Система работы с одаренными детьми
статья по теме
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве заместителя директора по УВР вижу в том, чтобытехнологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предметам.«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги, одноклассники. Анализировала результаты работы, достижения ребенка. Использовала некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например:опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.
Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».
Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном напрвлении выделяю следующие:
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rabota_sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_mou_sosh_4_avtosohranennyy.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Психологическая характеристика одарённых детей 6
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости 6
1.2 Формы проявления одаренности
2.Формы работы с одаренными детьми в МОУ СОШ №4
3. Программа «Одаренные дети» МОУ СОШ №4 30
4. Диагностиеческая работа 32
4.1 Модели выявления одаренных детей 32
4.2 Как оценить способности ребенка? 34
Список литературы. 38
Приложение 1 Программа "Одаренные дети" 39
Приложение 2 Методики выявления детской одаренности
Пояснительная записка
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве заместителя директора по УВР вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предметам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги, одноклассники. Анализировала результаты работы, достижения ребенка. Использовала некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например: опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.
Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».
Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном напрвлении выделяю следующие:
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
1. Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости
В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности" и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.
Каковы ранние проявления одаренности?
Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность ("Она все замечает! ") и быстрое восприятие ("Он все на лету схватывает! "), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!? ") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет"), хорошо развитое воображение ("Он играет с воображаемыми друзьями").
Кого называют вундеркиндами?
Понятие "вундеркинды" пришло из немецкого языка (от нем. wunderkind - буквально "чудо-ребенок"). Чаще этим слоном называют ребенка, имеющего чрезвычайные успехи в каком-нибудь определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, математике и др. "Чудо-дети" встречаются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту иллюстрации.
Каким образом проявляется одаренность?
Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.). По мнению профессора университета Кливленда Кэрола Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: "Как это устроено? ", "Почему так происходит? ". Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более
быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей;
отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
яркое воображение, высокоразвитая фантазия.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:
сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию;
хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.
С какими трудностями сталкиваются одаренные дети?
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели
Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенностью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.
Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты
У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностями возникают трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все".
Дополнительной проблемой становится так называемая "диссинхрония развития", свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенный пример диссинхронии - слабое развитие у некоторых одаренных детей в младшем школьном возрасте мелкой моторики, которая является важнейшим компонентом освоения письма. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими. Другим примером диссинхронии может быть дислексия (слабое развитие речи) у одаренного ребенка. Проблемы с речевым развитием сильно затрудняют такому ребенку возможность учиться со своими сверстниками, потому что возникает тот же механизм, что и в случае недоразвития мелкой моторики: низкая успеваемость - потеря учебной мотивации - невостребованность способностей - утрата интереса к школе - уход в свои проблемы.
По этому механизму происходит образование гак называемой "скрытой одаренности" - такой одаренности, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка. Диссинхрония развития наблюдается и в том случае, когда одаренность замечена, в силу чего ребенок перепрыгивает" через классы, получая при этом адекватную нагрузку для своих умственных способностей, но является недостаточно развитым в эмоциональном, личностном, социальном отношениях.
С какими проблемами сталкиваются родители одаренных детей?
Психологи выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.
С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания.
Второй уровень проблем - одаренный ребенок и общество. Основной пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на "обыкновенного", "среднего", "простого" человека, недоверие, зависть и даже презрение к "умникам". В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка "таким, как все". Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным, заявляя при этом: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым человеком - таким, как все".
В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно (К.К. Платонов).
С.Л. Рубинштейн (1946) выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая - с требованиями специальных видов деятельности. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется через специальные способности (прав да, неясно как это происходит конкретно).
Отсутствие четкости в представлениях С.Л. Рубинштейна о соотношении общей и специальной одаренности заставило Б.М. Теплова уточнить ряд моментов "Было бы более точным, - пишет он - говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности или, еще точней, о более общих и более специальных моментах...
