"Совершенствование оценочной деятельности педагога на основе разноуровневого подхода"
статья на тему

Пономарева Наталья Владимировна

В статье раскрыта проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся  чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в отдельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar10.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования


Совершенствование оценочной деятельности педагога на основе разноуровневого  подхода

Пономарёва Н.В. –

Учитель математики

                                                                       

Совершенствование    оценочной   деятельности педагога на основе разноуровневого подхода

            Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся  чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в отдельности.

К педагогической оценке предъявляются обычно два основных требования.

  1. С одной стороны, требование объективности – оценка должна строго и точно показывать соотношение между реально достигнутыми результатами в обучении и теми, которых требовалось достичь согласно программам.
  2. С другой стороны, требование быть справедливой по отношению к обучающимся, учитывать труд, старания, настойчивость, вложенные ими в достигнутый результат.

          Удовлетворить и тому и другому требованию на практике не так легко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается разной ценой в зависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки.

          Педагоги на практике постоянно ощущают внутреннее противоречие требований, предъявляемых к оценочной деятельности, и, несмотря на стремление удовлетворить им обоим, невольно нарушают то требование объективности, предпочитая интересы ученика, то требование справедливости в угоду объективности. Что же необходимо учитывать в оценочной деятельности учителя, чтобы предотвратить существующие противоречия?

        Прежде всего  то , что под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. В современной педагогической практике формально существует пятибалльная, а фактически четырехбалльная система отметок:

“5” – владеет в полной мере (отлично);

“4” – владеет достаточно (хорошо);

“3” – владеет недостаточно (удовлетворительно);

“2” – не владеет (неудовлетворительно).

Балл “1” чаще всего игнорируется педагогами, и из всей пятибалльной системы только первым трем баллам приписывается положительное значение.

       

         Таким образом, оценочные суждения в виде вербальных оценок не позволяет оценивать все многообразие учебного труда обучающихся, степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, настойчивость, активность, прилежание, одаренность, нестандартность мышления и т.п.

          Как выход из сложившейся ситуации Н.М.Зверева видится использование уровневого подхода в обучении  учащихся, а также и в оценивании их достижений.

          Обратимся к сущности фундаментального понятия “усвоение”.

Известный педагог И.С.Якиманская определяет усвоение как превращение общественно-исторического опыта в индивидуальное сознание. Следовательно, суть усвоения в его широком смысле заключается в том, что накопленный человеческий опыт или его частица становится достоянием личности, присваивается ею. Поэтому усвоение – это постижение сути, а не механическое запоминание.

          Как же реально пользоваться определением усвоения в каждодневной практике?

Применение уровневого подхода расширяет возможности использования термина “усвоение”, поскольку позволяет употреблять этот термин в более узком его понимании. Для этого вводятся некие промежуточные ступени – уровни усвоения.

           Достоинством уровневого подхода является открываемая им возможность при подготовке урока более четко провести анализ учебного материала с позиций его значимости, то есть оценить, до какого уровня должно быть доведено усвоение той или иной темы и отдельных вопросов, входящих в неё. Ценность уровневого подхода важна и в аспекте личностно-ориентированного обучения. Опора на уровневый подход и знание индивидуальных особенностей своих учеников позволяют учителю дифференцировать процесс обучения. Он прогнозирует возможный уровень усвоения учебного материала каждым из учащихся и, исходя из этого, конструирует уровневые задания. Работа над этими заданиями (индивидуальная или в малых группах) способствует реализации возможностей каждого ребенка.

           В настоящее время в дидактике сосуществуют различные формы систематизации (таксономии) уровней усвоения.

         Первая – трехуровневая таксономия, часто применяемая в нашей стране. Содержание уровней в этой системе:

1 уровень – воспроизведение знаний;

2 уровень – применение знаний в знакомой ситуации;

3 уровень – применение знаний в измененной и новой ситуации.

В мировой практике широкую известность получила таксономия целей обучения, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.Блума. Она ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности обучающегося. Авторы выделяют шесть уровней, которые расположены также, как в предыдущей системе, по степени усложнения познавательной деятельности.

1 уровень – знание – запоминает и воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия,   правила, принципы;

2 уровень – понимание – интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

3 уровень – применение – использует конкретный материал в конкретных ситуациях и в  новых условиях;

4 уровень – анализ – выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями;

5 уровень – синтез – пишет небольшое сочинение, предлагает план проведения   эксперимента, использует знания из других областей для решения той или иной проблемы.

       Достоинство первой таксономии – в её простоте. Поэтому она часто используется для оценивания знаний учащихся  (первый уровень – 3, второй уровень – 4, третий уровень – 5). Данная система удобна при подготовке уровневых заданий для их последующего использования в технологиях, связанных с дифференциацией обучения. Недостатком данной таксономии является отсутствие каких-либо разъяснений по содержанию каждого уровня и поэтому с возможностью их неоднозначной трактовки и трудностями использования.

        Таксономия целей Б.Блума однозначна и продуманна. Поэтому преподаватели могут иметь четкое представление о различиях между отдельными познавательными категориями. Трудность же заключается в том, чтобы привести в соответствие уровни таксономии и баллы школьных отметок.             Любой учитель – практик имеет возможность использовать таксономии по отдельности, так и в сочетании.

          Данный подход использован В.П.Симоновым при разработке математически обоснованной десятибалльной шкалы оценивания степени сформированности знаний, умений и навыков обучающихся. Зная структуру и содержание данной шкалы, используя все многообразие заложенных в ней оценочных суждений, возможно преломить её на условия традиционной пятибалльной оценочной практики.

             Переходя к конструированию разноуровневых заданий, необходимо выяснить, до какого уровня должно быть доведено усвоение отдельных элементов содержания изучаемой темы. Это важно по трем причинам:

– позволяет акцентировать внимание учителя на фундаментальных вопросах;

– помогает при подборе заданий;

– является необходимым элементом при построении модели урока.

При составлении пакета уровневых заданий следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их возможности, интересы, имеющийся опыт. При конструировании таких заданий особо следует помнить, что важную роль играет специфика предмета.

               Реализация уровневого подхода помимо профессиональных знаний требует от педагога творческого подхода, больших затрат физических сил, но в то же время позволяет достоверно диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

       Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер ...

Презентация к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...

Независимая оценка квалификации педагога на основе использования единых федеральных оценочных материалов ( ЕФОМ).

В презентации представлена новая модель аттестации учителей. Данная презентация предназначена для желающих пройти  переподготовку по педагогическим специальностям, а так же уже работающих педагог...

Доклад «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итогову...

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.

         Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...

Контрольно-оценочная деятельность педагога

В статье представлены методологические основы контрольно-оценочной деятельности учителя.Собственные разработки Тренингов по географии, предназначенных для проверки знаний учащихся и эталоны ответов к ...