Выступление на районном семинаре библиотекарей
статья по теме

Семинар библиотекарей был посвящён теме "Использование основных методов в изучении читателей школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_individualnoe_rukovodstvo_chteniem_shkolnikov.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре библиотекарей.    Горочкина Т.А.                                    Индивидуальное руководство чтением школьников.

 Главной задачей школьного библиотекаря является воспитание интереса и любви к книге, стремления общения с ней. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо стараться наладить работу с каждым ребёнком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке. Для этого необходимо использовать различные методы и формы как массового, так и индивидуального руководства чтением.  Руководство чтением содействует всестороннему гармоническому развитию личности, максимальному удовлетворению и развитию читательских интересов и потребностей, помогает в повышении уровня профессиональных знаний и навыков, в воспитании культуры чтения. Руководство чтением базируется на изучении и учёте читательских интересов и потребностей.

 В основе индивидуального метода руководства чтением - учёт индивидуальных особенностей читателя, его интересов, увлечений, способностей.                                                                                                   Наиболее распространённая форма индивидуального руководства чтением в школьной библиотеке – это беседы различного характера.

   Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку её восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Сначала выясняется, о чём бы хотел прочитать ребёнок, затем показываются книги различной тематики. Беседуя о художественном произведении, не следует пересказывать или полностью раскрывать его сюжет, т.к. это, как правило, приводит юного читателя к заключению, что ему достаточно известно как о писателе, так и о его книге. При рекомендации художественного произведения читателям 6-9 лет можно зачитать яркий эпизод из книги, или рассказать о её главном герое, показать одну – две  иллюстрации. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть.   Испытанным приёмом рекомендации являются также ссылки на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы.                      

            При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним   беседу. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить своё отношение  к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Беседа о прочитанном  как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства, позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была взята по совету библиотекаря, то во время беседы определяется педагогическая состоятельность  рекомендации, т.е. выясняется, на сколько удачна с точки зрения читателя была рекомендация.  Если книга выбрана читателем самостоятельно, его просят, оценить собственный выбор.   В случае, когда нет уверенности, что читатель самостоятельно вступит в беседу о прочитанном, не дожидаясь его отзыва, желательно поделиться с ним своими впечатлениями, которые остались после прочтения этой книги. Читатель или соглашается с оценкой, или дополняет её своими впечатлениями, или вступает в полемику с библиотекарем.              

      До настоящего времени не утратило своего значения индивидуальное плановое чтение. Индивидуальные планы чтения составляются только в том случае, если читатель просит о помощи  в организации его чтения. Для его организации используются типовые планы чтения и другие «малые формы» библиографии. Приоритетные группы, привлекаемые к плановому чтению: учащиеся, занимающиеся самообразованием, учащиеся выпускных классов, занимающиеся подготовкой к продолжению обучения в вузе, начинающие учителя-предметники, руководители кружков.                     Суть данного способа состоит в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей школьников или профессиональных знаний читателей учителей, а также выработке у каждого из них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей.   Его целями являются:                                                                                                              * определить круг тем, которые интересуют читателей;                                                                                                  * на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения;                                                                      * выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению путем, во-первых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общения с читателем; во-вторых, самостоятельного знакомства читателей с различными «малыми формами» библиографии и рекомендательными указателями.

  Существуют три вида индивидуального планового чтения:                                                                                       а) «типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;                                                                                                                      

б) списки литературы типа «Что читать дальше»;

 в) наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий составляют для себя индивидуальный план чтения.

     В школьных библиотеках для читателей учителей, для администрации школы могут использоваться формы индивидуального информирования по определённому кругу вопросов (тем). Подобная работа проводится с привлечением элементов избирательного распространения информации.      Индивидуальное информирование заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших в школьную библиотеку. Определяются форма и частота оповещения, разрабатывается система обратной связи для оценки эффективности информирования.

  К формам индивидуального обслуживания относятся и консультации. Это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек.    Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий.      Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Важная задача консультации - указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие. Создание установки в чтении - психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию - одна из важнейших целей консультации. Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие.  Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю.

Результаты индивидуального руководства чтением, каким бы систематическим и квалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно, качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно. Индивидуальное руководство чтением подростков и старших школьников требует от библиотекаря школьной  библиотеки творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя. Я думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребёнка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нём доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью. Если хочешь зажечь в детях искру, то тебе надо, по словам Сухомлинского, «вмещать в себя целое море света».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...