«Путёвка в жизнь»
методическая разработка (9 класс) по теме
сценарный ход данного мероприятия направлено на то, чтобы помочь подростку правильно решить проблему профессионального выбора.Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте в момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.54 МБ |
![]() | 85.5 КБ |
![]() | 45 КБ |
![]() | 79 КБ |
![]() | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.
Шеф-повар Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает разнообразие ассортимента блюд составляет меню. Осуществляет контроль над технологией приготовления пищи.
Повар- кулинар Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.
Повар-технолог - организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.
Сотэ́ шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах. Рыбный повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки. Мясной повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.
Гриль-повар, грильярдье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне. Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье). Овощной повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений. Повар холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными. Повар выпечки, патиссье́. Не кондитер !— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).
Второстепенные должности Сменный повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти. Мясник буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты. Ученик повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия; Внутренний повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни. Мойщик посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией кухни.
Выбравшим себе эту профессию следует знать и о нелегком ее характере. Нашим мамам и бабушкам об этом известно, как никому: каждый день приходится кормить свои семьи. А представьте себе — накормить целый завод?! институт?! школу?! В эту профессию приходят по-разному. Кто-то заканчивает средние специальные заведения, кто-то учится азам прямо на рабочем месте.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Комплексный центр социально досугового обслуживания детей и молодежи» отдел социально-педагогической работы Методическая разработка Тема: “ Путешествие в мир профессий пищевого производства” Социальный педагог: Л.В. Киселева.
г. Ноябрьск 2011г. |
Цель: ознакомление подростков с профессиями пищевого производства (кондитер, повар, пекарь и др.)
Задачи:
- расширить у подростков знания о профессиях пищевого производства;
- развить мотивацию профессионального самоопределения участников;
Форма проведения: интерактивное мероприятие.
Категория участников: подростки от 14 до 17 лет
Количество участников: 15 - 20 человек
Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 03.02.2012года в 17.00
Ответственные: социальные педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- информационный стенд по теме: «Выбор профессии - важное дело»;
- презентация по теме (10 слайдов) (Приложение 6);
- листы бумаги, ручки, карандаши;
- экран, видеопроектор.
План мероприятия:
Вводная часть:
1.1. Организационный момент.
1.2. Сообщение темы и плана работы.
Основная часть:
2.1. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.
2.2. Знакомство и обсуждение понятий.
2.3. Опрос: «Кто это?»
2.4. Работа в группах «Задание».
Заключительная часть:
3.1. Подведение итогов.
3.2. Рефлексия.
Использованная литература:
- Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
- Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
- Психологическое сопровождение профильного обучения: метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index.
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. С момента приготовления первого мамонта на костре прошло немало времени. Человек понял, что пища оказывает влияние и на его желудок, и на внешность, и на психическое состояние. Еда превратилась не только в физиологическую потребность, но и в несказанное удовольствие. От того, какую пищу и в каком количестве мы употребляем, как она приготовлена, из каких ингредиентов состоит, напрямую зависят наше здоровье и долголетие.
Сегодня мы познакомимся с миром пищевого производства профессией Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания. (Слайд 1). Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянской «вар», означавшего кипящую воду и жар.
Основная часть
Еще лет пятнадцать назад профессия повара не считалась престижной и не слишком хорошо оплачивалась. Но с конца 80-х годов прошлого века в столице и других городах, как грибы после дождя, стали появляться кооперативные кафе, бары, а с середины 90-х – рестораны, закусочное, пиццерии. Не все выдерживали конкуренции и закрывались, но, несмотря на это в Москве работает более 4 тысяч предприятий общественного питания. И везде требуются повара.
Профессия повар очень многогранна, имеет множество специализаций и классификаций.
- Какие специализации профессии повар вы знаете? (подростки называют)
- Представите себе как вы мало знаете о этой профессии, я предлагаю взять у меня подсказки и объяснить, что это за специализации.(подросткам раздаются листочки с названием специализаций). (Слайд 2 - 8)
Разновидности профессии.
Шеф-повар - Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает на основе разнообразие ассортимента блюд, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи.
Повар-кондитер - Специализируется на кондитерских изделиях.
Повар-технолог - Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.
Повар-кулинар - Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.
Сотэ́ шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах.
Рыбный повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки.
Мясной повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.
Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне.
Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье).
Овощной повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений.
Повар холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными.
Повар выпечки, патиссье́. Не кондитер!— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).
Второстепенные должности
Сменный повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти.
Мясник буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты.
Ученик повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия;
Внутренний повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни.
Мойщик посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией кухни.
Просмотр видео – ролика «Шефы о профессии».
