Методическая разработка интегративного занятия по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва» для специальности 280703 «Пожарная безопасность»
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Профессионально-педагогический колледж

Методическая разработка

интегративного занятия

по

дисциплинам

«Термодинамика, теплопередача и гидравлика»

и

«Теория горения и взрыва»

для специальности

280703        «Пожарная безопасность»

2011


Содержание

Интегративное занятие по дисциплинам «Термодинамика , теплопередача и гидравлика» и  «Теория горения и взрыва»        

План урока        

Ход урока        

План игры        

Ход игры        

Тур I – «Разминка»        

Тур II – «Знатоки кроссвордов»        

Тур III – «Объясни …»        

Тур IV – «Найди ошибки»        

Тур V – «Срази соперника»        

Тур VI – «Домашнее задание»        


Интегративное
занятие по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика»

и

«Теория горения и взрыва»

Тема: Горение смесей пыли с воздухом и твердых веществ. Тепловые явления.

Тип урока: совершенствование и контроль знаний, умений и навыков

Вид урока: интегративный

Форма урока: игра (групповая форма организации)

Цели урока:

Дидактическая:
Обобщить и систематизировать знания по темам  «Горение смесей пыли с воздухом и твердых веществ» и «Тепловые явления»;

Развивающая:
а) развивать творческие способности, способности обобщать, осмысливать,      
    устанавливать взаимосвязи между элементами знаний и применять
    полученные знания при решении конкретных практических задач;
б) повышать уровень общеобразовательной подготовки;
в) развивать логическое мышление, память, речь и эмоции;

Воспитывающая:
а) воспитать ответственность, аккуратность и усидчивость при решении задач;
б) воспитать личность, умеющую осуществлять индивидуальную и
    совместную деятельность в коллективе;
в) воспитать трудолюбие, самостоятельность, активность, наблюдательность;

Методическая:
а) реализация межпредметных связей;
б) применение современных информационных и интегративных
    технологий
 обучения;
в) применение различных форм (беседа, объяснение, рассказ, сочинение и т.д.)
   и методов (устно, письменно, творческие работы, наблюдение, проблемные
   ситуации) контроля знаний;

Оборудование:

доска;

мультимедийный проектор;

дидактический раздаточный материал;

ПК – Pentium III.

Учебная литература:

Демидов Д.И. «Горение веществ и их свойства», М.:1984.

Бащкирцев М.П. «Основы пожарной теплофизики», М.:1984.

Лукашник В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике», М.:2000.

«Педагогика» под ред. П.И.Пидкасистого, М.:1996.

 Алимова И.В., Гудков В.И., «Физика», Минск, 2004.

Брюханов О.Н., Коробко В.И. и др., «Основы гидравлики и теплотехники», М.:2004.

«Пожарно-профилактическая подготовка», под ред. Жидкова Б.С., М.:1984.


План урока

Организационный момент (3 мин.)

Представление команд (7 мин.)

Игра (70 мин.)

Подведение итогов (10 мин.)


Ход урока

Организационный момент
Вступительное слово учителя: приветствие, озвучиваются цели и план урока.
Представление жюри

Представление команд (максимальный балл 3)
Группа  заранее была разделена на четыре команды (по 7 человек), в каждой выбраны капитаны. Участники  команд должны были придумать:
- название,
-  девиз,
-  и эмблему своей команды.
Представление каждой команды оценивается членами жюри. Оценки заносятся в специальную ведомость и озвучиваются.

Игра
Озвучивается план игры. Игра состоит из шести туров. Каждый тур оценивается по своей бальной системе. После каждого тура объявляются и заносятся в ведомости баллы.

Подведение итогов
1. Жюри подводит итоги и объявляет команду победителя (см. ведомость №1)
2. Капитаны команд подводят итоги работы своей команды
(см. ведомость №2)
3. Подводятся итоги урока

Ведомость №1

Команды

Представление

Тур I

Тур II

Тур III

Тур IV

Тур V

Тур VI

Итого

рассказ

проект

Ведомость №2

Ведомость команды          ________________________________________________

(название команды)

Участники (Ф.И.О.)

