Система вопитательной работы
методическая разработка по теме

Из опыта работы учреждения дополнительного образования. Ситема воспитательной работы дома творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система работы УДОД29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы дома детского творчества «Созвездие»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества «Созвездие» является многопрофильным и многофункциональным  учреждением дополнительного образования детей Карасунского внутригородского округа муниципального образования г. Краснодар.
         Дом детского творчества «Созвездие» в своем образовательном поле содержит 5 направленностей дополнительного образования детей:

-художественно-эстетическая;

- социально-педагогическая;

- физкультурно-спортивная;

- туристско-краеведческая;

-военно-патриотическая.

В ДДТ «Созвездие» функционирует 91 объединение,  которое охватывает 302 группы - это 4648 детей и подростков в возрасте от  5  до 18 лет.

На протяжении почти вековой истории система отечественного   дополнительного (внешкольного)  образования оказывала существенное влияние на процессы социализации, формирования гражданского самосознания и коммуникативных качеств личности, развития инициативности и самостоятельности, реализации творческих возможностей детей и подростков.          

Пространство дополнительного образования сегодня доступно широкому кругу его потребителей: дети могут по месту жительства выбрать себе подходящее объединение, кружок, клуб, спортивную секцию, художественную или музыкальную студию и т.п. При этом для всестороннего развития детей важны не только сама по себе возможность получать новые знания или проявлять себя в любимом деле, но и шанс освоить жизненно важные компетентности в условиях партнёрских взаимоотношений в детском разновозрастном коллективе и в общении со взрослыми, имеющими опыт творческой деятельности.

Приоритетом современного дополнительного образования детей выступает социализация и самореализация личности, выявление, раскрытие и сопровождение творческих способностей, формирование здорового образа жизни, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. Данные приоритеты выступают ценностной основой реформирования системы дополнительного образования в условиях осуществляемой в нашем обществе модернизации образования. Изучая документы   Федерального государственного образовательного стандарта,  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  в области развития системы поддержки талантливых детей,   проект  Закона об образовании, наше учреждение поддержало государственную инициативу.  Заявленные программы  связаны  с темой,   над которой работало  учреждение  в течении последних  лет.  За время работы мы убедились, что проблема формирования ключевых компетентностей в процессе воспитания детей и подростков приобретает особую актуальность для нашего учреждения дополнительного образования.  

 Цель воспитательной системы ДДТ «Созвездие»: создание условий для формирования ключевых компетентностей личности.

Задачи:

- сформировать  гражданско-патриотическую  позицию детей и  подростков;

- помочь обучающемуся сформировать и укрепить морально-  нравственные ценности;

- воспитать конкурентно-способную личность;

- способствовать раскрытию  талантов и способностей  обучающихся;

- развивать духовно-нравственные  качества личности;

- способствовать развитию  коммуникативных способностей;

- сформировать умения отбирать, анализировать и передавать   информацию;

- создать условия для привлечения обучающихся  к  социально- значимой,  трудовой деятельности,  содействовать личностному и   профессиональному самоопределению;

- сформировать осознанное отношение к здоровому образу жизни, готовность заботиться и укреплять его;

- приобретать практические  умения и  навыки;

- способствовать самоопределению, саморазвитию, социализации детей и подростков;

- сформировать диагностическую базу данных для определения уровня   успешности  обучающихся.

 Основными видами деятельности детей и подростков в ДДТ «Созвездие» являются:  учебная,  игровая,  творческая,  трудовая,  спортивная, проектная, исследовательская.

Основные формы совместной деятельности детей и взрослых  в ДДТ «Созвездие», в рамках которых происходит достижение поставленных  целей: творческие объединения, массовые мероприятия (традиционные, плановые, внеплановые), ежегодные слеты, школы актива, акции, спартакиады, концерты, конкурсы, тренинги, семейные гостиные.

В ходе воспитательных мероприятий формируются ключевые компетентности обучающихся.

