дошкольное воспитание
методическая разработка по теме

Самарина Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Методы работы с детьми по всем образовательным областям

Образовательная область «Физическая культура»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

Наглядно-зрительные (показ, использование  наглядных  пособий – карточек, иллюстраций, репродукций, атрибутов для игр;   имитация, зрительные ориентиры)

Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни, видеофильмы)

Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

Объяснения, пояснения, указания;

Подача команд, распоряжений, сигналов;

Вопросы к детям

Образный сюжетный рассказ, беседа;

Словесная инструкция

Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Проведение упражнений в игровой форме;

Проведение упражнений в соревновательной форме

Образовательная область «Здоровье»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

Наглядно-зрительные (показ, использование  наглядных  пособий – карточек, иллюстраций, репродукций, атрибутов для игр;     зрительные ориентиры)

Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни, видеофильмы)

 

объяснения, пояснения, указания;

Вопросы к детям

образный сюжетный рассказ, беседа;

словесная инструкция

Минутки здоровья

выразительное чтение   и рассказывание художественных произведений

толкование (разъяснение понятия)

заучивание наизусть стихов и правил

 

 прогулки и походы

физкультурные и игровые досуги, праздники:

распространение опыта семейного воспитания

организация закаливания,  питания, коррекционной работы (профилактика плоскостопия и сколиоза)

гимнастика для глаз

смехотерапия, музыкотерапия, психогимнастика

моделирование и анализ заданных ситуаций;

игры подвижные, дидактические,  театрализованные, с/ролевые

викторины

Образовательная область «Безопасность»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

Наглядно-зрительные (показ, использование  наглядных  пособий – карточек, иллюстраций, репродукций, атрибутов для игр;   имитация, зрительные ориентиры)

мультфильмы и игровые передачи,

       обучающие ролики

наблюдения, экскурсии

ознакомление детей с алгоритмами восприятия (мнемотаблицы, мнемодорожки)

Объяснения, пояснения, указания;

Вопросы к детям

Образный сюжетный рассказ, беседа;

Словесная инструкция

Чтение художественной литературы

Заучивание наизусть стихов и правил

Минутки безопасности  

сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре.  

игры,  соревнования, подвижные, дидактические  театрализованные

составление коллажей;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

сочинение историй и оформление их в книжечки

познавательные викторины

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

 кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций  или демонстрация наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета

использование персонажей различных театров

использование технических средств для аудио и видео ряда

 

выразительное чтение   и рассказывание художественных произведений

повторное чтение

заучивание наизусть

пересказ

обобщающая беседа

рассказывание без опоры на наглядный материал

толкование (разъяснение понятия)

беседа

творческое задание с применением образца

 

дидактические игры;

театрализованные игры по прочитанным книгам

инсценировки;

игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений.

С/ролевые игры

викторины

разговор (беседа),

пересказ занимательного эпизода,

рассказывание (сочинение на тему прочитанного произведения)

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой

Образовательная область «Коммуникация»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

использование персонажей различных театров

использование технических средств

ознакомление детей с алгоритмами восприятия (мнемотаблицы, мнемодорожки)

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание наизусть;

пересказ

обобщающая беседа;

рассказывание без опоры на наглядный материал

дополнение ответа

толкование (разъяснение понятия)

беседа

творческое задание с применением образца

 

дидактические игры;

игры-драматизации;

инсценировки;

дидактические упражнения;

пластические этюды;

хороводные игры

имитация,

разговор (беседа),

пересказ,

рассказывание (сочинение)

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой

Образовательная область «Труд»

1 группа методов:

формирование нравственных представлений, суждений, оценок

2 группа методов:

создание у детей практического опыта трудовой деятельности

Решение маленьких логических задач, загадок

Приучение к размышлению, эвристические беседы

Беседы на этические темы

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций

Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов

Задачи на решение коммуникативных ситуаций

Придумывание сказок

Приучение к положительным формам общественного поведения

Показ действий

Пример взрослого и детей

Целенаправленное наблюдение

Организация интересной деятельности (общественно полезный характер)

Разыгрывание коммуникативных ситуаций

Создание контрольных педагогических ситуаций

Ознакомление детей с алгоритмами восприятия (мнемотаблицы, мнемодорожки)

Образовательная область «Музыка»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

наглядно-слуховой (исполнение музыки - живая или фонограмма)

наглядно-зрительный (показ иллюстрации, картинок, рисунков, цветных карточек, игрушек, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

использование технических средств для аудио и видео ряда.

