Cтатья "Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении эмоционального здоровья обучающихся"
статья на тему

Мартынова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы сохранения эмоционального здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

О. В Мартынова

МОУ СОШ №11 г. Калининграда

Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении эмоционального здоровья обучающихся.

 В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается.

   Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что школа многое может сделать для сохранения здоровья обучающихся.  Это выбор оптимальных педагогических технологий и учебных программ, принимающих во внимание возраст, пол, социальную и экологическую среду, выделение инвариантных и вариативных компонентов воспитательно-образовательного процесса.

  В формировании и развитии нравственного и эмоционального здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы. Применение на уроках современных  образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания учащихся в школе.    

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задание разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:  обучающимся  с высокими интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объёму задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа.

Школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объёму. Эти обучающиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объёму. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

Школьники с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии долго сосредотачиваться  на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных, нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением.

Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение занятия, используя помощь других ребят, или в процессе самостоятельной работы.

  Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для повышения мотивации познавательной деятельности, воздействуют на эмоциональную сферу.

  Для создания благоприятного эмоционального фона, сохранения более глубокого понимания сущности элементов языковой структуры и литературного процесса, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно используются межпредметные связи, т.е. привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание необходимо уделить интеграции различного вида искусства. Если литература – это искусство слова, то живопись и музыка – это искусство создания художественных образов при помощи красок и звуков.

  Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.     Например, сопоставление творчества художника, пишущего свои картины в реалистической манере (В. М. Васнецов “Алёнушка”) и художника – символиста (М. К. Чюрлёнис “Дружба”) позволяет ярче оценить своеобразие произведения, понять его жанровую неповторимость

    Использование предложенных подходов способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического, психического, эмоционального и нравственного здоровья обучающихся.

     Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Для его достижения можно использовать методы эмоциональной раскачки, медитативно-релаксирующие  упражнения, упражнение на рефлексию, визуализацию и релаксацию. Это могут быть приветствие в начале урока (“Я рад тебя видеть.” “Ты хорошо выглядишь” и т.д); расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина, на фоне релаксирующей музыки учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, журчание ручья, шелест листвы.

      Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что “Хороший смех дарит здоровье”, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда показывают в перечине качеств желательного собеседника. Постоянная  серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережиния, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества. Полезная для здоровья “встряска” происходит и с мыслительным процессом, оживляет творческий настрой.

Учитель может помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и нравственного здоровья.  При соответствующем настрое  учебная деятельность школьника будет протекать в психологически более комфортных условиях, это приведёт к более высокому развитию эмоционального здоровья обучающегося.    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".

Задача школы не "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки...

Рекомендации родителям по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью

•Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.•Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенк...

Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Приминение современных технологий в формирование куртуры здоровья школьников...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...