Самообразование
материал по теме

Софронова Марина Ивановна

Для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание, полученное человеком,        

 закончено, достигло своей цели,        

 когда человек настолько созрел,        

 что обладает силой и волей        

 самого себя образовывать в течение

 дальнейшей жизни, и знает способ        

 и средства, как он это может         

 осуществить в качестве индивидуума,        

 воздействующего на мир»

                                                           А. Дистервег

План по самообразованию

Курдыбайло Ольги Семёновны, учителя математики МОУ СОШ №11, высшая категория

1.Анализ работы над темой самообразования

         Образование: высшее, закончила в 1980 году Армавирский государственный педагогический институт по специальности – математика.

          Квалификационная категория – высшая.

         С 2000 года  работаю над проблемой школы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся».

         Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. 

         В процессе работы по этой теме провела следующую работу:

  1. Обучилась на курсах  повышения квалификации учителей математики по теме: «Избранные вопросы методики преподавание математики», № 12.11.2005года.

        Стремилась создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении  учащихся.  С целью развития познавательного интереса к изучению математики на уроках и во внеурочное время использовала факты истории математики. В своей практике применяла и применяю  нестандартные виды уроков. 

           Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.

           Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.  Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.

 В результате работы над темой в период с 2004-2005 у.г. по 2007-2008 у.г.:

  1. С помощью учащихся разработали и провели серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков  с использованием исторического материала, фольклорного материала, помогающего в изучении отдельных тем
  2. Подготовила призёров районных научно-практических конференций, выступивших с рефератами: «От Евклида до наших дней», «Путешествие в мир гармонии», «Этот удивительно симметричный мир»
  3. Приняла участие в районной педагогической выставке «Использование информационных технологий и Интернет – ресурсов». Представила работу: «Научно-практическая деятельность на уроках математики»
  4. Создала и веду научное общество «Эврика»
  5. По результатом исследований, проведённых мною в двух классах по годовым оценкам в период с 2004 по 2007 год , заметно улучшилось качество знаний:
  1. в 6а классе с 2004 года по 2007 год он вырос на 7,7 %, процент роста качества знаний  итоговых оценок  за 9 класс, по сравнению с 6 классом, составил 14.7 %
  2. в 8б классе за тот же период процент качества знаний вырос к 11 классу на3,1 %, а по результатам проведённого ЕГЭ процент качества знаний итоговых оценок в  этом же классе вырос на 3,8 %.
  1. Результаты ЕГЭ в период с 2003 года по 2007 год показали прирост качества знаний с 25% до 50%.

2.Личный перспективный план по самообразованию на 2008-2009 учебный год

          Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня  в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками  новые задачи и проблемы:

      Проблема:  повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в              учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых  компетенций обучающихся по математике  

 Целевые установки:

  1. Повышение профессионального уровня
  2. Ведение активной подготовки к ЕГЭ
  3. Введение новой содержательной линии «Вероятность и статистика» в 5, 6, 7 классах
  4. Осуществление предпрофильной и профильной подготовки школьников
  5. Компьютеризация учебного процесса школьников

    Задачи:

1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из    условий подготовки школьников, использование материалов истории

математики на уроках и во внеклассной работе

2. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.

3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.

Работа над темой начата в 2003 году

          Предполагается закончить работу над темой в 2010 году.

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.  

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как: 

 

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

 Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности. 

 Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

                             

 Изучить  литературу по данной проблеме:

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6.   http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

7.   http://www.iteach.ru/index/news.html 

8.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя математики  

9.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся         к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса математики в условиях профилизации образования)

  1. Геометрические формы в искусстве
  2. Графы и их применение в архитектуре. Матричная алгебра в экономике.
  3. Симметрия в природе.
  4. Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные задачи)
  5. Математический бильярд.
  6. Вероятностно-статистический подход к компьютерной обработке данных.
  7. Алгебра логики в информационных процессах.
  8. Моделирование экологических процессов.
  9. Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы);
  10. Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности.)
  11. Финансовая математика.
  12. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.

2. Продолжить работу научного общества «Эврика» (принять устав, составить план работы)

3. Принять участие в районной научно-практической конференции.

4. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернет и из методической литературы использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

5. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  1. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  2. Опыт применения ИКТ учителем нашей школы Сахно Л.М., учителей района Закарлюка О.А., Носковой Л. И., с этой целью посетить уроки и внеклассные мероприятия с применением указанных технологий.
  3. Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
  4. Творческое сотрудничество с учителем информатики Кравцовой Е.И. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point

6. Участие в системе школьной методической работы:

  1. Продолжить работу в качестве председателя МО учителей физики, информатики и математики.
  2. Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  3. Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.
  4. Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  5. Участие в заседаниях МО района по математике, педагогических советах.
  6. Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.
  7. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
  8. Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 - 2 раза в год;
  9. Участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок».

Результаты самообразования  на указанном этапе

  1. Повысить качество преподавания предмета  до 70%.
  2. Научиться работать в программе 3D See Builder.
  3. На уроках алгебры и начал анализа использовать мультимедийное пособие "Функции и графики", которое прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков.
  4.  Научиться:  
  1. Использовать мультимедийные  средства  при разработке комплексов     учебно-методических материалов.
  2. Определять в каком соотношении возможно включение  различных     мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.
  3. Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы
  1. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  2. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  3. создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  5. Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...