Решительно во всякой одаренности есть и общее, и особенное. Поскольку в очень различных формах деятельности имеются общие моменты, постольку можно говорить и об "общей одаренности" в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей. Но нет никакого научного смысла в таком понятии одарённости, которое включает в себя только общие признаки…
Метафизический разрыв между понятием общей и специальной одаренности проявляется не только в том, что общая одаренность рассматривается до предела абстрактно, как "общее без особенного", но и в том, что из понятия "специальная одаренность" в свою очередь тщательно изгоняются все общие признаки"
1.2 Формы проявления одаренности
Впервые мысль о выделении данного параметра одаренности была четко сформулирована в тексте "Рабочей концепции одаренности". Авторы предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форме - скрытой одаренностью.
Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют "потенциальной".
Это представляется чрезвычайно интересной и, безусловно, очень важной с педагогической точки зрения находкой. В прежние времена эти идеи звучали в исследованиях самых разных ученых (К. Юнга, Н.С. Лейтеса и др.), но так определенно были подчеркнуты впервые.
1.3 Виды детской одарённости
Среди определений понятия "одаренный ребенок" наиболее удачное, содержится в тексте "Рабочей концепции одаренности"): "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно "ярких, очевидных" или "выдающихся достижениях" идет речь.
Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными:
дети с высоким IQ;
дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М.А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей:
"сообразительные";
"блестящие ученики";
"креативы";
"компетентные";
"талантливые";
"мудрые".
Т. е. лица с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;
1. лица с высоким уровнем академической успешности;
2. лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде быстроты мышления и оригинальности порождаемых идей;
3. лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности;
4. лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
5. лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения.
Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на "экологически валидных" методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе ("академическая одаренность").
Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная одаренность; специфическая академическая одаренность; творческая одаренность: художественное и исполнительское искусство; психомоторная одаренность, лидерская и социальная одаренность. Они соответствуют семи видам интеллекта: лингвистическому, музыкальному, логико-математическому, пространственному, телесно-кинестетическому, внутриличностному и межличностному. Последнее есть не что иное, как способность понимать других и ладить с ними, коммуникативность.
Интеллектуальная одаренность характеризуется интеллектом "выше среднего". Она обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.
Рассмотрение двигательной (физической) одаренности, проявляемой в спортивной деятельности и в ряде видов трудовой деятельности, заставляет учитывать проявление в ней психофизиологических и морфологических особенностей человека, приобретающих еще большее значение, чем в двигательных способностях и качествах.
Следует подчеркнуть два обстоятельства. Первое - заключается в том, что все входящие в структуру одаренности компоненты должны составлять целостную функциональную систему, взаимодействовать друг другу. Чем больше этих компонентов имеется у человека, тем он более одарен. Наличие какой-либо одной способности (или даже нескольких способностей) без антропометрических задатков или наличие последних без способностей не делает еще человека одаренным к физической деятельности, относящейся к спорту. Исключение составляет интеллектуальная деятельность, где одаренность - это совокупность психических способностей, не зависящих от строения тела.
Второе обстоятельство заключается в том, что антропометрические особенности могут влиять на успешность деятельности прямо (например, давая преимущество в росте при игре в баскетбол) и опосредованно, через влияние на проявление способности (например, длина конечности определяет длину рычага, от которой зависит прилагаемое к спортивному снаряду усилие.
2. Формы работы с одаренными детьми в МОУ СОШ №4
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Работа Центра по поддержке одаренных детей.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. (Газета «Трудовая слава», энциклопедия исследовательских проектов «1 сентября»). Грамоты и призы в рамках конкурса «Одаренный ребенок». Стенды «Ими гордится школа», «Наши достижения». Материальная поддержка талантливых и одарённых детей (поездки в Китай, Северную Корею).
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
Формы работы с одарёнными учащимися различны. Наиболее используемые педагогами школы указаны на схеме.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка
Индивидуальная работа в урочное время
Участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней
Организация исследовательской деятельности
Научно-практические конференции
Индивидуально-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
Кружки, факультативные занятия по интересам
Одарённый
ребёнок
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы начинаем эту работу с первого класса. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка и учителя – специалиста предмета, в котором проявляется одарённость. Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика. Учителями школы созданы свои Программы работы с одарёнными учащимися и успешно реализуются в работе.
Формы работы с одаренными детьми:
В обучении
Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.
Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.
