Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"
методическая разработка (7 класс) по теме

Самойлова Светлана Александровна

ЦЕЛИ ТЕМЫ:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
  • продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
  • развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
  • формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_word_7.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?",  проведенного в 7 классе МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи».

(классный руководитель Самойлова С.А)

ЦЕЛИ ТЕМЫ:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
  2. продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
  3. развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
  4. формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Основные понятия : Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.

ОФОРМЛЕНИЕ :

-Музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса,

-Эпиграфы,

-Словари: русского языка, философский,

-«Перекличка веков» (составитель В.Г.Носков),
- «Русский фольклор» (составитель В.Аникина),
- «Русские пословицы и поговорки» (состав. В.Аникина)

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в споре.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  1. Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.
  1. Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. 
  1. ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!
  2. Идея стоит спора. Спорь - да не вздорь!
  1. Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. 
  1. Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
  1. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.  
  1. Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

Подготовка к диспуту: 

  1. Составить вопросы для обсуждения.
  2. Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
  3. Подобрать цитаты по теме.
  4. Оформить класс.
  5. Подобрать музыкальное сопровождение.
  6. Выступление по вопросам.

Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)

Учащиеся работают в малых группах.

Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)

Ход диспута:

Эпиграфы  «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»

1. Вступительное слово учителя

                                       НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории,
сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и
полным созидательной энергии людям. 

II. Проведение дискуссии.

Слово учителя:

Человек рождается ,чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству . Родная мать, дом ,где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа- такие простые и   теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах,  ведь они хранятся в самом сердце.

Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?» . Я уверена, что она знакома каждому из нас.(включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)

Вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, с чего начинается Родина для вас?

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

“С чего начинается Родина?”

    Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

(Лаврентьева Д)

“    Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
                                                                                                     (Юсупова Л)            

  “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать:

“Это моя Родина, моя Россия!”.                                                                                                

(Шутов Ю)

   

Слово учителя:                                                                                                            

- Я разбила класс на три группы. Перед вами вопросы, ответ на которые мы должны сегодня получить и обсудить. Я надеюсь, что вы будете активны .

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

Вывод:

(самое главное дело ваше сейчас - учиться, чтобы потом применить свои знания и умения на пользу Родине)

Словарная работа:

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой  он состоит.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

                                                    Д.Н.Ушаков.  Толковый словарь русского языка)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины

                                                                                            (Философский словарь)

Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.

Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально ).

Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

- 2-3 группа ,что может добавить?

2 групп 1 . Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

Слово учителя: В последнее время принято ругать  недавнее прошлое нашей страны. Мне ,кажется, что  ругать свою историю,- это все равно ,что придавать анафеме ( неприятию , проклятию) своих родителей. Мы  должны любить  свою страну такой, какая она есть. С достижениями и поражениями, и ,конечно же , нам хочется, чтобы она была лучше ,чтобы люди были счастливы, чтобы не было войны, насилия ,зла.

2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?  Хотели бы вы уехать из России?

                     3.  Нужно ли патриотическое воспитание в школе?                                                                                                            

Что можете или хотите добавить? Согласны с мнением этой группы ребят?

3 группа: 1. Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

                    2. Вы за или против службы в армии?

                    3 .Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

                        Сделаем вывод: В чём же, проявляется патриотизм?

Ответы каждого участника.

Патриотизм проявляется:

- в любви к своему Отечеству;

- в гордости за свой народ;

- в любви к культуре своего народа;

- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей  

   жизни;

- в желании процветания своей Родины;

- в деятельности на благо Родины;

- в готовности охранять и защищать свою страну;

- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам  

  своих предков.

Слово учителя: Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Давайте обратимся к истории, вспомним те события, о которых мы должны помнить всегда,  потому что все они связаны с защитой Отечества.

Слово директору районного краеведческого музея Леушиной Татьяне Владимировне ( презентация, в которой рассказывается о подвиге защитников Отечества, начиная с 1 Мировой войны и заканчивая нашими днями).

III. Рефлексия.   В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей в Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашего Отечества всех времён. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.

Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.  

- Гражданин России;                                         ……   баллов

- патриот своего народа;                                   ……   баллов

- интернационалист;                                          ……  баллов

-  испытываю гордость за своё Отечество;       …… баллов

- сочувствие состраданиям своего народа;      ……   баллов

- готов к защите Родины;                          ……  баллов

- уважение к отечественной истории;              ……  баллов

- вера в будущее России.                                   ……   баллов

(Выполняют задание)

Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки?

(высказывания учеников, учителя)

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:

Храни огонь родного очага!
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что для тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

                                          Благодарю всех за участие.

Приложение.

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм», «патриот»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

 В чем проявляется патриотизм?

2 группа

1.Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?  Хотели бы вы уехать из России?

 3.  Нужно ли патриотическое воспитание в школе?  

      В чем проявляется патриотизм?

3 группа.

1.Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

  2. Вы за или против службы в армии?

   3. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

       В чем проявляется патриотизм?

Анкета.

«Я – Патриот!».

- Гражданин России;                                         ……   баллов

- патриот своего народа;                                   ……   баллов

-  испытываю гордость за своё Отечество;       …… баллов

- сочувствие состраданиям своего народа;      ……   баллов

- готов к защите Родины;                                    ……  баллов

- уважение к отечественной истории;              ……  баллов

- вера в будущее России.                                   ……   баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ :воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные ориен...

Сценарий праздника "Путешествие в Страну дорожных знаков"

Цели и задачи мероприятия:• образовательная — познакомить первоклассников с дорожными знаками;• развивающая — расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жиз...

Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков». ...

Сценарий выступления агитбригады ЮИД "СТОП" МБОУ СОШ № 21г.Сальска "Поющий дорожный знак"

Сценарий выступления агитбригады  ЮИД "СТОП" МБОУ СОШ № 21г.Сальска ( рук. Деркунская О.В.) "Поющий дорожный знак"...

Сценарий выступления по тематике ПДД "В Королевстве дорожных знаков"

музыкально-литературная композиция, прдназначенная для учащихся 4-6 классов. В сценарии предложены тексты авторских песен...

Авторский сценарий "Уважайте знаки дорожного движения!", муниципальный этап Республиканского конкурса "Замечательный вожатый"

Авторский сценарий "Уважайте знаки дорожного движения!", который использовался в муниципальном этапе Республиканского конкурса "Замечательный вожатый-2016"....

Сценарий урока "Знаки препинания при причастном обороте" 7 кл.

Сценарий урока с использованием структур Сингапурской системы обучения...