Моя педагогическая философия
статья по теме

Моренкова Наталья Юрьевна

Некоторые мои размышления на заре педагогической деятельности о преподавании математики и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моренкова Н.Ю.        "Моя педагогическая философия"

"Не существует неинтересных предметов, есть только незаинтересованные люди"

Даян Лифтин

Педагогическая деятельность является одной из древнейших профессий на Земле. Эта профессия – одна из самых мирных на нашей планете. Организация Объединенных Наций объявила первое десятилетие XXI века десятилетием культуры Мира и ненасилия. Роль учителя в этих условиях неизмеримо возрастает, потому что мир на Земле может установиться только через культуру и образование.

В наши дни общество нуждается в таких педагогах, которых отличает направленность не только на учебные предметы, но и на личность воспитанника. Такая педагогика рассматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке. Уникальность каждого ребенка необходимо раскрывать на каждом уроке, на любом предмете. И реализация этого возможна за счет целесообразно найденного подхода.

Общее развитие, воспитание и обучение детей, более эффективно, если оно индивидуально ориентировано и обеспечивает максимальное включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность. В наш век стремительно развивающегося прогресса невозможно прожить без умения приспосабливаться к новым условиям, следовательно, необходимо научить детей учиться, ориентироваться в жизни, уметь находить выход из любой ситуации.

Поэтому в настоящее время в обучении должен ставиться акцент на применение личностно-ориентированных технологий. Основные принципы которых: нет неталантливых людей, есть занятые не своим делом! Если кто-то слаб в одном вопросе, то он непременно силен в другом. Все дети могут освоить необходимый уровень знаний, только всем требуется разное время. Способности ученика определяются не при усредненных условиях, а при оптимально подобранных для каждого ученика.

Личностно-ориентированные технологии позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых.  Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания, которое подлежит усвоению, развивает не только интересы, но и способности каждого, а также обучает различным видам деятельности.

Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. Активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения.

Учитель – не главный человек на уроке, а первый среди подобных и равных ему: ведущий и ведомый одновременно. Почему важно, чтобы он те только вел, но и сам за кем-то шел? Тогда на уроке откроется много интересного, иногда любопытнее и содержательнее того, что предусмотрено планом учителя. Идя за учеником, учитель помогает ему вырастать в личность.

Если хочется, чтобы ученики никогда не подводили, чтобы они показали лучшие результаты, надо дать им понять, что им верят, что от них ждут многого, что к ним уважительно относятся, видят в них достойных людей. Не надо стесняться просить у них совета. Одобрение и похвала рождают энтузиазм, пробуждают творческое отношение к себе, укрепляют самоуважение. Очень приятно, когда учителем подмечаются мелочи или ценные качества ученика. Надо уметь в любом ответе ученика найти достоинства и назвать их вслух. Этим поощряется инициатива учащихся.

Работать в классе нужно со всеми, надо озадачить всех, чтобы каждый ребенок почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился со своим заданием. Надо давать такие задания, которые позволяют каждому ребенку проявить свои творческие способности, осознать свою значимость для коллектива и для общества, найти свою нишу.

Качество и эффективность урока зависят от того, как он организован. Учитель должен помнить о тех, кого учит. Уроки не должны быть скучными. Интересное преподавание должно быть тщательно спланировано заранее. Необходимо считаться не только с темой занятия, но и с настроем аудитории, ее численностью, особенностями. На уроке учитель должен управлять воспитательным процессом, через предмет должно осуществляться и эстетическое воспитание учащихся.

Чем больше учитель вникает в процесс обучения и чем больше претворяет в жизнь свои познания и задумки, тем активнее становятся его ученики, тем лучше они начинают учиться.

Стиль обучения должен быть обращен ко всем чувствам человека, должен быть увлекающим, захватывающим. Необходимо создать все условия для воплощения и перевоплощения, разнообразить формы уроков. Нужно провоцировать активное мышление. Учитель должен показать практическую сторону дела, продемонстрировать наглядно то, о чем хочет сказать. Задача педагога – убедить ученика учиться,  захотеть получить знания, применять полученные знания в разных учебных предметах и в жизни. Надо уметь стимулировать ученика к познанию. Цель преподавания – быть не посредником в передаче информации, а уметь зародить в жизни учащихся и в жизни вообще какие-то изменения.

Самой распространенной формой обучения математике в современной школе является урок. Однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Через урок осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе. Тем самым становится реальным и необходимым использование современного урока для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении математике.

Современный урок математики рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Для урока математики характерны и являются наиболее существенными следующие признаки:

1) Содержание не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний;

2) в большей степени по сравнению с другими учебными предметами уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать;

3) при обучении математики должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале,

4) теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач (поэтому теория не изучается в отрыве от практики).

Для полной реализации всего задуманного на уроке математики, наряду с традиционными общими методами, необходимо применять и специальные методы, отражающие основные способы познания, используемые в математике:

- эмпирические методы (наблюдение, опыт, измерение),

- логические методы (анализ, синтез, индукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д.),

- математические методы познания (математическое моделирование и т.д.).