Повару необходимо знать европейские кухни, технологии приготовления горячих и холодных блюд, а также умение работать с мясом, рыбой и морепродуктами. Обладающий таким багажом человек может рассчитывать на место в ресторане средней руки с зарплатой $300-500. Начать придется с чистки овощей и мытья кастрюль. Но при старании и умении учиться у опытных "товарищей" за 3-5 лет можно дорасти до заместителя шеф-повара, зарплата которого доходит до 1000 долларов. (Слайд 7)
Работа в группах.
Группам раздаются листы бумаги и ручка, каждая группа должна составить список по заданию.
Задание: Повару — сделать набор продуктов для приготовле ния блюда по выбору (из продуктов, имеющихся на столе).
Кондитеру — рассказать рецепт приготовления выпеченного изделия.
Официанту — сервировать стол по выбору к обеду, чаю, завт раку (набор посуды на столе).
Просмотр видео – ролика «Лучшие повара».
Заключительная часть
Подведение итогов. Что нужно для того, чтобы стать хорошим поваром. Прежде всего – талант. Сколько блюд известно человечеству? Десять тысяч? Двадцать? Сосчитать это до сих пор не удавалось никому. Да это и невозможно. Ведь сколько блюд можно приготовить из обыкновенной картошки, если подойти к делу творчески. Может ли повар трудиться без фантазии, быть нетворческим человеком? Конечно, нет! У него всегда есть шанс придумать свой оригинальный рецепт какого-либо нового, еще не отведанного миром блюда! Каждый ли может быть поваром? К сожалению, нет. Повару нужно нечто, подаренное природой. Это «нечто» — тонкие вкусовые ощущения и хорошо развитое обоняние. Кроме того, повар должен быть быстр, сноровист, собран, чувствовать форму, линию, цвет... Но выбравшим себе в подруги эту профессию следует знать и о нелегком ее характере. Нашим мамам и бабушкам об этом известно, как никому: каждый день приходится кормить свои семьи. А представьте себе — накормить целый завод?! институт?! школу?! В эту профессию приходят по-разному. Кто-то заканчивает средние специальные заведения, кто-то учится азам прямо на рабочем месте.
Рефлексия (Слайд 10).
Приложение 1
Материал информационного стенда
ПОВАР-КОНДИТЕР
1. Общая характеристика профессии. Готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, помнит рецепты приготовле ния разных блюд и умеет красиво оформлять приготовленное. Органи зует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вно сить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной темпе ратуры,
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Для деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зри тельно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нуж ны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запа ха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.
3. Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т.п.); органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.); нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.); болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.); бактерионосительство.
4. Требования к профессиональной подготовке. Должен знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии. Должен уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование.
5. Родственные профессии. Бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кулинар блюд из рыбы и морепродуктов, пекарь, кондитер, повар.
Приложение 2
Шеф-повар - Составляет заявки на необходимые продовольственные товары. Обеспечивает на основе разнообразие ассортимента блюд, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи.
Повар-кондитер - Специализируется на кондитерских изделиях.
Повар-технолог - Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции.
Повар-кулинар - Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.
Сотэ́ шеф, соусье́ — Отвечает за соусы, за всё, что подается с соусом, также за тушение и обжарку в соусах.
Рыбный повар, пуассоннэ́, пассонье́ — Готовит рыбные блюда, может отвечать за разделку рыбы и за специфические рыбные соусы/подливки.
Мясной повар, ротиссье́ — Готовит мясные блюда, и их соусы. Разделкой мяса не занимается.
Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́ — Отвечает за приготовление блюд на гриле, решетке, также на открытом огне.
Повар по-обжарке, фритюрье́ — Отдельная позиция человека, занимающегося обжаркой компонентов блюд (чаще мясных, поэтому комбинируется с ротиссье).
Овощной повар, энтреметье́ — В европейской системе кухни занят приготовлением салатов и первых блюд, а также овощных гарниров и овощных украшений.
Повар холодных закусок, гардманже́ — Отвечает за холодные закуски — и обычно за все блюда, которые готовятся и подаются холодными.
Повар выпечки, патиссье́. Не кондитер!— Отвечает за выпечку, печеные блюда, иногда за десерты (но они — как раз работа кондитера).
Второстепенные должности
Сменный повар, повар-турне́ — Повар, задача которого — быть в нужный момент ассистентом кому-то из шеф-де-парти.
Мясник буше́ — Отвечает за первичную разделку мяса (дичи, птицы) и рыбы, также, при надобности — за последующую разделку на субпродукты.
Ученик повара; коми́ — Так называют повара, вникающего в суть работы отдела кухни, или повара, сменившего отдел. Собственно, ясно из названия;
Внутренний повар, «домашний повар» — Готовит блюда для самих работников производства, в том числе и для поваров кухни.