Проектно-исследовательская деятельность. В школе создано и работает НОУ «Эврика». Оно даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на научно-практической конференций
В воспитании
Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:
- Рейтинг успешности обучающихся старшей школы.
- Традиционные общешкольные дела и акции.
- Портфолио достижений школьника.
- День самоуправления.
Взаимодействие с родителями
В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.
Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. В перспективе – много нереализованных проектов. Важно, что дети хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других сёл района, области. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.
В школе реализуется Программа «Одарённые дети». Мы стараемся повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения. Последние годы задания для интеллектуальных марафонов составляются по принципу заданий ЕГЭ, что способствует подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (районных, всероссийских и международных), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.
В рамках недели естественно-математических наук: Интеллектуальная игра для старшеклассников «Самый умный», учителя Синицына С. Ю., Абзалова Т. А. В рамках недели гуманитарного цикла: Интеллектуальный конкурс «Знатоки русского языка», учитель Просянюк Н. В. КВН по английскому языку, учитель Шакирова Р. С. Проведение недель освещается в школьной газете.
Ещё одной формой работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является Центр поддержки одаренных детей. В 2010-2011 учебном году в МОУ СОШ №4 в рамках школьной программы «Одаренные дети» был организован «Центр поддержки одаренных детей». Были поставлены следующие цели:
- обучение, воспитание и оказание поддержки одаренным детям;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию;
- повышение социального статуса творческой личности.
В рамках плана были организованы: диагностическая работа (анкетирование); составление карты одаренности; помощь в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных способностей; организация и работа учащихся в кружках, спортивных секциях и факультативах; проведение школьных соревнований по легкой атлетике, волейболу, пионерболу, баскетболу, теннису, футболу и т. д.; участие в районных соревнованиях по волейболу, баскетболу и пулевой стрельбе; проведение общешкольного «Дня здоровья», «Туристического слета»; проведение общешкольных педагогических чтений по творчеству русских писателей; участие в школьном, районном конкурсе «Ученик года»; развитие творческих способностей во внеклассной деятельности (выставки, смотры, конкурсы); участие в школьных, районных и краевых и международных олимпиадах.
В рамках работы Центра функционируют 25 кружков, 14 факультативных и 29 индивидуально-групповых курса:
Распределение вариативной части учебного плана
(43 часа(14ф,29игз)
Математическое гуманитарное естественнонаучное творчество
В рамках ИГЗ естественнонаучного цикла организуется исследовательская работа учащихся: «Экологическая безопасность», «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы», «Сообщества. Экосистемы. Человек», «Геоинформационные системы».
Наши учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам. Ежегодно команда школы занимает 2-е место в районных предметных олимпиадах старшеклассников.
Два года подряд учащиеся нашей школы принимают активное участие в Международных олимпиадах по основам наук на портале urfodu.ru. Программа Международной олимпиады привлекает нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, а также в 2 этапа в высшей и премьер лигах, широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям. В 2011-2012 учебном году в Международной олимпиаде принимали участие 72 ученика по всем преподаваемым предметам.
В 2011-2012 учебном году учащиеся нашей школы участвовали в дистанционной международной математической олимпиаде «Сократ» и получили дипломы 1 степени.
Третий год подряд и учителя, и учащиеся школы являются активными участниками проектов Центра развития молодежи на портале cerm.ru. В 2011-2012 учебном году учащиеся приняли участие в международном проекте «Колосок осенний», а так же в конкурсе «Почитайка» на грамотное понимание текста. Все участники попали в десятку лучших по рейтингу участников проекта.
В течение трёх лет учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийской математической олимпиаде, организованной Московским лицеем «Авангард». В 2009 году приняли участие 4 ученика 8 класса, трое из них стали дипломантами 1 степени. В 2010 году приняли участие 5 учеников 7,8 классов, в 2011 году 4 участника 5,7,8 классов.
