эссе "Как я реализую принципы компетентностного подхода в своей работе"
статья по теме

Шнякина Светлана Александровна

Мои размышления-выкладки по работе. Постаралась осветить в своём эссе мысли и практические результаты. Готовилась таким образом к выступлению на педсовете  школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шнякина Светлана Александровна

Учитель русского языка и литературы МОУ «НСОШ № 1» п.Новосергиевка Оренбургской области.

Информация о себе: Работаю в школе 20 лет. Всегда стремлюсь не просто учить, а быть на уровне, не отстать от своих учеников. И чаще всего это получается. Учусь у детей, учусь сама, учу учеников тому, чему научилась сама. Люблю работу, люблю свою школу, в которой проучилась 10 лет, проработала уже 17 лет. Хочу, чтобы мою школу любили и мои ученики.

Как я реализую принципы компетентностного подхода в своей работе. (эссе-зарисовка)

Согласно  Концепции модернизации российского образования принятой до 2010 года, на современном этапе развития нашего образования определяется одна из наиболее важных задач воспитания – формирование и развитие самостоятельной, компетентностной во всех отношениях личности. И чтобы мы, педагоги, могли способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, каждому необходимо овладеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают: обучение адекватному оцениванию себя; самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха; обучение самостоятельным способам восстановления физических и психических сил, таким как  расслабление, смена видов деятельности, достижение целей путём включения в творческий процесс. Современный учитель обязан научиться создавать условия и ситуации, когда ребёнок должен будет самостоятельно сделать какой-то выбор,  выполнить индивидуальное  задание в соответствии с поставленными задачами, суметь оценить себя и свою работу. Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного  подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся.

Это требование не только Концепции модернизации образования – это требование времени. Поэтому в своей работе я стараюсь пользоваться не только готовым багажом знаний. Приходится много читать, изучать, апробировать. Что-то принимать, что-то отвергать. Словом, необходимо находить и выбирать  самые оптимальные пути решения текущих проблем, формирования у учащихся всех ключевых компетенций, учитывая индивидуальные особенности каждого.  Поэтому изучаю и использую в своей работе различные методы. Ведь важно вовремя заметить в ребёнке не только отрицательные качества и постараться скорректировать их, но и помочь в развитии лидерских начал, в обретении большей уверенности в себе. И это достигается на уроках через игровые моменты, решение творческих заданий, когда ребята получают большую самостоятельность, они охотнее раскрываются, быстрее доверяются учителю. И в этом случае легче достичь взаимопонимания. То есть здесь вступает в действие  педагогика сотрудничества. Учитель не просто контролирует процесс обучения, а вступает в какой-то момент в сотворчество со своими учениками.  Конечно, нельзя обойтись и без традиционного повторения, закрепления, усовершенствования как знаний по предмету, так и ценных способов действий в той или иной ситуации.

Особый интерес лично у меня вызвали методы поддержки развития коммуникативных способностей, потому что итоговая государственная аттестация предусматривает проверку сформированности именно коммуникативной компетенции учащихся. На уроках я стараюсь применять различные методы. Это были  и ролевые игры, и выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», диалоги и дискуссии. Особенно удачно такие технологии проходили в старших классах. Поэтому у пятиклассников сегодня стараюсь развивать, в первую очередь,  коммуникативные компетенции. И не обходится без создания  воспитывающих ситуаций и творческого поиска.

В наше время нельзя не учитывать тот факт, что ребенок сегодня учит, развивает, воспитывает себя САМ! Поэтому для реализации воспитательной деятельности стараюсь  использовать принципы гуманизма и социального закаливания, сотрудничества и ценностной ориентации. Ведь каждый наш ученик – это личность. Личность слабая или сильная – это другой вопрос. Но о его праве на собственное достоинство никогда забывать нельзя. У этого ученика есть своя система ценностей. Я могу только попытаться открыть ему глаза на какие-то важные вещи. И буду рада, если получится внимание хотя бы одного привлечь к прекрасному, доброму, вечному.  Поэтому мои ученики могут свободно выбирать способы и средства достижения учебной цели; я стараюсь, по возможности, учитывать позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу, интересы, потребности и способности.

При возникновении каких-либо трудностей учебного характера или другого плана проблем стараюсь решать эти проблемы вместе с учеником – найти способ доступного объяснения материала, подсказать нужный источник получения знаний, либо это добрый совет заглянуть внутрь себя, чтобы решить какую-то психологическую  ситуацию.

Лично мне нравится лозунг: ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие! И я стараюсь придерживаться в своей педагогической практике именно такого принципа. Кроме того, хочется, чтобы  школа стала  родной для каждого ребенка, чтобы он ощутил сопричастность к успехам и неудачам не только своим, но и коллектива. Лично для меня важно, чтобы у ребят сформировалось позитивное отношение к ЧЕЛОВЕКУ, как индивиду; чтобы они научились помогать друг другу. И я твёрдо уверена в том, что равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содоклад из опыта работы по теме: «Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе»

В связи с модернизацией Российского образования, учитель истории   должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятия и термины,...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...