Путешествие по станциям занимательной математики
план-конспект урока (5 класс) по теме

Артюхина Людмила Григорьевна

Вводное занятие перед изучением развивающей математики 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_razvivayushchey_matematike.odt66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по «Развивающей математике 5 — 6 класс».

                   (проводить на первых занятиях)

 Путешествие по станциям занимательной математики

Цели: ознакомить с курсом внеклассных мероприятий; развивать интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и социально-трудовую компетентности, расширять кругозор.

Подготовка к уроку: перекидной календарь превратить в путеводитель, на каждом листе записать название станции и девиз; для каждой станции подготовить наглядное пособие для проведения конкурса и раздаточный материал для удобства выполнения заданий. Для награждения заготовить несколько грамот: за победу в конкурсе, лучшим счетоводам, творческим художникам.

Ход проведения занятия

Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.

Для каждой станции открывается свой лист, зачитывается название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 8 - 9 человек в ряду, проверяются тут же на занятии. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать двух помощников. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.

Начать урок поможет стихотворение:


Ну-ка в сторону карандаши!              Числа сходятся где-то во тьме

Ни костяшек, ни ручек, ни мела:               И глаза начинают светиться!

Устный счет! Мы творим это дело          И кругом только умные лица!

Только силой ума и души!                Устный счет! Мы считаем в уме!

1 станция.     Устный счет

Девиз: Тот из вас мне всех милее, кто считает всех быстрее.

Эстафета по рядам.

На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.

… - … - … - … - … - … - … - … - … .

Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне или в виде презентации). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.

Задание:

Пример:                                                     Действие:

428 – 318                    Найдите разность чисел 428 и 318.

: 11                               Результат уменьшить в 11 раз.

+ 22                            Найдите сумму получившегося числа и числа 22.

- 8                               Найдите разность получившегося числа и числа 8.

* 2                               Результат увеличить в 2 раза.

+22                              Результат увеличить на 22.

: 2                                Найдите частное получившегося числа и числа 2

* 10                             Найдите произведение получившегося числа и числа10

- 394                            Результат уменьшить на 394.

Ответы:  110 – 10 – 32 – 24 – 48 – 70 – 35 – 350 – 1.

 

За каждый правильный ответ - 1 балл.

2        станция.      Геометрические фигуры .


Девиз: Увидеть, сосчитать и победить.


Индивидуальная работа.

Рисунок с квадратами  вывешивается на доску (или чертится на доске):

Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, данной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).

На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).

Задание:

Надо найти все возможные квадраты и сосчитать их количество.

Ответ: 14.

За каждый правильный ответ - 2 балла.

3        станция. Магический квадрат.


Девиз: Знать должен каждый - и стар и млад:

Есть и Бермудский треугольник, и магический квадрат.

Работа в парах.

На каждую парту дается карточка с заданием. Карточки раздаются по порядковым номерам: у первых парт одинаковая - первая, у вторых -вторая и так далее. На каждом ряду оказывается четыре разных задания, совещаться между партами нельзя.

На выполнение задания отводится около 3 минут. Задание:

6

8

3

2

9

9

1

3

3

7

2

1

Надо вписать все числа от 1 до 9, не повторяя их, таким образом, чтобы суммы чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковыми.

ОтветОтветы

2

7

6

Ь

3

4

8

3

4

4

9

 2

9

5

1

1

5

9

1

5

9

3

5

7

4

3

8

6

7

2

6

7

2

8

1

  6

За каждый правильно заполненный квадрат - 3 балла.

4 станция.         Смекалка.

Девиз: Если смекалку применить,

Задачку можно быстрее решить.

Работа в парах.

Каждой паре дается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.

Задачи:

1)        Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров
пробежала каждая из лошадей?

  1. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
  2. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
  3. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
  1. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?


Ответы:

1

2

3

4

5

30 км

3 гуся        

50 пальцев

8 детей

одинаково

За каждый правильный ответ - 2 балла.

5 станция.          Танграм.

Девиз: Нужно не только фигуры знать,

Но и в узоры их собирать

. Работа в группах.

Каждый ряд делится на две группы. Во все группы дается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата:


Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение трех или пяти минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).

Задание:

За каждую правильно составленную фигуру - 5 баллов.

Ответы:

6 станция.     Художественная.

 Девиз: Нужно уметь не только считать,

Но и красиво рисовать.

 Работа по рядам.

Каждому ученику дается карточка (можно разложить карточки на парте, каждый подойдет и вытянет одну из них).

Карточки одного комплекта:        

I Треугольник      I Два        I Два        I Круг I Два круга

         квадрата   треугольника        

| Прямоугольник | Квадрат  [ Четырехугольник [ Овал | Прямоугольник

Задание:

Составить рисунок из фигур, которые есть на карточках. Рисунок составляется сообща, но на доске показывается поочередное внесение каждой фигуры с карточек. Команды показывают свои рисунки по очереди, но результат должны сдать учителю заранее (чтобы по ходу конкурса рисунок не менялся).

За составленный рисунок - 2 балла, за использование всех карточек - 3 балла, за оригинальность рисунка - 2 балла (если у всех составлены домики, то баллы за оригинальность никому не прибавляются, если рисунки у всех разные, то баллы прибавляются каждой команде).

Подведение итогов.

Затем происходит* подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.

Заканчивает урок чтец или учитель:


Продолжается век.             Никогда, никогда, никогда

И другой приближается век.             Не отдаст человек

По кремнистым ступеням             Своего превосходства

Взбираясь к опасным вершинам,       Умнейшим машинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка на тему: «Путешествие» в мир занимательной математики

На данном занятие  кружка рассмотриваются  задачи шутки,пословицы,загадки,ребусы в которых встречаются числа. Для расширения кругозора учащихся проводится игра: "Что? Где? Когда?"...

"Путешествие по станциям занимательной математики" Внеклассное мероприятие для 5 класса.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов.Данное мероприятие может быть проведено как игра-соревнование между параллелями 5 классов.Разработка представлена с дополнительным и раздаточным материал...

Путешествие по страницам занимательной математики 12.12.14

материал содержит разработку внеклассног  мероприятия по математике для 5 класса, приложения, презентацию к мероприятию...

Путешествие по станциям занимательной математики

Цели: •ознакомить с курсом внеклассных мероприятий;•развить интерес к математике, логику и смекалку;•развить коммуникативную и социально-трудовую компетентности;•расширять кругозор учащихся....

Путешествие в страну занимательной математики

Развитие интереса к математике, развитие  памяти, внимания и мышления детей....

Игра по станциям "Занимательная математика" для 5 классов

Методическая разработка игры по станциям для 5 классов , которую можно провести в одном классе или в параллели 5 классов как внеклассное мероприятие в рамках недели математики....

Путешествие по станциям занимательной математики12.09.15

внеклассное мероприятие для 5 класса по математике. Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся Класс делится ...