Немаловажным фактором в успехе урока математики является подбор задач.

Задачи можно составлять, исходя из внеучебных интересов ученика. (То есть учитель обязательно должен знать, чем увлекаются дети: кто музыкант, кто художник, кто спортсмен).  "Свои" задачи ученики решают гораздо активнее, чем просто отвлеченные задачи из учебника. Можно смоделировать ситуацию под слабых учеников, например, футболистов (придумать геометрическую задачу). И тогда эти ученики будут в центре внимания на уроке. В тех задачах, где особенно нужна аккуратность или пространственное мышление, всегда помогут художники, даже если они не сильны в математике. Можно разбить задание на части, чтобы каждый отвечал за свой этап.

Также очень охотно решаются задачи полюбившегося всем международного математического конкурса "Кенгуру", т.к. они тоже жизненные, захватывающие, интересные; но, с другой стороны, некоторые с подвохом, но не требующие специальных знаний, что также интригует учащихся.

Одним из золотых правил на уроке математики является наглядность. Очень важно на практике продемонстрировать теоретические результаты: подтвердить жесткость треугольника, измерить высоту дерева с помощью подобных треугольников и т.д. (На уроке геометрии иногда вместо циркуля можно использовать веревочку, тряпку, которой стирают с доски. При построении в тетради – монету в 5 рублей, маленький скотч, брелок… Плоскость и прямая, пересекающая плоскость, - это лист бумаги и спица или карандаш…)

В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно использовать игры, учебные диски, презентации по предмету, практические занятия – в общем, то, что вызывает удивление, притягивает внимание. Такие уроки надолго запоминаются ученикам, пробуждают их интерес к предмету. Более старшим можно поручить какие-то части презентации подготовить самим.

Даже от использования сотовых телефонов можно извлечь пользу. Тем ученикам, которые неохотно работают, можно поручить выполнять вычисления с помощью калькулятора в телефоне. Интересно, необычно и вполне законно! В какой-то степени от этих учеников зависит решение задачи, на них надеются, ждут, обращают внимание.

Современная жизнь немыслима без компьютера. Его применение непосредственно на уроках и при подготовке к урокам оказывает неоценимую услугу. Напечатанные кроссворды, специальные задания, ребусы, тесты и т.д. показывают детям, что компьютер нужен не только для игр, но и для работы. Контрольные работы в печатном виде помогают ученику быстрее сориентироваться в заданиях, освобождают от необходимости вглядываться на доску (особенно, если есть проблемы со зрением, отсвечивает доска, некачественный мел и т.д.) Напечатанные контрольные работы предотвращают списывание с доски в перемену, облегчают выполнение работы над ошибками, дают возможность выполнить другой вариант дома, показать родителям или проработать его на дополнительном занятии, да и просто прививают культуру работы.

Чтобы содержание урока могло вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, необходима постоянная работа над качеством преподавания. Интересно все то, что захватывает воображение, действует на интеллект и чувство. Интересным может быть все то, что выходит за рамки обычного. Любой учебный предмет будет увлекательным, если будут интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Необходимо так строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в нем было как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют оригинальные примеры, вопросы, задания. Очень важно, чтобы урок всегда нес в себе творческое начало.

Урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как коллективом, где должна создаваться общая, единая для всех атмосфера совместного поиска, работы, где должен возникать азарт совместных усилий. Дети всегда должны быть заняты, поэтому надо использовать различные приемы активизации мышления. Интерес в значительной мере формируется и закрепляется благодаря самостоятельному действию, активному отношению к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыденных дел, повседневных обязанностей.

Отметка – важный инструмент, с помощью которого осуществляется измерение знаний школьника. С другой стороны – это стимул, фиксирующий его отношение к предмету. Выставление отметки – дело весьма деликатное. Нельзя спешить ставить плохую отметку, необходимо разобраться в причинах неподготовленного задания и т.д., необходимо быть очень внимательным даже к весьма робким успехам, не ущемлять самолюбие учащегося. Учителю необходимо все знать о своем ученике, надо противопоставлять его проступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену и т.д.  Учитель должен быть не возмущен, а удивлен тем, что произошло. Этим показывается вера в ученика.

Немаловажным является и имидж преподавателя. Основными чертами имиджа являются:

- умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного ученика,

- умение располагать к себе мимикой, интонациями и риторическими оборотами,

- умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному ученику те новые возможности, которые он получит после начала обучения,

- умение показать навыки делового взаимодействия,

- умение увлечь ученика своей учебной дисциплиной, научным поиском, творческой деятельностью ("Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя". В.А.Сухомлинский),

- умение выявить в каждом ученике его творческую индивидуальность и помочь ему в самореализации ("Секрет обучения заключается в уважении к ученику". Р.Эмерсон),

- быть открытым для учеников ("Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит на жизнь". Ш.А.Амонашвили),

- постоянно самому быть в творческом поиске ("Учить можно до тех пор, пока сам учишься". К.Д.Ушинский),

- желание передать детям все знания, которыми владеет сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...