Импрессионизм как направление в художественной культуре
материал по теме

Полуляхова Наталия Алексеевна

Импрессионизм как направление в художественной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл impressionizm.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Импрессионизм как направление в художественной культуре

Цели и задачи:

  1. Познакомить с импрессионизмом как стилем в живописи, музыки, литературе середины 19, начала 20 веков
  2. Развитие навыков самостоятельной деятельности, работы с различными источниками, подготовка сообщений
  3. Развитие умения анализировать и воспринимать произведения импрессионизма, творчески откликаться на новизну
  4. Воспитание культуры общения, развитие кругозора, языковой культуры, умения эмоционально воспринимать шедевры мировой культуры, внимательно и доброжелательно относиться к собеседнику.

Нравственные проблемы:

Уч-ся определяют произведения искусства как безусловно ценность, отмечают, что стремления к красоте является необходимым условием развития личности.

Оборудование:

  1. Выставка картин импрессионистов (Моне, Мане, Ренуар, Констебл, Лунк, Матисс, Серов)
  2. Выставка работ уч-ся по стихотворениям Брюсова «Творчество»
  3. Музыкальное оформление: Дебюсси, Дюк
  4. Портрет Фета, распечатка его стихотворения «Сияла ночь»

Эпиграф к уроку: Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком только потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над городом…остановись и ты.

Ход урока: в изучении перед красотой – и в своем сердце расцветет благородство. Сухомлинский

На фоне музыки:

Учитель: Импрессионизм – впечатление, позже – модернизм. Это новое направление в искусстве, оказавшее огромное влияние на развитие и формирование культуры последующих 100 лет.

Основные принципы импрессионизма: Утверждение красоты повседневной жизни во всем богатстве ее красок; запечатление каждого лика, мимолетного явления.

Начинался импрессионизм с живописи.

Ученик 1: Выдающийся художник – импрессионист Клод Моне (1840-1926) – центральная фигура импрессионистского движения. В 1874 году Моне и его товарищи устроили в Париже выставку своих работ, название одной из картин Моне было «Впечатление. Восход солнца», в результате чего и родилось название нового художественного метода: яркие цвета и небрежные мазки на полотнах – главная отличительная черта импрессионизма.

Больше всего Моне любил рисовать колдовские эффекты водной поверхности. Его называли Рафаэлем воды: стихия с ее зябью, переливами, отражениями всегда притягивала художника (показа картин с объяснением фрагментов «Терраса в Сент-Андресе», «Кувшинки», «Поле маков»)

Ученик 2: В 1824 году Джон Констебл получил золотую медаль Парижского Солона за картину « Телега для сена» (другой ученик демонстрирует картину присутствующим)

Главное открытие этой картины – она изображает повседневную сценку на фоне много безмятежного пейзажа.

«Певец природы» - так называли Констебля, он открыл новые возможности пейзажа. (показ картин «Небеса», «Хлебные поля» в деталях)

Ученик 3: Добрый, серьезный человек Огюст Ренуар страстно верил в свое дело. Однажды он заявил: «Настоящее искусство должно быть необъяснимым и неповторимым». Большую часть картин Ренуар посвятил прекрасному полю. Настроение неподдельной радости царит в его полотнах, все живет в сквозном движении, в улыбках и ясных взглядах людей. (показ картины «Завтрак гребцов» в деталях)

«Зонтики»

Так как Ренуар был одним из величайших мастеров изображения ню за всю историю живописи, хочется привести одну из его замечательных шуток: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст» (демонстрация картины «Обнаженная»)

Ученик 4: Импрессионизм нашел свое развитие и в России, один из лидеров движения был Валентин Александрович Серов, иллюстратор и портретист, пейзажист, театральных художник. (пока картин «Девочка с персиками», портрет Мамонтовой)

Учитель: Импрессионизм нашел свое отражение в музыке. Послушайте произведения Дебюсси. (задание уч-ся: нарисовать этюд – впечатление от услышанной музыки: в словесной форме, в живописной манере)

Учащийся 5: Импрессионизм в музыке: своеобразие творческой манеры Дебюсси.

Музыка – это то искусство, которое ближе всего к природе. Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, неба и земли – эти слова основателя импрессионизма в лирике – Дебюсси.

Учитель: Произведения импрессионизма волнуют и вдохновляют и поэтов, и музыкантов, и художников.

Посмотрите, что можно увидеть в стихотворения Брюсова «Творчество». Это – первое впечатление от прочитанного стихотворения, переданное при помощи кисти и карандаша. (ученик демонстрирует рисунки на выставке)

Чтение стихотворения Брюсова «Творчество» учащимся.

Ученик 6: У многих поэтический талант сочетается с талантом живописца. Многие поэты создают удивительные стихи, в которых не только выражают, но и изображают «души изменчивой приметы» (Заболоцкий)

Самый яркий импрессионист – поэт Фет. «Поэзия непременно требует новизны», – говорил он и действительно, в его стихах видели поэтическую дерзость, сам поэт называл их (не без гордости) – стихи в «растрепанном виде», они создают необычные, яркие, волнующие образы. Это оказывает сильное художественное воздействие.

Учитель: Послушайте стихотворение Фета «Сияла ночь» - признанный образец русской любовной лирики. Попробуйте (3-4 ученика рисуют этюды к стихотворению) описать свои впечатления в миниатюре, этюде.

Ученица 7, ученик 8 – стихотворение Фета «Сияла ночь» (на два голоса, I куплет-девушка, II-юноша)

Анализ стихотворения «Сияла ночь»

Учитель: Какие впечатления, ассоциации появились у вас от прочитанного стихотворения? (на стойках учеников - текст стихотворения)

  1. Удивительно само начало «Сияла ночь» метафорой автор привлекает читателя, слушателя, уводит в мир праздника, возвышенных чувств
  2. Видится затемненная гостиная и за ее окнами – сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. И везде слышится музыка.
  3. Видится рояль, он раскрыт, но на нем не играют, воображение подталкивает увидеть скорее, услышать внутреннюю музыку, создающуюся из впечатлений сияющей ночи, свежести сада, пения, заставляющего замирать сердце
  4. Экспрессия стиха достигается за счет глаголов, характеризующих движение: «сияла», «дрожали»
  5. Звуковые повторы воспринимаются как явления прекрасного, сонорные звуки р, л – саамы звучные в русском языке, и именно на их повторении создается звуковой образ, и он подчеркивает, поддерживает образ живописный.

Таким образом происходит взаимообогащение живописи музыкой, а музыки – живописью, звукописью (т.е.словом)

Обобщение урока:

Собрать и показать присутствующим рисунки к музыке, стихам, созданные учащимися в течение урока, зачитать словесные этюды.

Сделать вывод: прекрасное, которое проповедует импрессионизм, есть в душе каждого слушателя и зрителя.

Итоги: выставить оценки, поблагодарить учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...