Мойщик посуды; эскулери́, эскулерье́ — Один или несколько людей, моющих посуду во время работы, а также следящих за чистотой и санитарией
Приложение 3
Шеф-повар | Повар-кондитер | Повар-технолог |
Повар-кулинар | Сотэ́ шеф, соусье́ | Рыбный повар, пуассоннэ́, пассонье́ |
Мясной повар, ротиссье́ | Гриль-повар, грильярдье́, иногда грилье́ | |
Повар по-обжарке, фритюрье́ | Овощной повар, энтреметье́ | Повар холодных закусок, гардманже́ |
Повар выпечки, патиссье́. Не кондитер | Сменный повар, повар-турне́ | Мясник буше́ |
Ученик повара; коми́ | Внутренний повар, «домашний повар» | Мойщик посуды; эскулери́, эскулерье́ |
Приложение 4
Задание: Повару — назвать набор продуктов для приготовле ния блюда по выбору (продукты перечислить в том порядке, в котором они будут закладываться).
Приложение 5
Задание: Кондитеру — рассказать рецепт приготовления выпеченного изделия (любого на ваш вкус).
Приложение 6
Задание: Официанту — сервировать стол по выбору к обеду, чаю, завт раку (назовите необходимую посуду и ее расположение на столе).
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Комплексный центр социально досугового обслуживания детей и молодежи» отдел социально-педагогической работы Методическая разработка Тема: “ Профессии вокруг нас” Социальный педагог: Л.В. Киселева.
г. Ноябрьск 2011г. |
Цель: развивать познавательный интерес к профессиям в ЯНАО
Задачи:
- расширение у подростков знаний о профессиях;
- развить мотивацию профессионального самоопределения участников.
Форма проведения: интерактивное мероприятие.
Категория участников: подростки от 14 до 17 лет
Количество участников: 10 - 15 человек
Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 03.12.2011года в 16.00
Ответственные: социальные педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- информационный стенд по теме: «Выбор профессии - важное дело»;
- презентация по теме (6 слайдов) (Приложение 1);
- доска, маркеры, листы бумаги, ручки, карандаши, булавки;
- экран, видеопроектор.
План мероприятия:
Вводная часть:
1.1. Организационный момент.
1.2. Сообщение темы и плана работы. Знакомство с гостями.
Основная часть:
2.1. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.
2.2. Знакомство и обсуждение понятий.
2.3. Выступление психолога МУ «КЦСДОДиМ» Н.С. Хованской
2.4. Работа в группах «Робот».
Заключительная часть:
3.1. Подведение итогов.
3.2. Рефлексия.
Использованная литература:
- Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
- Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
- Психологическое сопровождение профильного обучения: метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index.
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. Существуют десятки тысяч профессий. Сегодня мы поговорим о профессиях, которые нас окружают (Слайд 1).
Основная часть
Просмотр фильма « Экскурсия по Ноябрьску» (2-3 мин.)
- Какими качествами должен обладать человек приехавший работать на север?
(смелость, человек сильный духом, романтическая натура…)
Все эти качества, были у первооткрывателей ведь, только человек с богатым внутренним миром мог вынести все тяготы северных, суровых условий. И по сегодняшний день суровость природных условий выбирает, кому оставаться на Севере и продолжать здесь работать.
А какие профессии нашего региона вы знаете? Назовите их:
Задание 1. Из перечня слов выберите ту, профессию которую вы знаете, расскажите нам о ней: инженер, водитель большегруза, оператор газового хозяйства, подрывник, инженер эксплуатации трубопроводов, мастер цеха добычи нефти и газа, бурильщик, КИП, электоролинейщик, оленевод, чум работница. (Слайд)
Каждая специальность, а в особенности работа в северных условиях – это тяжелый физический труд, но вполне выполнимый, а зачастую и высоко оплачиваем.
Просмотр фильма «Северные дороги», «Покорения ЯМАЛА»
Выбирая профессию, вы намечаете направление, русло движения. Чтобы выполнить принятое решение, нужно заглянуть в себя, понять и оценить свои силы и возможности – «А смогу ли я так работать» и только после этого получать профессию.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Комплексный центр социально досугового обслуживания детей и молодежи»
отдел социально-педагогической работы
Методическая разработка
Тема: “ Как подростку стать конкурентоспособным на рынке труда”
Социальные педагоги:
Л.В. Киселева
А.А. Бабаева
г. Ноябрьск
2011г.
Цель: содействовать в повышении уровня осознанности профессионального выбора и планирования жизненного пути подростков.
Задачи:
- расширение у подростков знаний о мире профессионального труда,
- актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Форма проведения: познавательная игра с элементами тренинга
Категория участников: подростки от 14 до 16 лет
Количество участников: 15 - 20 человек
Место, дата и время проведения: п/к «Магистраль», 18.02.2011года в 16.00
Ответственные: социальные педагоги п/к «Магистраль» - Л.В. Киселева, А.А. Бабаева
Оформление, оборудование и инвентарь:
- информационный стенд по теме: «Выбор профессии - важное дело»;
- видеоролик по теме: «Стратегия выбора профессии»;
- презентация по теме (4 слайдов) (Приложение 4);
- доска, ватман, маркеры, листы бумаги, ручки, карандаши, булавки;
- экран, видеопроектор.