1.  Социальная

2.  Коммуникативная

3.  Информационная

4.  Профессиональная

5. Базовая

6. Правовая

Факторы,  делающие  привлекательной систему воспитательной работы для обучающихся и их родителей: бесплатность образования и воспитания, безоценочность, массовость, доступность, поощрение бесплатными путевками в ДОЛ, общение среди единомышленников, возможность посещать несколько кружков в одном учреждении, возможность самореализации, близкое месторасположение (школы и клубы по месту жительства), квалифицированные педагоги, желание заниматься любимым делом, стремление узнать что-то новое интересное, возможность развития отношений творческого содружества  воспитателей и воспитанников, занятость ребенка в свободное время, которое даёт возможность отвлечь от негативного влияния улиц, предпрофильная ориентация.

Основными субъектами воспитательного процесса являются  администрация, педагог, ребенок,  родитель, которые тесно связанны формальными, неформальными и партнёрскими отношениями.

Партнерские, формальные

Формальные, партнерские

Формальные

Формальные, неформальные

Все субъекты  образовательно-воспитательного  процесса являются его активными участниками, что позволяет достичь поставленной цели.

Планирование воспитательным процессом

Планирование воспитательного процесса - важная  совместная деятельность обучающихся и взрослых по определению перспективных целей, содержания и способов организации воспитательной работы, организаторов и участников намеченных дел, сроков проведения, ответственных. Определение основных содержательных и организационных ориентиров воспитательной системы нашего ДДТ «Созвездие» позволяет не только значительно уменьшить долю неопределённостей в развитии педагогических ситуаций, но и  обеспечить  преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также осознанно подойти к реализации главной цели воспитательной концепции-формирования ключевых компетентностей личности.

Основные функции планирования

При планировании воспитательной работы учреждение опирается на передовой педагогический опыт В. А. Караковского (модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы),  М.И. Рожкова, который раскрывает вопросы развития самоуправления в детских коллективах. Наследие практиков прошлых лет: А.С. Макаренко планировал очень тщательно воспитательную работу, требовал чёткости и порядка, ибо порядок во внеклассной работе наладить труднее, чем в учебной, И.П. Иванова (КТД) и, конечно же, нашего земляка Ф.Ф. Брюховецкого, который видел развитие  воспитательной системы в реализации перспективы закрепленной в традициях и сложившейся традиции  требующей новой перспективы.

Взаимодействие  ДДТ «Созвездие» с общеобразовательными учреждениями округа

         На протяжении уже многих лет дом детского творчества «Созвездие» сотрудничает с образовательными учреждениями: общеобразовательными школами, гимназиями, учреждениями дополнительного образования нашего округа. Взаимодействие ДДТ «Созвездие» с образовательными учреждениями осуществляется в рамках программы деятельности по различным видам: образовательной, воспитательной, методической, инновационной и работой с родителями.  

        Основа образовательной деятельности МБОУДОД  ДДТ «Созвездие» состоит из  принципа гармоничного развития личности.  Деятельность направлена на удовлетворение потребностей детей и подростков в овладении программами в различных направленностях, стимулирующие развитие познавательных возможностей, разносторонних способностей и творческих проявлений личности в дополнительном образовании.     

            Методическая и инновационная  деятельность осуществляется  в соответствии с планом работы ДДТ «Созвездие». Направлена на повышение качества  образовательного процесса и осуществляется через: повышение профессиональной подготовки педагогов, обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса, оказание помощи ОУ округа в реализации процесса образования и воспитания. В рамках городского проекта наше учреждение является опорной площадкой по проведению городских мастер-классов по таким направлениям как: хореография, детское общественное движение, декоративно-прикладное искусство, раннее развитие детей. Данная форма работы позволяет педагогам-профессионалам своего дела показать свое мастерство и поделиться своим опытом и наработками с педагогами из других учреждений.

        Работа по взаимодействию семьи и ДДТ «Созвездие»  основана на принципах добровольного участия в деятельности детских объединений, взаимодействия с семьей для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, и социальных задач и помощи родителям в понимании детей и подростков, умении увидеть мотивацию поступков с целью дальнейшего личностного роста подрастающего поколения.