Тур I

Тур II

Тур III

Тур IV

Тур V

Тур VI

Оценка


План игры

Тур I – «Разминка» (5 мин.)
Тур II – «Знатоки кроссвордов» (15мин.) 
Тур III – «Объясни …» (15 мин)
Тур IV – «Найди ошибки»
 (10 мин.)
Тур V – «Срази соперника» (10 мин.)
Тур VI – «Домашнее задание» (15 мин.)


Ход игры

Тур I – «Разминка»

(максимальный балл за каждый правильный ответ 2)

Командам задаются вопросы и ребусы. Максимальное время на обсуждение заданий 30 секунд.
Вопросы и ребусы:

Назовите способы изменения внутренней энергии.

Назовите физические величины, которые измеряются в следующих единицах:
;               ;              

«Обменяйте» 9 букв в слове «парообразование» на 3 такие буквы, чтобы с их помощью получить из оставшихся в этом слове 6 букв физический термин, означающий один из видов парообразования.  

Какое название физического явления вы написали бы здесь вместо знака вопроса?








Из букв, входящих в слова:
ров+день + потоп + стол,
составьте название процесса переноса энергии вследствие теплового движения и взаимодействия частиц тела.

 Из букв, входящих в слова:
бур+тина,
составьте название теплового двигателя.

Из букв, входящих в слова:
луч + чтение + Зита,
отняв буквы «т» и «а» составьте название процесса переноса энергии.

Из букв, входящих в слова:
акция+ЛЭП+тире,
поменяв букву «п» на «з» составьте название одного из свойств аэровзвеси.

Из букв, входящих в слова:
вакцина + Корея,
отняв буквы «р» и «а» составьте название процесса переноса энергии.

Из стихотворения «Зима»:
«
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «Спасибо» за труды»
Кто написал цитируемое стихотворение?
Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»?


Тур II – «Знатоки кроссвордов»

(максимальный балл за каждый правильный ответ 7 )

        Задания, содержащие кроссворды раздаются командам.
На выполнение кроссворда №1 отводится 1 минута;

на кроссворд №2 – 2 минуты;

на кроссворд №3 – 2 минуты;

на кроссворд №4 – 6 минут.

Кроссворд №1

т

1

а

э

р

о

г

е

л

ь

2

а

д

с

о

р

б

ц

и

я

3

ф

о

т

о

х

и

м

и

ч

е

с

к

и

й

4

у

г

о

л

ь

5

д

и

с

п

е

р

с

н

о

с

т

ь

Осевшая пыль.

Явление поглощения.

Метод получения полимеров.

Продукт сгорания.

Степень измельченности.

 

т

1

 

 

 

 

 

е

 

 

2

 

 

 

 

р

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

о

 

 

5

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 


Кроссворд №2

1

т

е

п

л

о

в

о

е

2

т

е

п

л

о

п

р

о

в

о

д

н

о

с

т

ь

3

т

у

р

б

и

н

а

4

т

е

р

м

о

с

5

к

о

н

в

е

к

ц

и

я

6

т

е

р

м

и

ч

е

с

к

и

й

7

я

ч

е

й

к

а

8

л

е

т

у

ч

и

е

9

д

е

р

е

в

о

Хаотическое движение молекул в теле.

Вид теплопередачи.

Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал.

Сосуд, хранящий пищу горячей.

Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости.

Метод получения полимеров.

Структурный элемент древесины.

Разновидность металла.

Целлюлозный материал.  

 

1

 т

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 р

 

 

 

 

4

 

 

 

 м

 

 

5

 

 о

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 м

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 е

 

 

 

8

 

 

 т

 

 

 

 

9

 

 

 р

 

 

 

 


Кроссворд №3

9

п

а

р

8

с

а

ж

а

7

д

о

ж

д

ь

6

г

р

а

ф

и

к

5

т

о

п

л

и

в

о

4

ж

и

д

к

о

с

т

ь

3

п

л

а

в

л

е

н

и

е

2

о

х

л

о

ж

д

е

н

и

е

1

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а

Важная для тепловых явлений физическая величина.

Понижение температуры.