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание наизусть;

пересказ

обобщающая беседа;

рассказывание без опоры на наглядный материал

дополнение ответа

толкование (разъяснение понятия)

беседа

творческое задание с применением образца

музыкально-дидактические игры и логоритмические упражнения;

игры-драматизации;

инсценировки;

 пластические этюды;

хороводные игры

имитация,

творческие задания, предполагающие организацию разных видов  движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений как средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.)

Образовательная область «Социализация»

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить

работу по ознакомлению детей с социальным миром

Методы,

повышающие

познавательную активность

Методы,

вызывающие

эмоциональную

активность

Методы,

способствующие взаимосвязи

различных видов деятельности

Методы коррекции и уточнения

детских

представлений

элементарный анализ;

сравнение по контрасту и подобию, сходству;

группировка и классификация;

моделирование и конструирование;

ответы на вопросы детей;

приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

воображаемая ситуация;

придумывание сказок;

игры-драматизации;

сюрпризные моменты и элементы новизны;

юмор и шутка;

сочетание разнообразных средств на одном занятии

прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности;

перспективное планирование;

перспектива, направленная на последующую деятельность;

беседа

повторение;

наблюдение;

экспериментирование;

создание проблемных ситуаций;

беседа

Образовательная область «Художественное творчество»

Наглядные:

Словесные:

Практические:

использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения,   способов действия (показ жестом и показ приемов изображения); показ детских работ

беседа,

указания воспитателя в начале и в процессе работы (в связи с разъяснением поставленных учебных задач)

использование словесного художественного образа (выразительное чтение художественных произведений  для создания творческого настроения, активной работе мысли, воображения)

активизация внимания детей: (воспитатель спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать).

различные упражнения (с изменениями и дополнениями) на закрепление того или иного навыка или умения, уточнение последовательности действий.

организация и обеспечение восприятия и понимания содержания музыкальных и литературных произведений (наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях).

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой

 

Образовательная область «Познание»

Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:

развивающие игры;

• игры-инсценировки, игры-сотрудничества;

• динамические игры познавательного содержания;

• игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;

• создание проблемных ситуаций;

• использование художественного слова, музыкального сопровождения;

• познавательные беседы;

• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;

• сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

• обследование различных предметов;

• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;

• опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;

• знаково-символические обозначения ориентиров;

• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;

• словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;

• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

• изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;

• планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;

• создание ситуаций проектирования (метод проектов);

• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

использование игровых мотиваций;

• использование сюрпризных моментов;

• включение игровых и сказочных персонажей;

• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;

• использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;

• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);

• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;

• «минутки общения»;

• групповые дела,  предусматривающие участие родителей и детей других групп;

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);

• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в весенний лес»

Задачи:                                                                                                                                                                                                         1. Активизация словаря  по теме «Весна».

2. Формировать умение пересказывать рассказ по опорным  картинкам.

3. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.                                                                                                        4. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками)

Методы и приёмы:

Сюрпризный момент, вопросы к детям, пересказ рассказа о весне, игровые задания «Укрась полянку», «Отгадай ,что в  мешочке»,отгадывание  загадок о весне, дидактическая игра «Скажи со словом –тёплый», поговорки и пословицы о весне, закличка о весне.

Предварительная  работа:

* Рассматривание  иллюстраций о весне;

* Наблюдение на прогулке  за весенними изменениями;

* Загадывание  загадок о этом времени года;

* Разучивание пословиц и поговорок о весне;

* Просмотр  познавательной программы  «Времена года»;

* Чтение произведений о весне: В.Кремнев «Друзья птиц», И. Токмакова «Весна»,  А. Барто  «Весна идёт», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»;

Оборудование:

Полянка с цветами        

Цветы с загадками

Набор  сюжетных картинок о весне

Два мешочка: один с землёй, второй с распустившимися почками

Игрушка  ёжик

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель:

- Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет.

