Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"
методическая разработка (7 класс) по теме
ЦЕЛИ ТЕМЫ:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
- продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
- развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
- формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_word_7.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?", проведенного в 7 классе МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи».
(классный руководитель Самойлова С.А)
ЦЕЛИ ТЕМЫ:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
- продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
- развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
- формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Основные понятия : Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.
ОФОРМЛЕНИЕ :
-Музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса,
-Эпиграфы,
-Словари: русского языка, философский,
-«Перекличка веков» (составитель В.Г.Носков),
- «Русский фольклор» (составитель В.Аникина),
- «Русские пословицы и поговорки» (состав. В.Аникина)
СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА
ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.
ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.
ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в споре.
СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.
ЗАКОНЫ ДИСПУТА
- Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.
- Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.
- ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!
- Идея стоит спора. Спорь - да не вздорь!
- Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.
- Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
- Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.
- Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.
Подготовка к диспуту:
- Составить вопросы для обсуждения.
- Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
- Подобрать цитаты по теме.
- Оформить класс.
- Подобрать музыкальное сопровождение.
- Выступление по вопросам.
Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)
Учащиеся работают в малых группах.
Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)
Ход диспута:
Эпиграфы «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»
1. Вступительное слово учителя
НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории,
сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и
полным созидательной энергии людям.
II. Проведение дискуссии.
Слово учителя:
Человек рождается ,чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству . Родная мать, дом ,где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа- такие простые и теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?» . Я уверена, что она знакома каждому из нас.(включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, с чего начинается Родина для вас?
ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ
“С чего начинается Родина?”
Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.
(Лаврентьева Д)
“ Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
(Юсупова Л)
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать:
“Это моя Родина, моя Россия!”.
(Шутов Ю)
Слово учителя:
- Я разбила класс на три группы. Перед вами вопросы, ответ на которые мы должны сегодня получить и обсудить. Я надеюсь, что вы будете активны .
1 группа.
1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм»?
2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?
Вывод:
(самое главное дело ваше сейчас - учиться, чтобы потом применить свои знания и умения на пользу Родине)
Словарная работа:
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины
(Философский словарь)
Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.
Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально ).
Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.
- 2-3 группа ,что может добавить?
2 групп 1 . Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?
Слово учителя: В последнее время принято ругать недавнее прошлое нашей страны. Мне ,кажется, что ругать свою историю,- это все равно ,что придавать анафеме ( неприятию , проклятию) своих родителей. Мы должны любить свою страну такой, какая она есть. С достижениями и поражениями, и ,конечно же , нам хочется, чтобы она была лучше ,чтобы люди были счастливы, чтобы не было войны, насилия ,зла.
2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Хотели бы вы уехать из России?
3. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Что можете или хотите добавить? Согласны с мнением этой группы ребят?
3 группа: 1. Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
2. Вы за или против службы в армии?
3 .Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?
Сделаем вывод: В чём же, проявляется патриотизм?
Ответы каждого участника.
Патриотизм проявляется:
- в любви к своему Отечеству;
- в гордости за свой народ;
- в любви к культуре своего народа;
- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей
жизни;
- в желании процветания своей Родины;
- в деятельности на благо Родины;
- в готовности охранять и защищать свою страну;
- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам
своих предков.
Слово учителя: Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.
Давайте обратимся к истории, вспомним те события, о которых мы должны помнить всегда, потому что все они связаны с защитой Отечества.
Слово директору районного краеведческого музея Леушиной Татьяне Владимировне ( презентация, в которой рассказывается о подвиге защитников Отечества, начиная с 1 Мировой войны и заканчивая нашими днями).
III. Рефлексия. В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».
Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей в Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашего Отечества всех времён. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.
Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.
- Гражданин России; …… баллов
- патриот своего народа; …… баллов
- интернационалист; …… баллов
- испытываю гордость за своё Отечество; …… баллов
- сочувствие состраданиям своего народа; …… баллов
- готов к защите Родины; …… баллов
- уважение к отечественной истории; …… баллов
- вера в будущее России. …… баллов
(Выполняют задание)
Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки?
(высказывания учеников, учителя)
Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.
Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:
Храни огонь родного очага!
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что для тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Благодарю всех за участие.
Приложение.
1 группа.
1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм», «патриот»?
2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?
В чем проявляется патриотизм?
2 группа
1.Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?
2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Хотели бы вы уехать из России?
3. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
В чем проявляется патриотизм?
3 группа.
1.Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
2. Вы за или против службы в армии?
3. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?
В чем проявляется патриотизм?
Анкета.
«Я – Патриот!».
- Гражданин России; …… баллов
- патриот своего народа; …… баллов
- испытываю гордость за своё Отечество; …… баллов
- сочувствие состраданиям своего народа; …… баллов
- готов к защите Родины; …… баллов
- уважение к отечественной истории; …… баллов
- вера в будущее России. …… баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"
ЦЕЛИ :воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные ориен...
Сценарий праздника "Путешествие в Страну дорожных знаков"
Цели и задачи мероприятия:• образовательная — познакомить первоклассников с дорожными знаками;• развивающая — расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жиз...
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков».
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков». ...
Сценарий выступления агитбригады ЮИД "СТОП" МБОУ СОШ № 21г.Сальска "Поющий дорожный знак"
Сценарий выступления агитбригады ЮИД "СТОП" МБОУ СОШ № 21г.Сальска ( рук. Деркунская О.В.) "Поющий дорожный знак"...
Сценарий выступления по тематике ПДД "В Королевстве дорожных знаков"
музыкально-литературная композиция, прдназначенная для учащихся 4-6 классов. В сценарии предложены тексты авторских песен...
Авторский сценарий "Уважайте знаки дорожного движения!", муниципальный этап Республиканского конкурса "Замечательный вожатый"
Авторский сценарий "Уважайте знаки дорожного движения!", который использовался в муниципальном этапе Республиканского конкурса "Замечательный вожатый-2016"....
Сценарий урока "Знаки препинания при причастном обороте" 7 кл.
Сценарий урока с использованием структур Сингапурской системы обучения...