Главным предназначением воспитательной деятельности ДДТ «Созвездие» является формирование  компетентностей обучающихся в специально организованном педагогическом пространстве, которое обеспечивает  и содействует   развитию личности ребенка способствующей появлению социально активных, инициативных, способных к  творчеству и нравственному самосовершенствованию детей и подростков.

На территории округа расположено  30 образовательных учреждений, с которыми работает дом детского творчества. На базе 21 школы  работают кружки по различным направленностям. С каждой из этих школ заключен договор безвозмездного пользования определёнными помещениями, в которых занимаются дети и подростки своим любимым делом.

         На протяжении нескольких десятилетий проводятся традиционные конкурсы, фестивали и выставки, в которых принимают участие дети и подростки из школ округа. Конкурс популярной эстрадной песни «Юный Орфей» проводится 22 года, в котором могут принимать участие дети в возрасте от 4 до 18 лет. Конкурс «Хрустальная туфелька» существует 20 лет. В нем могут принять участие танцевальные коллективы округа, города и края. Фольклорный фестиваль «Разгуляй» проводится 15 лет, в рамках календарного праздника «Широкой масленицы». Вот уже 17 лет проводится конкурс детской песни «Волшебные голоса», где принимают участие дети до 14 лет. Для изучения истории родного округа проводится конкурс-фестиваль «Атлас Карасунского округа». На протяжении 15 лет пишется летопись Карасунского округа, каждая страница летописи посвящена определенной теме. Уже  12 лет проводятся слет детских школьных общественных объединений и органов школьного (ученического) самоуправления, а в дни летних, осенних и зимних каникул -  «Школы актива» для начинающих активистов школ округа. 15 лет подростки из разных школ округа участвуют в конкурсе знатоков «Что? Где? Когда?». Выставка декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Город мастеров» на протяжении  10 лет дает возможность талантливым детям представить свои лучшие работы.

Каждое из выше перечисленных мероприятий стало традиционным и проводится ежегодно. С каждым годом растет количество желающих поучаствовать в конкурсах  и фестивалях.

В течение 4 лет ведется работа по реализации Закона № 1539 «По профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». С 2008 года на территории Краснодарского края начал действовать этот закон. Вот уже два года как вошла в традицию акция «Агитпоезд». Активисты из разных школ, посещающие окружной клуб вожатых старшеклассников готовят агитвыступления по статьям закона и выезжают в школы на классные часы, тематические мероприятия с выступлениями и знакомят детей и подростков с их правами и обязанностями, а также на предприятия к трудовым коллективам напоминая родителям об их обязанностях и их ответственности за своих несовершеннолетних детей. В акции также принимают участие детские творческие коллективы нашего учреждения.

В план воспитательной работы дома детского творчества включено больше мероприятий, направленных на  вовлечение детей и подростков в социально- значимые, оздоровительные, культурно-досуговые, интеллектуальные мероприятия.

В период летней оздоровительной кампании активизируется работа клубов по месту жительства, летних оздоровительных площадок. На базе основного здания работает компьютерный клуб, профильные смены «Атлас родного края», «Мой двор», «Созвездие талантов», «Юный лидер Кубани». Девиз нашего коллектива на летний период «Каждому ребенку интересный отдых».

На протяжении 5 лет ДДТ «Созвездие» участвует в реализации муниципальной программы «Трудоустройство несовершеннолетних граждан». За это время было  трудоустроено более 150 подростков. Ребята имеют возможность не только закрепить свои знания, полученные на занятиях в объединениях, но и заработать деньги.

Отслеживая многолетнюю динамику участия в традиционных мероприятиях, мы пришли к выводу, что выбрали правильное направление в развитии воспитательной системы.

Система воспитательной работы нашего учреждения была представлена на Всероссийский конкурс воспитательных систем в 2011 году, где получила диплом II степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».

Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических мате...

Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...