Воспитатель: весна  долго шла к вам через зимние вьюги, холодные ветра и   снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.  Посмотрите, какая полянка, но цветы на ней  не распустились. За   каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать подснежник, а вы будете украшать  полянку нашу и мы посмотрим ,какой она станет.

Дети: - Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.

Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая стала наша полянка.  Значит, вы знаете очень много слов, о весне.              

– А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом тёплый» Ветер какой? – тёплый

Солнце какое? – тёплое

Дождь какой? – тёплый

Погода какая? – тёплая

Утро какое? – тёплое

Выставляются картинки  о  весне .                                                                        

Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Составляется воспитателем рассказ по  опорным  картинкам.                                      Весной солнце светит ярко. Люди делают скворечники. Тают сосульки. Появляются первые цветы. Бегут ручьи. Распускаются листья и цветочки. Прилетают птицы.

Пересказ детей  по  опорным  картинкам.( можно убрать одну  картинку- усложнение).

Ф и з м и н у т к а.  «Весенние листочки».

(Текст поизносит только воспитатель).

Дует легкий ветерок

И качает так листок

(Выдох спокойный, ненапряженный)

Дует сильный ветерок

И качает так листок

(Сила выдоха постепенно увеличивается)

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

     Дубовый – У-У-У,

(Пропевание гласных).

Подуй на одуванчик.

(Дети 3-4 раза дуют на руки - «одуванчики», не раздувая щек).

(На  ковре  разбросаны  цветы , на  них  написаны  загадки  о  весне)

Воспитатель:  Ребята  посмотрите  ,какие  красивые цветы  выросли  на  нашей    полянке . А на  этих   цветочках  что-то   написано . Дети  отгадывают  эти  загадки. Молодцы.

А теперь наше путешествие продолжается.

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного ёжика.

Воспитатель: - В лес весна давно пришла, а ёжик до сих пор спит ещё! Давайте-ка разбудим его:                                                                            

Ёжик, ёжик – лежебока,

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с  тобою ,ёжик,

 Поиграть, поиграть. (Ритмичные хлопки)

 Ребята, что-то– ёжик  не  просыпается , давайте  расскажем закличку, которой в старину весну зазывали может  он  и  проснётся.

Воспитатель и дети:                                                                                                           - Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Воспитатель: - Ёжик зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает  2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое? 

Дети: - Сладкое! Мягкое!

Воспитатель: - Молодцы! Давайте поблагодарим ёжика  за чудесные подарки. Ребята ,а ёжик хочет  узнать знаете ли вы  пословицы и поговорки о  весне.

Весенний день год кормит. 
Весенний день – что ласковое слово.
Весна днём красна.
Весна всё покажет. 
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Весна красна цветами, а осень снопами. 
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весною день упустишь, годом не вернешь. 
Весна, зажги снега, заиграй овражки.
Весной часом отстанешь, днём не догонишь. 
Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

Воспитатель: Молодцы! . Вы со всеми заданиями  справились. А теперь нам пора  отправляться домой. А на прощание давайте расскажем  ёжику какие ребята  у нас в группе.

Дети подбирают определения (дружные, веселые, добрые и др.)

Если бы  вы  небыли такие дружные , смелые, то  очень трудно  мы бы  проходили  все приключения. А теперь, нам  пора  отправляться  в  детский сад.                                                                                                                   Воспитатель. Вот и тропинка к детскому саду. Понравилось вам путешествие в весенний лес? А что  больше  всего понравилось? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Звёзды дошкольного воспитания"

Сценарий разработан к празднику День дошкольного работника....

Консультация для педагогов "Дошкольное воспитание - смена стереотипов"

Разрешение противоречия между целями, задачами, с одной стороны,  и содержанием, методиками экологического образования дошкольников, с другой стороны, связано с необходимостью смены ценностных ор...

Выпускной отдела дошкольного воспитания (праздник для дошкольников)

Театрализованный сценарий выпускного обучающихся отдела дошкольного воспитания. Вручение сертификатов. Награждение победителей конкурса семейного творчества...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Доклад "Дошкольное воспитание на родном языке в ДОО РД"

Пашаева Т.В.,МБОУ СОШ№ 2 г. БуйнакскДошкольное воспитание на родном языке в ДОО РДНам посчастливилось родиться и жить в многонациональной Республике Дагестан. Жители нашей республики имеют огромное ку...