Для нас стало уже традицией принимать участие в районных конкурсах, проводимых в рамках муниципальной программы «Детство»:
Основные мероприятия районного конкурса «Школа года»:
- районный конкурс «Одаренный ребенок»;
- районный конкурс «Лучший класс года»;
- районный конкурс классных руководителей «Сердце отдаю детям»;
- районный конкурс «Учитель года»;
- районный фестиваль «Интеллект»;
- районный фестиваль спорта;
- районный фестиваль творчества;
- районный фестиваль туризма, краеведения и экологии;
- районный фестиваль военно-патриотической работы и ОБЖ;
В рамках данной программы в 2010-2011 учебном году нами были достигнуты следующие результаты:
Районный конкурс «Школа года»:
- Лауреатом 1 степени конкурса «Самая интеллектуальная школа 2010/2011 учебного года»;
- Победителем конкурса «Самая спортивная школа»;
- Победителем конкурса «Самая творческая школа»;
- Победителем фестиваля спорта «Олимпийские надежды 2010/2011 учебного года»;
- Лауреатом 1 степени фестиваля творчества «Надеждинские звездочки» 2010/2011 учебного года;
- Лауреатом 1 степени фестиваля туризма, краеведения и экологии 2009/2010 учебного года;
- Лауреатом II степени районного фестиваля «Интеллект» 2010/2011 учебного года.
- Победителем районного фестиваля военно-патриотической работы 2010-2011 учебного года.
районный конкурс «Одаренный ребенок»:
- Деревенский Иван, ученик 1 «А» класса, стал победителем в номинации «Интеллект», среди 1-2 классов;
- Деревенский Иван, ученик 1 «А» класса, стал лауреатом 2 степени в номинации «Спорт», среди 1-2 классов;
- Деревенский Иван, ученик 1 «А» класса, стал лауреатом 3 степени в номинации «Одаренный ребенок»;
- Киселев Аркадий, ученик 4 «Б» класса, стал победителям в номинации «Интеллект», победителям в номинации «Спорт», среди 3-4 классов;
- Киселев Аркадий, ученик 4 «Б» класса, стал победителям в номинации «Одаренный ребенок», среди 3-4 классов;
- Горбачева Виктория, ученица 4 «Б» класса, стала лауреатом 2 степени в номинации «Творчество», среди 3-4 классов;
- Кожевникова Татьяна, ученица 6 «Б» класса, стала лауреатом 1 степени в номинации «Спорт», среди 5-6 классов;
- Ильиных Юлия, Кузьменко Татьяна, Акишев Игорь, учащиеся 6 «Б» класса получили сертификаты финалистов конкурса «Одаренный ребенок»;
- Линник Александр, ученик 8 «А» класса, стал победителям в номинации «Творчество»; лауреатом 1 степени в номинации «Одаренный ребенок», среди 7-8 классов;
- Марченко Елена, ученица 8 «А» класса, стала победителям в номинации «Интеллект», лауреатом 2 степени в номинации «Спорт», лауреатом 2 степени в номинации «Патриотическое», среди 7-8 классов;
- Сологуб Анастасия, ученица 9 «Б» класса, стала лауреатом 1 степени в номинации «Творчество», среди 9-11 классов;
- Брызгунов Федор, ученик 9 «А» класса, стал победителям в номинации «Спорт», среди 9-11 классов;
- Козейкин Сергей, ученик 10 «Б» класса, стал лауреатом 2 степени в номинации «Интеллект», лауреат 2 степени в номинации «Одаренный ребенок»среди 9-11 классов;
- Соколов Павел, ученик 9 «Б» класса, стал лауреатом 3 степени в номинации «Туризм, экология, краеведение»;
Районный конкурс «Класс года»:
- «Лучший класс года» - 4«Б» класс, классный руководитель Кильянкина О.Е. стали победителем, среди 3-4 классов.
- 10 «Б» класс стал обладателям Гран-при в номинации «Лучший класс года», среди 9-11 классов.
- 8 «А» класс, «Лучший класс года», среди 8-9 классов.
