особенности работа в северных условиях – это тяжелый физический труд, но вполне выполнимый, а зачастую и высоко оплачиваем.

Просмотр фильма «Северные дороги», «Покорения ЯМАЛА»

Выбирая профессию, вы намечаете направление, русло движения. Чтобы выполнить принятое решение, нужно заглянуть в себя, понять и оценить свои силы и возможности – «А смогу ли я так работать»  и только после этого получать профессию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

 «Комплексный центр социально  досугового обслуживания детей и молодежи»

отдел социально-педагогической работы

Методическая разработка

Тема: “ Как подростку стать конкурентоспособным на рынке труда”

                                                                                                   

                                                                      Социальные педагоги:

Л.В. Киселева

 А.А. Бабаева

                                                                                                     

                 

г. Ноябрьск

2011г.

Цель: содействовать в повышении уровня осознанности профессионального выбора и планирования жизненного пути подростков.

Задачи:

  1. расширение у подростков знаний о мире профессионального труда,
  2. актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Форма проведения: познавательная игра с элементами тренинга

Категория участников: подростки от 14 до 16 лет

Количество участников: 15 - 20 человек

Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 18.02.2011года  в 16.00

Ответственные: социальные  педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева, А.А. Бабаева

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. информационный стенд по  теме: «Выбор профессии - важное дело»;
  2. видеоролик по теме: «Стратегия выбора профессии»;
  3. презентация по теме (4 слайдов) (Приложение 4);
  4. доска, ватман, маркеры, листы бумаги, ручки, карандаши, булавки;
  5. экран, видеопроектор.

План мероприятия:

Вводная часть:

1.1. Организационный момент.

1.2. Сообщение темы и плана работы, знакомство с гостями.

1.3. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.

Основная часть: 

2.1. Презентация видеоролика «Стратегия выбора профессии».                              

2.2. Выступление специалиста ЦЗН Т.В. Аваряскиной.                                                                                                                                                    

2.3. Работа в группах «Профессия на букву».

2.4. Ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов.

3.2. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина,                    Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
  4. Кибирев А.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Кибиреев. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.
  5. Психологическое сопровождение профильного обучения:  метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index. 

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Сегодня мы и обсудим проблему выбора профессии и о том, как стать конкурентоспособным на рынке труда. (Слайд 1)

В нашем обсуждении примут участия – психолог муницмпального учреждения «Комплексный центр социально  досугового обслуживания детей и молодежи» – Хованская Наталья Сергеевна и ведущий инспектор центра занятости населения по профессиональному обучению и профориентационной работе – Аваряскина Тамара Валентиновна.

Вопросы:

  1. Каким вы видите себя в профессиональном плане?
  2. По какому принципу вы выбираете свою профессию?

(высказывание подростков)

Основная часть

Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Для построения стратегии выбора профессии мы предлагаем вам просмотреть видеоролик. (Приложение 1)

Проблемы выбора профессии у молодежи всех городов одинаковы, а как же обстоят дела со статистикой трудоустройства в нашем городе, и какие профессии больше всего востребованы – об этом нам расскажет ведущий инспектор центра занятости населения по профессиональному обучению и профориентационной работе – Аваряскина Тамара Валентиновна (выступление специалиста) (Слайд 2, 3)

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области.

Работа в группах

Игра: «Профессия на букву»

Инструкция: «Сейчас будет соревнование между командами, какая команда знает больше профессий, является более эрудированной. Будет  названа буква. Задача каждой команды вспомнить и записать профессию, начинающуюся с этой буквы. На работу вам отводится 7 - 10 минут.

Презентация группами названых профессий (обсуждение).

Мы узнали и обсудили несколько профессий названные вами, а как же нам защитить себя в выбранной профессии, давайте поиграем.

Ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре» (Приложение 3). Рефлексия.

Заключительная часть

Подведение итогов. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы. В этом вам могут помочь психолог – Хованская Наталья Сергеевна и инспектор центра занятости населения – Аваряскина Тамара Валентиновна. Обращайтесь, и никто вам не откажет в помощи!!!

Рефлексия (слайд 4).

Приложение 2

Игра «Профессия на букву»

Подростки делятся на 2 команды. (Правая и левая).

Инструкция: «Сейчас будет соревнование между командами, какая команда знает больше профессий, является более эрудированной. Будет  названа буква. Задача каждой команды вспомнить и записать на листе бумаги как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. На работу вам отводится 7 - 10 минут.

Примечание: Цель данной игры — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Рекомендации:

1. Не надо требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, важно хотя бы приблизительно   обозначить ту или иную профессиональную деятельность. Если участник смог ответить на уточняющие вопросы, имеет представление о деятельности, ее содержании, то ответ может быть засчитан как положительный. Данное упражнение позволяет педагогу в ненавязчивой форме уточнить представления учащихся о тех или иных профессиях.

2.Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

Данная игра, несмотря на всю ее простоту, проходит достаточно интересно и является хорошей активизирующей методикой.

Приложение 3

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры – дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Инструкция: участникам игры предлагается выбрать себе профессию: (врач, инженер плотник менеджер и т.д.) и представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто–то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто это сделает, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

        При подведении результатов необходимо обсудить ход игры, использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Проект по профориентации воспитанников "Путёвка в жизнь"

Пояснительная записка.«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычк...

Путёвка в олимпийский хор

Трудолюбие и целеустремленность ведут к побeде....

Спасибо за путёвку в жизнь!

Это рассказ о моём дедушке Писаревом Павле Петровиче участнике ВОВ. Он прошёл всю войну.У него очень много наград. О нём написано  на сайте "Подвиг народа".А я хотела бы ему сказать :"Спасибо за ...

правильное воспитание как путёвка в жизнь

эта статья написана под впечатлением работы с детьми из детского дома. Нам кажется, что толко эти дети трудно вписываются в привычную бытовую обстановку,, но, как оказалось, это не совсем так. "Д...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....