Процесс превращения твердого тела в жидкость.

 Агрегатное состояние вещества.

Источник энергии.

Наглядное изображение зависимостей между величинами.

Жидкие атмосферные осадки.

Неполный продукт сгорания.

Газообразное состояние вещества.

9

 

 

 

8

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

11

ц

18

Г

1

к

и

п

е

н

и

е

и

о

л

н

р

2

п

л

а

в

л

е

н

и

е

3

м

е

т

а

л

л

ю

ц

н

4

м

е

т

а

л

л

о

й

д

ы

и

13

20

о

а

5

у

г

л

е

р

о

д

з

з

т

12

и

о

6

а

э

р

о

г

е

л

ь

з

с

л

 

р

7

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а

ы

т

л

е

19

8

д

ж

о

у

л

ь

р

17

у

ы

м

д

с

16

15

б

г

м

а

о

9

н

е

л

е

т

у

ч

и

е

о

н

в

о

и

е

л

л

и

с

г

п

10

п

ы

л

ь

ч

т

н

л

й

ь

и

о

н

По горизонтали:

Образование пузырьков.

Превращение льда в воду.

Неорганическое вещество.

Сера, фосфор, кремний.

В составе органических веществ.

Пыль «внизу».

При нормальных условиях у воды она равна 100°С.

Единица энергии.

Разновидность металлов.

Аэровзвесь.


По вертикали:

7. Над рекой.

8. У нелетучих металлов его нет.

Физико-химическая реакция.

«Отец» теории горения.

Много частиц.

Есть в сосне.

Необходимо для разложения древесины.

В составе древесины.

Дым летучих металлов.

Изменяют реакцию.

Древесный.

20. Продукт сгорания.

14

11

18

1

2

3

4

13

20

5

12

6

7

19

8

17

16

15

9

10

Тур III – «Объясни …»

 (максимальный балл за каждый правильный ответ 4)

        Командам задаются вопросы, в ответе на которые они должны объяснить явление с точки зрения физики, химии или математики. На размышление отводится

не больше 1 минуты.

Задания:

«В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртину кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…»
Кто автор этих строк?
Как называется произведение, откуда они взяты?
Что представляют, с точки зрения физики, «на стеклах легкие узоры»?

Если деревянный цилиндр, инкрустированный металлом, обернуть листом бумаги и подержать над пламенем спиртовки (см.рис), то бумага обугливается сначала в местах, не соприкасающихся с металлом. Почему?

Из стихотворения «Мороз» А.Вознесенского:
«Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
Оставляя пол-ладони
Примороженной к двери.»
Почему «пол-ладони» оказалось «примороженной к двери»?
Объясните это с точки зрения физики.

Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и т.д.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

Из стихотворения «Ночь на Новый год» А.А.Блока:
«Скрипнет снег – сердца займутся-
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше улица темна.»
Почему скрипит снег?

Почему форточки для проветривания комнат помещают в верхней части окна, а радиаторы под окном?


 Из стихотворения «Холм» А.И.Недогонова:
«Мороз, туман речной сгущая,
Гудит в просторе ледяном,
Криницы в стекла превращая,
Над Доном ходит ходуном»
Почему в мороз над еще не замершим Доном был виден густой туман?

Подсчитано, что теплопроводность сосновых досок в 3,7 раза больше, чем сосновых опилок, теплопроводность льда в 21,5 раза больше, чем свежевыпавшего снега. Чем объяснить такую разницу?

Из стихотворения «Метель» А.А.Фета:
«Всё молчит,– лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,

Да по кровле ветр шумит»
Как звали этого выдающегося поэта?
Почему лучина «горит с треском»?

На рисунке изображены графики нагревания и кипения, одинаковых масс воды и ртути. Какой из графиков построен для воды?

В одной колбе выпаривают 300г. воды, а в другой – 1,2 кг. ее нагревают от 0 до 100°С. Какой процесс закончится раньше (нагреватели колб одинаковы): испарение воды из первой колбы или ее нагревание во второй колбе? (, )  


Тур IV – «Найди ошибки»

(максимальный балл каждый правильный ответ 4)

Игрокам раздаются карточки с небольшими рассказами, содержащие  физико-химические ошибки. Побеждает та команда, которая их раньше и больше найдет. На выполнение каждого задания отводится не больше двух минут.