В целом по результатам всех проводимых за последний год в районе мероприятий учащиеся нашей школы показали следующие результаты:
- Участие в экологическом фестивале «Земля леопардов»
- Районное соревнование «Школа безопасности»-5 место
- Районный конкурс рисунков и плакатов «Мой учитель» Районное соревнование по ТСМ, 6 место
- Районный конкурс агидбригад «Решение за тобой», гран-при
- Районный конкурс видеороликов, 3 место Районный конкурс рисунков «Дети и огонь», 4, 6 место Районный конкурс «Лучшая новогодняя игрушка- 2010»,
- Районный конкурс «Стартинейджер», 1 место Районный конкурс «Брейн- ринг», 3 место
- Районный конкурс рисунков «Я рисую улицу», 2 место Районный конкурс сочинений «Солдатом быть- Родине служить», 5 место
- Военно- спортивная игра «Учись служить Отечеству», гран- при
- Районный КВН, 6 место
- Участие в краевом конкурсе детского рисунка «Русь православная»,
- Участие в поселковом конкурсе «Будущее Тавричанки», Участие в поселковом конкурсе «Символика п.Тавричанка»,
- Районный конкурс рисунков и плакатов « Я живу на планете счастья»,
- Районный конкурс патриотической песни «Юный патриот России»- 3 место
- Участие во 2-ом этапе Всероссийских игр школьников «Президентские спортивные игры»,
- Мини- футбол, 3 место
- Районное соревнование по легкой атлетике, 2 место Общекомандный зачет по легкой атлетике среди девушек, 3 место
- Турнир по баскетболу, 4 место
- Баскетбол (девушки), 1 место;
- Волейбол( юноши), 5 место;
- Волейбол (девушки), 7 место;
- Районный конкурс художественного чтения, 5 место Экологическая конференция «Зеленая волна», 4 место
- Районная научно- практическая конференция « В науку первые шаги», 1 место
- Соревнование по спортивному туризму среди школьников «Весна- 2011», 5 место
- Районный конкурс рисунков «Дети и огонь», 1 место Участие в краевом конкурсе рисунков «Дети и огонь
С целью профориентационной работы наша школа сотрудничает с национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики на портале olimp.ru. Здесь учащиеся принимают участие как в олимпиадах по экономике, так и в олимпиадах по праву, обществознанию, информатике, математике.
В 2011 году учащиеся школы принимали участие в краевом конкурсе финансовой грамотности молодежи. Четыре ученика написали эссе на темы: «Что я делаю, чтобы стать финансово независимым гражданином», «Роль денег в нашей жизни», «Как грамотно обращаться с деньгами?».
С 2010-2011 учебного года в нашей школе реализуется программа патриотического воспитания, в рамках которой введено кадетское образование. В 2011-2012 учебном году на базе школы был открыт кадетский 5 «Б» класс. Создание кадетского класса в 2010 учебном году на базе 8а класса было продиктовано самим временем. Социальный заказ общества был подготовлен многочисленными проблемами, среди которых:
- низкая моральная и физическая подготовка учащихся, девальвация духовных ценностей, утрата обществом и детьми патриотического сознания, распространение равнодушия, немотивированной агрессии;
- военная служба стала экстремальной и поэтому стала жизненной необходимостью психологическая и физическая подготовка уже в подростковом возрасте, а знания основ военного дела помогает молодым быстрее адаптироваться к суровым армейским условиям;
- влияние улицы на поведение и жизнь молодых людей.
Поэтому в кадетский класс были приняты не только учащиеся, имеющие хорошее поведение и оценки, но и "трудные".
Основные цели кадетского класса - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственно-эстетическое развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
В классах реализуются общеобразовательные программы основного общего образования, а также программы дополнительного образования, имеющие целью общекультурную и правовую подготовку.
Была проделана большая организационная работа среди учеников и родителей школы. В результате был создан кадетский класс в количестве 20 человек.
Большое внимание в работе с кадетами уделялось воспитательной и военно-патриотической работе. С этой целью в систему воспитательной работы класса был введен комплекс мероприятий военно-патриотической направленности: День Защитника Отечества, военно-спортивные игры, вахта памяти, почетный караул у мемориальной доски, встречи с ветеранами войны, краеведческая работа по сбору материалов о воинах – Тавричанцах.
Вместе с тем необходимо расширить шефскую работу над начальными классами и средним звеном, вести большую информационную работу по профилактике ЗОЖ.
Первая половина дня кадета - учебные занятия по расписанию в рамках реализации инвариантной и вариативной части учебного плана. Вторая половина дня была предназначена для реализации задач кадетского образования. Для этого в каждом классе проводилась кружковая работа, были выделены часы на самоподготовку.
