Процесс адаптации молодых специалистов в школе.
статья по теме

Коновалова Анна Витальевна

В статье сделана попытка проанализировать особенности адаптации молодых специалистов в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл process_adaptacii.odt11.67 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс адаптация молодых специалистов в школе

Анна Витальевна Коновалова,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2065 «Вектор»

«Обучать - значит вдвойне учиться».  

                                    Жозеф Жубер

                 

        Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике, в течение всех последующих лет работы в образовательном учреждении. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые в будущем определят степень мастерства учителя.

         Чтобы стать преобразователем, творцом, учителю необходимо овладевать закономерностями и механизмами педагогического процесса.  Это позволит  педагогически мыслить и  действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать их,  находить  в  теории  обучения и воспитания идеи,  выводы,  основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

         Педагогическое мастерство,  выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в  то  же  время выражает и личность педагога в целом,  его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий  высокую эффективность педагогического процесса.

          В учителе должны сочетаться потребность в самообразовании и повышении квалификации,  в общении с опытными педагогами, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания, участие в  научных конференциях, заседаниях ШМО.

Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди по разному приспосабливаются к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все учителя, пришедшие впервые в школу, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы привыкнуть к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые специалисты описывают свое появление в новом учреждении как сложный, напряженный период. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям.

 Существует несколько научных определений термина «адаптация», но большинство из них применимы к природным процессам. Более подходящим к теме нашего разговора является следующее определение:

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

          Данный процесс, как и любые другие, имеет свои особенности, критерии, и протекает в условиях, созданных  той социальной средой, в которую попадает молодой специалист (работник) при трудоустройстве.

Можно сказать, что критерием адаптации в педагогическом коллективе является не только наше реальное положение, авторитет, но и наше сознание, уверенность в своих действиях, удовлетворенность, ответственность, низкий уровень конфликтности. А это значит, что кроме внешних факторов на наш психологический комфорт влияет также  склонность к оценкам  позитивного или негативного.

Например, степень удовлетворенности будет зависеть не только от реального состояния дел в новом коллективе (на новом месте работы), но и от того, как специалист ощущал себя на прежнем месте. Если уровень требований к данной работе был выше, то реальное место работы сможет в меньшей степени удовлетворить ваши ожидания. Поэтому каждому молодому специалисту при приеме на работу необходимо проанализировать, что в его отношении к работе было идеализированным, нафантазированным,  насколько  он сам  настроен на взаимодействие.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы, который напоминает ежедневный экзамен, испытание, которое учитель держит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптация молодого учителя в этот период тесно связана со специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих трудовая деятельность мастеров — школа профессионализма, мастерства, ответственного отношения к своему делу. Надо ли убеждать руководителей школы, как важно привлечь учителей-мастеров к передаче опыта молодым? Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

Опираясь на прочитанное в педагогической литературе, опыт коллег, хотелось бы озвучить несколько пожеланий, советов, которые можно использовать в своей работе молодому специалисту, чтобы процесс адаптации был менее сложным.

1. Приходите в кабинет раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.

2. Начинайте урок энергично. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно бы занят делом.

3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций. Держите в поле зрения весь класс.

4. Обращайтесь с просьбами и вопросами чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.

5. Мотивируйте оценки знаний учеников. Указывайте, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. Заканчивайте урок общей оценкой и отдельных учеников.

6.Удерживайтесь от излишних замечаний.

Адаптация молодых специалистов в школе — процесс сложный и многогранный. Каждый учитель, приходя работать в школу, в первую очередь должен озадачить себя вопросом, как менее болезненно и легко влиться в ряды школьного коллектива, найти подход к своим ученикам и их родителям, чтобы образование (обучение, воспитание, развитие, деятельность) наших детей проходило наиболее качественно.

Источники:

 1j9piRHQy"http://art.thelib.ru/science/soveti_molodomu_uchitelyu.html#ixzz1j9piRHQy

http://imc.ucoz.com/publ/municipalnyj_seminar_dlja_molodykh_pedagogov_na_temu_diagnosticheskie_issledovanija_uchashhikhsja/1

http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/2025-.html

http:// mambasana.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://slovari.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.

По материалам консультаций для родителей....

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе

Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов....

Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.

Статья посвящена процессу адаптации учащихся к процессу обучения в средней школе....

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...