Эссе
статья по теме

Мучкин Павел Петрович

Моя педагогическая филисофия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pedagogicheskaya_filosofiya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мучкин П.П.  - учитель географии

МОУ Гимназия №4 г. Можайска

Эссе «Моя педагогическая философия»

 

  Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.  

Василий Ключевский

    Слова, сказанные В. Ключевским, можно считать основой моей педагогической философии.

   В жизни каждого человека с учителем связаны самые дорогие, светлые воспоминания. Учителя друг на друга не похожи: у каждого свой характер, свои требования. Один мягок, другой строг, один вспыльчив, другой ровен. Но поверьте, что все они похожи в главном: нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы всех своих сил, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми людьми. Всю жизнь учитель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда. Учитель! Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по-разному. Вот что сказал об учителе великий поэт В. Гете: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Для меня оно связано со звонкими детскими голосами, пытливыми озорными глазами, олицетворяющими мир детства.

   Учитель должен быть немного волшебником. Вы скажете, почему волшебником?

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал. Юные души жаждут сказки, чуда, открытий. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес. Школа является основным звеном в цепочке взросления человека. Именно здесь, в Храме Детства, происходит становление душ. Учителя сплачивают вокруг себя класс, учат по-настоящему дружить, становятся проводниками во взрослую жизнь, лучшими советчиками и старшими друзьями. Я не ставлю границ между собой и учениками и к себе порою бываю еще строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости, доброте, надо самому нести в себе эти качества. Этим объясняется  доверительные отношения, которые складываются с учениками. Поэтому так важно, чтобы для ребенка она стала «школой радости», и я стараюсь наполнить душу маленького человечка светом разума и добра, потому что «добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем». Придя на урок, ребенок хочет творить, изобретать, и важно не погасить эту искру самостоятельности, а разжечь пламя. Чтобы учение превратилось для него не в пытку, а в интересное занятие, связанное с самостоятельным трудом под руководством опытного и все понимающего

педагога.

    И приложив терпенье и старанье,

    Открыть стремлюсь я детские секреты,

    Чтоб вызвать дух взаимопониманья,

    Заинтересовать своим предметом.

    Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный предмет, который нельзя не любить – географию.

   Идя каждый день в школу, часто  размышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами, а главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления посещают меня! Хотя, наверное, каждый человек в душе философ, ведь философия – в дословном переводе с греческого – это любовь к мудрости.

   Я педагог с 20 летним стажем, и моя жизненная философия, как и педагогическая менялись, также как время и жизнь, и наверное будет еще изменяться. Каждый человек – это неповторимый микромир, развивающийся и стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире. Мир и микромир. Как тесно они связаны! И вот наступает момент, когда твой микромир испытывает неодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога.

   Выбор своей будущей профессии я сделал, когда ещё учился в Пичпандинской средней школе. Я очень любил уроки географии и заслушивался, как объяснял урок учитель – Катаева Мария Протасовна, она же и посоветовала поступить на географический факультет. В выборе профессии я никогда не пожалел, за что благодарен своей учительнице.  Про таких говорят – учитель от Бога. Я полюбил её предмет и открыл для себя много интересного, «совершал» кругосветные путешествия с Магелланом и с отважными полярниками – Папаниным и Седовым, «дрейфовал» по морям Северного Ледовитого океана, «открыл» Америку с Колумбом, побывал на всех материках и узнал всё о своей большой прекрасной Родине. И уже тогда профессия учителя приобрела для меня значимую роль в моей жизни.

   Профессия – это работа, а для любого педагога главное в работе – урок. В моем

представлении урок для учителя – это своеобразная частичка жизни, а жизнь мне кажется бессмысленной без идеи. Получается интересный, даже можно сказать, необычный вывод: философия педагога – есть философия человека вообще, которую можно выразить всего тремя словами: «Создай себя сам!»

    Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других –интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.

Пускай, предположим, Сергей, учится на слабую «тройку» по географии, но как он интересен в общении! Маша не понимает с первого раза материал урока, но если я попрошу: «Нарисуй, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у тебя слово «путешествие», - то непременно на ее листе появятся великолепные рисунки.

Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше, чем он, - в этом моя педагогическая философия.

   Я, конечно, как и любой другой педагог стремлюсь научить детей тому, что знаю сам, но в большей мере я стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения материалом урока или оформления стенгазеты.

   С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно

обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить тему урока или футбольный матч… Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

   Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

   Поэтому считаю, что учитель и должен быть добрым волшебником. Взмахнув своей волшебной палочкой, указкой, он, как дирижер, призывает своих воспитанников прислушаться к себе, друг другу. Наступает пауза, и все ждут чуда. И именно от меня зависит, состоится ли оно. Можно хорошо знать свой предмет, но намного ценнее уметь зажигать любовью к своему предмету юные души. В школе не должно быть места скуке, там, где дети, там интересно, познавательно и увлекательно. Не случайно изречение: «Тот, кто перестал учиться, не имеет право учить!» Чтобы творить волшебство, надо совершенствовать свои знания. Любовь к труду поможет моим детям научиться получать разнообразные, прочные, интересные знания. Жизнь меняется, меняемся и мы. Но наши мысли всегда должны оставаться только несущими добро, так как самое главное для меня – понимающие глаза учеников, их любознательность и заинтересованность.

    Помните, что написал на своём портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие. И вот что сказал Виталий Валентинович Бианки своему лучшему ученику Николаю Ивановичу Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, - «ставят их на хорошую песню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Изо всех своих птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище. Главное – чище! Чистота свиста ценится у них превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...