Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ.
методическая разработка по теме

  Эта работа представляет собой проект "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ".

  Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

   В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

  • «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
  • Мини-музей народной старины «Русская изба»

Основной формой работы остается НОД, где используются разные формы игр.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ.

   Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир.

      Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношения к ним ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

         Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

      Детство  то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.  В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

    Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети», поэтому больше внимания  я  уделила знакомству детей с народными играми и забавами.  

     Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

    Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

    Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

    Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом   наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

    С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

    Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

     Основные цели и задачи проекта:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

     Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

   В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,

Мини-музей народной старины «Русская изба»

   Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.

   В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

   Основной формой работы остается НОД, где используются разные формы игр.    

   В группе  регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Пасха», активными участниками которых являются и взрослые и дети.

    Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

   Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

  Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», « Рождество», Новый год, «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

   

Цель проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре  через знакомство с русскими календарными праздниками, устным народным творчеством, русскими народными промыслами.

Задачи:

Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние  забавы», «Масленица», «Пасха»;

Вызвать у детей желание познакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки  и др.)

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

  Познавательное развитие:

I.Беседы:

1. Как жили в старину

2. Праздники на Руси

3. О русских народных промыслах

II.Непосредственная организованная деятельность:

« Хлеб всему голова…»

«Собран с поля урожай…»

«Как на Руси весну встречали»

« Какую одежду носили на Руси»

« Что нам осень принесла»

III.Совместная деятельность:

Наблюдения за изменениями в природе

Создание уголка «Русской избы»

«Зайчик на пальчик» - игрушки старины далекой

«В гости к малышам со сказкой и подарками»

IV. Праздники:

 «Осенины»

«Рождественские святки»

«Праздник масленицы»

«Пасхальные атрибуты»

 Игровая деятельность:

Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», « Городки», «Пятнашки», « Гори, гори ясно…», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»

Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка»,  «Прокати яичко с горки»

Сюжетные игры «Собираем урожай», «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок».

  Художественная деятельность:

I.Рисование

«Осенняя березка»

«Дымковские лошадки»

«Пасхальное яйцо»

II.Аппликация:

«Осенний ковер»

«Игрушки для зверят на рождество»

«Барышня на масленице»

 III.Лепка:

«Пасхальный кулич»

«Дымковский козлик на ярмарке»

«Овощи с грядки»

Выставки совместного творчества детей и родителей:

Изготовление персонажей к русским народным сказкам в театральной деятельности»

«Зимняя фантазия»

«Пасхальные куличи и яйца»

Работа с педагогами:

Мастер-класс « Приобщение к народным традициям – изготовление кувадок».

Ожидаемые результаты:

Устойчивый интерес к культуре русского народа.

Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.

Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта

В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определённые результаты:

создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;

сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;

создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Театральные представления:

Яблонька

(Кукольный спектакль)

Ведущий. Таня яблоньку сажала
И водичкой поливала.
Таня поливает яблоньку.
Таня. Вот и осень наступила,

Яблочки позолотила.
Буду яблочки срывать,
Чтобы деток угощать.

Таня (обращается к детям). Ребятки, я
пойду за корзиночкой, а вас прошу при-
смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку не
обижали, чтобы яблочки не рвали.

Таня уходит, появляется Медведь.

Медведь. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Мишеньке понравится.

Ведущий (обращается к детям).

Ребята, давайте прогоним Мишку, будем

лаять, как собачки. Он испугается и убежит.
Дети лают.

Медведь. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Медведь убегает, появляется Лиса.

Лиса. Что за чудо вижу я?

Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Лисоньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем в
ладошки громко хлопать, она и убежит.

Дети хлопают в ладоши.
Лиса. Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь .
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Лиса убегает, появляется Петушок.
Петушок. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Петушку понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-
шок испугается и убежит. (Дети топают.)
Петушок.

Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.

Петушок убегает, появляется Зайка.
Заяц. Я - серый зайчишка,
Ужасный трусишка.
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал!

Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Заиньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Детки, давайте будем, как волчата выть:
"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.
Заяц. Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Зайка убегает, появляется Таня.

