«Руководитель новой школы – педагог или менеджер»
статья по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Данная статья содержит размышления по теме "Руководитель новой школы -  педагог или менеджер", написана с учётом опыта моей административной работы в течение 16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_direktore.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Общегородской конкурс письменный творческих работ

«Новая школа глазами петербуржцев»

Статья в номинации

«Руководитель новой школы – педагог или менеджер» (опыт управления школой, работы с родителями, коллегами, учащимися)

учителя русского языка и литературы

Государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 422 Кронштадтского района Санкт – Петербурга Кирейшиной  Любови Александровны.

Адрес ОУ:197760, г.Кронштадт, проспект Ленина, дом 6.

Чем отличается современная школа от традиционной русской? Может быть, кто-нибудь со мной поспорит, но, к сожалению, многим.

Со стороны администраций школ всё меньше внимания уделяется работе с педагогическими кадрами и учащимися, родителями. А больше -  документам,  различным программам, базам данных, планам, котировкам, аукционам, техническим заданиям…  И в этом нельзя винить тех людей, которые день и ночь практически живут в школе, отвечают за всё, что в ней происходит.

Да, наши учреждения развиваются, модернизируются, в них обилие нового, интересного, притягивающего. Но…

В погоне за заполнением различного рода баз, составлением программ, поиском дополнительных финансовых средств  можно потерять многие традиции, нарушить так необходимую связь всех членов образовательного процесса.

Сегодня, как и всегда,  главные в школе  – дети и учителя. И надо делать так, чтобы им было комфортно вместе, чтобы они доверяли друг другу, верили в достижение единой цели. Ни одна база, программа в этом не поможет. А вот опытный, грамотный и чуткий руководитель – да. И в первую очередь он должен быть педагогом, человеком, знающим все тайные и «запасные» выходы из любой непредсказуемой ситуации.

Помочь растерянному учителю, огорчённому ученику, раздосадованному родителю – в этом задача директора-педагога. А если рядом с ним опытные и любящие школу завучи, уделяющие внимание и молодым учителям, и их наставникам,  успех в развитии школы гарантирован.

Двадцать первый век внёс свои коррективы в развитие образования. И это замечательно! Но как не хватает хорошему директору-педагогу  менеджерского звена непосредственно в его учреждении! И тогда руководителю достаточно было бы прохождения ряды курсов повышения квалификации, чтобы грамотно строить ежедневную работу по своевременному и эффективному расходованию бюджетных средств, привлечению внебюджетных и их использованию с максимальной выгодой для школы.

И здесь заложена главная проблема. Государство вводит различные новшества, но их выполнение требует наличия дополнительных штатных единиц, которые отвечали бы за внедрение новаций. К сожалению, в данный период это можно сделать, только «перекроив» штатное расписание учреждения и используя надтарифный фонд. Руководитель стоит перед серьёзным выбором: ввести новую единицу или традиционно материально поддержать  педагогический  коллектив (проверка тетрадей, классное руководство, методическая работа и т.д.), а порой просто изменить функциональные обязанности некоторых членов коллектива. Всё перечисленное может негативно сказаться на одном или даже нескольких направлениях работы школы.

Допустим, что директор школы –  просто менеджер. Извините, но первое, что может произойти, - разочарование педагогического коллектива,  понявшего, что руководитель ему не помощник в решении многих педагогических вопросов. Да, школа чистая, красивая, сверкает,  появилось много нового оборудования, пусть даже увеличилась зарплата, но… нельзя управлять школой, не зная специфики учительского труда, не ведя уроки, не чувствуя «дух школы».

А ведь Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» писал, что Кутузов «руководил неуловимой силой, называемой духом войска».  Представьте себе Кутузова или Суворова, которые не были бы знатоками стратегии и тактики ведения военного сражения. В голове не укладывается, правда? Так и руководитель школы – это должен быть человек, владеющий  стратегией и тактикой образовательного процесса, а также развития материально-технической базы, финансирования учреждения. То есть это и педагог, и менеджер!

Повторюсь, кто-то может поспорить  со мной, но это мои мысли по итогам восьми лет руководства большой школой Кронштадта - с 2000 по 2008 год. Самые интересные и запомнившиеся  с теплотой в душе – это 2000-2004-ой. Не хватало денег, но «дух школы», её традиции были нерушимы. Мы даже создали уникальный краеведческий музей, гордость школы и Кронштадта.

 Позже участвовали во многих программах. В школе к 2008-ому году функционировали 3 кабинета информатики, 3 кабинета ТСО, современные кабинеты физики, химии, биологии, русского языка, построена спортивная площадка с искусственным покрытием, заменено оборудование столовой, столярной мастерской, лекционного зала, отремонтирован фасад, частично заменены окна. Сейчас готовимся к капитальному ремонту здания. Наши выпускники информационно-технологического профиля достойно проходят государственную итоговую аттестацию, занимаются в престижных вузах Северной столицы.  И всего этого удалось достичь благодаря тесному сотрудничеству всех членов трудового коллектива, родителей, учащихся, вовлечённых в процесс развития школы. По–моему, все члены администрации уже тогда были и учителя, и менеджеры, поэтому всё и получалось.

Сегодняшним директорам хочется пожелать удачи, терпения, введения на правительственном уровне  штатных единиц менеджерского направления. Тогда школы Санкт-Петербурга справятся с любыми задачами и по-прежнему будут лучшими.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Я - классный руководитель в новой школе"

VI районный конкурс "Самый "классный" классный"...

Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...

Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на н...

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...