План мероприятия:
Вводная часть:
1.1. Организационный момент.
1.2. Сообщение темы и плана работы, знакомство с гостями.
1.3. Актуализация проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.
Основная часть:
2.1. Презентация видеоролика «Стратегия выбора профессии».
2.2. Выступление специалиста ЦЗН Т.В. Аваряскиной.
2.3. Работа в группах «Профессия на букву».
2.4. Ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».
Заключительная часть:
3.1. Подведение итогов.
3.2. Рефлексия.
Использованная литература:
- Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
- Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина. – изд. Глобус, 2007.
- Кибирев А.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Кибиреев. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.
- Психологическое сопровождение профильного обучения: метод. материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index.
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Сегодня мы и обсудим проблему выбора профессии и о том, как стать конкурентоспособным на рынке труда. (Слайд 1)
В нашем обсуждении примут участия – психолог муницмпального учреждения «Комплексный центр социально досугового обслуживания детей и молодежи» – Хованская Наталья Сергеевна и ведущий инспектор центра занятости населения по профессиональному обучению и профориентационной работе – Аваряскина Тамара Валентиновна.
Вопросы:
- Каким вы видите себя в профессиональном плане?
- По какому принципу вы выбираете свою профессию?
(высказывание подростков)
Основная часть
Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Для построения стратегии выбора профессии мы предлагаем вам просмотреть видеоролик. (Приложение 1)
Проблемы выбора профессии у молодежи всех городов одинаковы, а как же обстоят дела со статистикой трудоустройства в нашем городе, и какие профессии больше всего востребованы – об этом нам расскажет ведущий инспектор центра занятости населения по профессиональному обучению и профориентационной работе – Аваряскина Тамара Валентиновна (выступление специалиста) (Слайд 2, 3)
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области.
Работа в группах
Игра: «Профессия на букву»
Инструкция: «Сейчас будет соревнование между командами, какая команда знает больше профессий, является более эрудированной. Будет названа буква. Задача каждой команды вспомнить и записать профессию, начинающуюся с этой буквы. На работу вам отводится 7 - 10 минут.
Презентация группами названых профессий (обсуждение).
Мы узнали и обсудили несколько профессий названные вами, а как же нам защитить себя в выбранной профессии, давайте поиграем.
Ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре» (Приложение 3). Рефлексия.
Заключительная часть
Подведение итогов. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы. В этом вам могут помочь психолог – Хованская Наталья Сергеевна и инспектор центра занятости населения – Аваряскина Тамара Валентиновна. Обращайтесь, и никто вам не откажет в помощи!!!
Рефлексия (слайд 4).
Приложение 2
Игра «Профессия на букву»
Подростки делятся на 2 команды. (Правая и левая).
Инструкция: «Сейчас будет соревнование между командами, какая команда знает больше профессий, является более эрудированной. Будет названа буква. Задача каждой команды вспомнить и записать на листе бумаги как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. На работу вам отводится 7 - 10 минут.
Примечание: Цель данной игры — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Рекомендации:
1. Не надо требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность. Если участник смог ответить на уточняющие вопросы, имеет представление о деятельности, ее содержании, то ответ может быть засчитан как положительный. Данное упражнение позволяет педагогу в ненавязчивой форме уточнить представления учащихся о тех или иных профессиях.
2.Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
Данная игра, несмотря на всю ее простоту, проходит достаточно интересно и является хорошей активизирующей методикой.
Приложение 3
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель игры – дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Инструкция: участникам игры предлагается выбрать себе профессию: (врач, инженер плотник менеджер и т.д.) и представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто–то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто это сделает, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
При подведении результатов необходимо обсудить ход игры, использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/22/picture-11389.jpg)
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-497277-1413637744.jpg)
Проект по профориентации воспитанников "Путёвка в жизнь"
Пояснительная записка.«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычк...
Путёвка в олимпийский хор
Трудолюбие и целеустремленность ведут к побeде....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50503.jpg)
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Спасибо за путёвку в жизнь!
Это рассказ о моём дедушке Писаревом Павле Петровиче участнике ВОВ. Он прошёл всю войну.У него очень много наград. О нём написано на сайте "Подвиг народа".А я хотела бы ему сказать :"Спасибо за ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-971656-1510396371.jpg)
правильное воспитание как путёвка в жизнь
эта статья написана под впечатлением работы с детьми из детского дома. Нам кажется, что толко эти дети трудно вписываются в привычную бытовую обстановку,, но, как оказалось, это не совсем так. "Д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1298064-1607783963.jpg)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....