Таня останавливает Зайчика.
Таня. Стой-ка, Заинька-дружок,

Приходи-ка на лужок.


Таня. Всех зверюшек приглашаю,
Но прежде, чем вас угощать,
Прошу всех дружно поплясать.
Детки, хлопайте в ладоши,
Нынче день такой хороший!
Праздник весёлый сегодня у нас,
Все зверята попляшут сейчас!
Дети хлопают, звери танцуют.
Таня (обращается к зверятам).

А теперь дружно яблочки снимайте
И корзинки наполняйте!
Звери. Будем яблочки снимать

И ребяток угощать!

Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-
ёт их воспитателям, а те угощают детей.

Вариант окончания сценки,
если сценка разыгрывается детьми:
Таня. И зверят, и ребят

Приглашаю веселиться,
Вокруг яблоньки пойдём,
Хоровод водить начнём,
Песню яблоньке споём.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД "ЯБЛОНЬКА"
В конце хоровода со словами: "Яблочки румяные
ниже опусти" дети подходят к яблоне.
Ведущий. Дружно яблоки снимайте

И корзинки наполняйте!
Ведущий угощает детей.

Конспект развлечения «Золотое яичко»

(с элементами кукольного театра)

Дети входят в зал под русскую народную песню, выстраивают хоровод. Ведущая в русском народном костюме встречает детей:

Ведущая: Здравствуйте, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!

-Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из древней Руси. В этот праздничный день хочу вам рассказать сказку, не простую,а пасхальную…

Дети садятся на лавочки.
Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.

Была курица такая затейница, любила песни петь и с детушками играть.

Игра «Курочка и цыплята»

Цыплята прячась за курицу подходят к ворону.

-курочка-рябушечка, куда пошла?

- на мельницу

- курочка-рябушечка, зачем пошла?

За водой

- курочка-рябушечка, кому вода?

-ребятишкам

- курочка-рябушечка, ребята чьи?

- мои ,они пить хотят, на всю улицу кричат!

Ворон старается то с одной стороны, то с другой ухватить цыпленка, а курица уворачивается от ворона.

Игра проводится до тех пор пока всех цыплят не перетаскает ворон.)

По окончании игры дети садятся на лавочки. Выставляется ширма для кукольного театра.

Ведущая:
-Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.

Баба:
Эй, старик, проснись скорей!

Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.

Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.

Баба:
Ох, горит, слепит глаза!

Дед:

Чудеса!

Баба:
Чудеса!

Игра с яйцом «Передай яйцо»

Звучит фоновая р.н. музыка, дети хором, передавая яйцо по кругу произносят считалку:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за периллу-

Прямо в речку угодила.

Кто не видит – это он

Выходи из круга вон!

У кого оказалось яйцо, пляшет в кругу под р.н. мелодию.



Дед:
Ты яйцо-то забери,
и в сундук его запри .
(слышен стук в дверь)

Баба:
Нету дома никого!

Дед:

Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!

Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается)

Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.

Дед:

Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.


Дед и баба под музыку выносят
лукошко с писанками и крашенками
и одаривают детей.

Далее ведущая предлагает поиграть с крашеными яйцами:

Игры с крашеными яйцами:

У кого дальше прокатится?

Чьё дольше вертится?

Битва яйцами на победителя

Далее ведущая выносит пасхальный кулич.

Приглашает детей за стол пить чай с куличом.

Литература:

Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,

Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.

Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.

Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8

Дошкольное воспитание №8, 1987г

Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,

«Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),

«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),

«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ЦРР – детский сад №2667 «Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ»

Слайд 2

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 3

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 4

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГОМ «Зайчик на пальчик» - игрушки старины далекой

Слайд 6

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « В гости к малышам со сказкой и подарками»

Слайд 8

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ «Масленица»

Слайд 9

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ « Осенины »

Слайд 10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 11

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ Мастер – класс «Творим кувадки »

Слайд 12

ВЫСТАВКА

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как средство патриотического воспитания.

Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Данная публикация  содержит опыт работы учителя истории, руководите...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.

На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...

Образовательный проект "Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов"

Образовательный проект, основной целью которого является оздоровление учащихся начальной школы посредством повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом через русские народные игры и за...

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...