Задания:

Внутренняя энергия любого тела равна сумме энергии всех его молекул. А поскольку молекулы очень малы, то и потенциальная и кинетическая энергии каждой из них тоже очень малы. Следовательно, внутренняя энергия тела – величина ничтожно малая;

Алеша и Ваня вычисляли количество теплоты, необходимое для получения воды из 5 кг. льда, находящегося при 0°С.
Алеша записал: 

«Нет, - сказал Ваня, - в  измеряется удельная теплота сгорания топлива, а здесь нужна удельная теплота плавления льда. Она равна . Так как растаять должно 5 кг. льда, то это число надо разделить на 5». Он записал: ;

С уменьшением дисперсности увеличивается химическая активность пыли, так как химическая реакция между твердым веществом (пылинками) и газообразным окислителем протекает внутри твердого вещества. Следовательно, скорость реакции не зависит от размера поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

Воспламенение аэрогеля при постоянном объеме приводит к повышению давления, причем увеличение давления зависит от вида источника воспламенении и не зависит от свойств пыли. Повышение давление объясняется следующими факторами:
1. образуются жидкие продукты сгорания, объем которых значительно меньше объема сгоревших твердых частиц;
2. газообразные продукты сгорания нельзя нагреть до высокой температуры

 Химический состав твердых горючих веществ очень разнообразен. Большинство из них относятся к классу неорганических веществ, состоящих в основном из углерода, водорода, кислорода и азота. Значительно меньше количество  твердых горючих веществ относится к классу органических веществ. Среди них  - металлы, полимеры и целлюлозные материалы;

Древесина является самым редким горючим материалом в условиях пожара. По структуре она представляет собой плотный материал. В её состав входят полимеры, металлойды, лигнин и каучук. Характер строения древесины определяет весьма высокую её теплопроводность и связанную с нею медленную воспламеняемость и медленный прогрев внутренних слоев.


Тур V – «Срази соперника»

 (максимальный балл за каждый правильный ответ 3)

Задания для  V тура игры команды должны придумать сами. На данном этапе игроки сражаются с соперником, задавая друг другу вопросы. Командам было предложено придумать по два вопроса по темам:

горение смесей пыли с воздухом;

горение твердых веществ;

тепловые явления;

изменение агрегатного состояния вещества.

Каждый правильный ответ на вопрос оценивается 3 баллами. Если игроки не дали правильный ответ, то баллы получает команда, которая их задавала.


Тур VI – «Домашнее задание»

(максимальный балл за каждое задание 10)

Задания для  VI тура игры были предложены командам заранее.

Придумать рассказ на любую тему, в тексте которого они должны использовать следующие термины:

молекула, тепловое движение, внутренняя энергия, температура, конвекция, теплопроводность, излучение;

парообразование, облака, роса, испарение, кипение, конденсация, вода;

аэровзвесь, дисперсность, пыль, азрогель, адсорбция, частица, дым;

твердое вещество, древесина, воздух, лигнин, целлюлоза, горение, уголь.

Придумать проекты теплоизоляции двух зданий, одно из которых должно быть построено в тундре, а другое – в пустыне.

парообразование

испарение

?

Кроссворд №4

t, мин

t, ºС

400

200

№1

№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по английскому языку для студентов заочной формы обучения ДВГГТК по специальности 280703 «Пожарная безопасность»

Дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл общих гуманитарных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и составляет часть профес...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме «Приготовление бисквитного полуфабриката» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме «Приготовление бисквитного полуфабриката» для специальности 260502 ...

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс)По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Техн...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ По дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Урок разработан на основе современных технологий и образовательных материалов, полностью учитывает специализацию и включает в себя выполнение профессионально-ориентированных задач. Является завершающи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема «Мой рабочий день» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Учебно-методический план занятияТема «Мой рабочий день» Цели занятия:дидактические – развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе изученных лексических единиц, реч...