Методическая разработка воспитательского часа по теме "Разноцветные бабочки" "
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка направлена на формирование творческой личности через изобразительную деятельность ребенка. Одним из способов художественного выражения является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись, которая представляет собой своеобразный синтез рисования и лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_plastike.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Семья»

муниципального образования город Ноябрьск

Методическая разработка воспитательного часа

По теме «Разноцветные бабочки»

Разработчик:

Кибальная Т.Е.,

социальный педагог,

ΙΙ квалификационная категория

2011 год

Введение

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

 В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись. Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая живопись это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным рисунком).

        Предлагаемое занятия рассчитано на воспитанников 7-12 лет. По способу организации детей и характеру их деятельности занятие является коллективным в сотворчестве с воспитателем.

Цель:

Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой и здоровой личности.

Задачи:

 Развитие образного мышления, воображения воспитанников.

Обучение способам рисования пластилином и формирование умений и навыков в технике пластилиновой живописи.

Воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.

Развитие мелкой моторики; синхронизации  работы обеих рук

Необходимые материалы: картон с готовым контуром фигуры бабочки, мягкий пластилин разных цветов,  мягкая тряпка, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие

Добрый день! Давайте поздороваемся друг с другом

Игра «Я рад тебя видеть…»

Все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу «Я рад тебя видеть Петя…»

- Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Мы с вами познакомимся с новой и интересной техникой рисования – пластиковой живописью.

Воспитатель проводит беседу об искусстве, формах методах рисования. В беседе поддерживается обратная связь с детьми. Каких художников дети знают, с какими из их работ они знакомы.  

- Оказывается, что можно рисовать и пластилином. Живопись пластилином. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. У пластилиновых плоскостных картин поверхность ровная. Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Этот прием удобен тем, что не нужны, кисти, краски, баночки для воды. Все необходимое-это листок бумаги для акварели или картона и коробка с пластилином, и… мягкая тряпочка, чтобы вытирать руки.

Воспитатель показывает детям картины выполненные пластилином.

Так что же такое пластилин? Из чего состоит эта тающая в руках волшебная масса? Если обратиться к словарю Ожегова, то можно прочитать следующее: «Пластилин - это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию». Наши современные пластилины по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотные по своей твердости, а есть наоборот, мягкие, нежные, легко плавящиеся. Так же, как и мягкость, разнообразен и цветовой спектр пластилинов, предлагаемых в магазинных наборах (показать разные виды пластилина). Но используя пластилин в качестве красок, можно нужный оттенок получить путем смешивания одного цвета пластилина с другим.

- Как правильно смешивать разные цвета пластилинов? Палитра смешивания красок может быть такой же, как и при обычном смешивании, например, масляных красок, только сам процесс отличается тем, что кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Нелишним будет предупредить, что смешивать более двух, в крайнем случае, трех разных цветов нежелательно, так как яркость цветового оттенка может слегка пожухнуть, то есть приобрести некоторую «забитость». С помощью смешивания разных цветных пластилинов можно получить более сложные цветовые оттенки (показать детям получение, например, бежевого цвета при смешивании белого, коричного и желтого).

- Теперь давайте попробуем свои силы в этом виде творчества.

Этап изобразительной работы

-  Предлагаю сегодня изобразить бабочку. У каждого из вас есть картон с контуром фигуры бабочки.

         Воспитатель предлагает детям просмотреть красивые рисунки, изображения, фотографии бабочек.

- Теперь закроем глаза и вспомним, что же понравилось больше всего. Попробуем изобразить бабочку, добавив что-то свое, как подсказывает воображение, нанося пластилин тонким слоем.

Рисование проходит под музыку, воспитатель оказывает помощь, дает консультацию.  

Обсуждение

Воспитатель благодарит всех за работу. Каждый ребенок показывает свой рисунок, делится с другими своими мыслями, чувствами.  

- Наше занятие подошло к концу, что нового вы узнали сегодня, понравилось ли вам рисовать пластилином? На следующем занятии мы можем дополнить нашу картину: это может быть небо, солнце, цветок и многое другое.

Приложение 1, 2

Приложение 1.

Разновидности пластилиновых картин

Плоскостное изображение картин

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Барельефное изображение

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге, затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа.

Аппликация

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером ½ листа формат А4, для сюжетного – в начале года ½ листа формат А4, к концу года целый лист формата А4.

 Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра, равновесие частей, симметрии и асимметрии.

Приложение 2.

Основные приемы и техника нанесения мазков

Плоскостное изображение картин

От куска пластилина отрываем маленький, с горошину кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении.

Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли.

Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн.

Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей.

Приемы лепки.

Основные приемы и техника нанесения мазков

Использование элементов «конус».

Создание образов лиственных деревьев.

От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.

Использование элемента «шар».

Создание образов лиственных деревьев.

Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок.

Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо.

Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура

Использование элемента «валик».

Создание образов лиственных деревьев.

Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону дерева.

Способы лепки при создании

объемных изображений

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: - конструктивный, деталь собирается из отдельных частей

- пластичный, форма вытягивается из пластичной массы.

Использование эффекта пушистости

Эффект пушистости и рыхлости элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображают мех животных, кораллы, растительность.

Рельефность

Рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой.

Использование эффекта «мраморности»

Чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательского занятия "Моя Родина"

На занятии ребята смогут познакомиться с символикой Российской Федерации, узнать о происхождении слова "Родина". На занятии прививается любовь к Родине....

Методическая разработка воспитательского занятия по народному фольклору

Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.Среди множества образов русской демон...

Методическая разработка воспитательского занятия «Что я знаю о самокате?»

Данное занятие рассчитано на учащихся 11 лет. Познакомит с историей самоката, пользой от использования,  с правилами безопасного передвижения на самокате и еще раз напомнит о ПДД....

Методическая разработка воспитательского занятия "Правила поведения в школьной столовой"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Правила поведения в школьной столовой"...

Методическая разработка воспитательского занятия "Наше окружение"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Наше окружение"...

Методическая разработка воспитательского занятия " ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА "

Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.Задачи:  Поразмышля...

Методическая разработка воспитательского занятия по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене" в 5 классе слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2)

Данная методическая разработка содержит конспект и материалы к занятию по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене"....