В течение года проводились следующие занятия во внеурочное время:
- Хореография
- Хоровое пение, вокал
- Общая физическая подготовка (в сотрудничестве с Детской спортивной школой);
- Огневая подготовка на базе МОУ СОШ № 4
Можно назвать сложившейся традицией сотрудничество с организациями дополнительного образования, где учащиеся нашей школы посещают различные кружки и спортивные секции. Это Детский юношеский спортивный центр «Надежда», в котором дети посещают секции по «Самбо», «Джиу-джицу», выезжают на открытые первенства по краю и Дальнему Востоку и становятся победителями; Тавричанский Дом культуры, в котором учащиеся школы посещают музыкальные кружки, хореографическую студию, гимнастику. Данное сотрудничество стимулируют творческую деятельность учащихся. Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах нашего края и России. Доброжелательная обстановка, высокое качество знаний, отсутствие второгодников, возможность в полной мере развить способности детей и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе дополнительного образования. Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции. Наша школа является: победителем конкурса «Школа года» в рамках муниципальной программы «Детство»; лидером рейтинга качества знаний среди образовательных учреждений Надеждинского района по результатам единого государственного экзамена.
- ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
(содержание программы смотреть в приложении 1)
Пояснительная записка
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем детстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Программа «Одаренные дети», ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Программа разработана по трем направлениям:
-работа с учащимися;
-работа с родителями;
-работа с педагогическим коллективом.
Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.
I. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Определение одаренных детей:
° имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; о имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную
° имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
° испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
° принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
° принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
° принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
° принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
° принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Диагностическая работа.
4.1 Модели выявления одаренных детей
Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй — на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.
Система комплексной оценки
В последние годы в соответствии с некоторыми программами одаренные дети выявлялись на основе комплексной оценки. Примером такого подхода является «резервуарная модель» Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму баллов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.
Проект „RAPYHT" в университете штата Иллинойс использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте „RAPYHT" применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов для включения в программу „RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных дошкольников используются два существенно различных источника информации— учителя и родители. С целью проверки данных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. В отношении детей с серьезными физическими или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизированных тестов с тем, чтобы определить, насколько программа „RAPYHT" может быть им полезной.
Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники информации о поведении ребенка, она имеет серьезное преимущество перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы детей из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества.
Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способы и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.
одаренность ребенок интеллект
4.2 Как оценить способности ребенка?
В связи с теоретическим и практическим расширением понятия «одаренный ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей — достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
В этом разделе мы рассмотрим такие методы выявления одаренных детей, как стандартизированные тесты, оценочные шкалы, систематизированные наблюдения, критериально-ориентированные тесты и некоторые другие.
Стандартизированные методы измерения интеллекта
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.
Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Terman and Merrill, 1973)
Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого (МА) и IQ[1]. Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом (Landig and Naumann, 1978; Tucker, 1972).
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (,,WPPSI") (Wechsler, 1967)
Тест „WPPSI" также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действия, в которую включены 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование («дом животного»).
Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых („SIT") (Slosson, 1981)
Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта, как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.
Колумбийская шкала умственной зрелости („CMMS") (Burgemeister, Blum and Large, 1972)
Колумбийская шкала („CMMS") предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые, по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих анлитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, размеры, числа, символы и т. п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.
Рисуночный тест на интеллект (French, 1964)
Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов: на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания (General Cognitive Index).
Измерение творческих способностей
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования значительно сдерживалось неопределенностью самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта характеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса (1966).
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966)
Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин [2], завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.
Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966)
Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взрослых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)
Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
Список литературы
- “Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.
- Богомаз С.А. Психологическая безопасность и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов/ под ред. И.С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
- Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ, 2007. – Вып. 7 (51).
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2008.
- Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. – М.: Смысл, 2007.
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009.
Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края
Утверждаю: Директор школы
_______ (Зубарев С. В..)
Пр. № ___________ от ____________
Программа
"Одаренные дети"
на 2011-2016 учебные годы
Тавричанка 2011 год
[1] Среднее значение IQ равно 100, MA — mental age, в переводе «умственный возраст» рим. ред
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Из опыта работы: "Система работы с одаренными детьми"
Презентация опыта...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...