Дискуссия для старшеклассников. Патриотизм: знак вопроса.
классный час (11 класс) на тему

Савинова Татьяна Михайловна

 

Цель урока:

       Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся.  Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

Подготовка к дискуссии:

-  Составить вопросы для обсуждения.

-  Провести анкетирование.

-  Подобрать цитаты по теме.

-  Оформить зал.

-  Музыкальное сопровождение.

-  Выступления по вопросам.

- Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

Цитаты:

       «Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию».

(П. И. Багратион.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_patriotizm_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия для старшеклассников.    11а кл.Савинова  Т.М.

Патриотизм: знак вопроса.

 

Цель урока:

       Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся.  Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

Подготовка к дискуссии:

-  Составить вопросы для обсуждения.

-  Провести анкетирование.

-  Подобрать цитаты по теме.

-  Оформить зал.

-  Музыкальное сопровождение.

-  Выступления по вопросам.

- Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

Цитаты:

       «Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию».

(П. И. Багратион.)

 

         «Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…»

(Н. Г. Чернышевский.)

         Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем  лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою».

(Н. М. Карамзин.)

 

         «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете».

(В. В. Путин, президент Российской Федерации.)

 

         «Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем.»

(В. И. Матвиенко, заместитель председателя правительства РФ.)

 

         «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, -  спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

(Дж. Кеннеди.)

 

Ход дискуссии


1. Вступительное слово ведущего

         Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

         Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

         Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она  не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

         Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

 

Вопросы для обсуждения:

1. С чего начинается Родина.

-  Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

-  Считаете ли себя патриотом? Почему?

-  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

-  Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

-  Хотели бы вы уехать из России?

         Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

(Выступления учащихся).

 

2. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы  она была  лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

                   (Выступления учащихся).

 

3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?

Как относитесь к чистоте русской речи?

Гордитесь ли тем, что живете в России?

Что такое национализм?

                   (Выступления учащихся)

 

4. Связываете ли вы  патриотический долг с воинской службой?

 

Нужны  ли стране профессиональные военные?

Кто из вас хочет поступить в военные училища?

Престижна ли профессия офицера?

Вы за или против службы в армии?

         Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

         В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную. Политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия  офицера  была престижной.

         В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

                   (Выступления учащихся)

 

5. Кто такой патриот современной России?

- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

- Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

- Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

                   (Выступления учащихся).

 

Вывод.

 

         Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

         Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

         Мне хочется привести в пример  слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не   имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

         Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим  строительством, новыми социальными идеями».

         Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не  позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Источник: http://pivan-school.net.ru/uchitell/kuroku/klass/589----q--q


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная игра "Знак вопроса" по теме "Театр"

Интеллектуальная  игра по теме "Театр"...

Внеклассное мероприятие в 9 классе:«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ :воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные ориен...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ ТЕМЫ:воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные о...

Интеллектуальная игра "Знак вопроса"

Интеллектуальная игра предлагается  для  пополнения знаний  расширения кругозора учащихся...