Мгновенья Рождества
материал по теме

Настоящая публикация содержит  Рождественский сценарий для начальной школы, историю его создания, описание его целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рождественский сценарий678.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мгновенья Рождества

В преддверии Рождества хочется поговорить об этом прекрасном празднике. В последнее время стало весьма популярным обращение к народным традициям, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с православной культурой. Пасха, Рождество стали практически государственными праздниками, всё больше людей приходит в церковь, в школе с 4 класса начинают преподавать основы православной культуры, многие школы на праздничных мероприятиях так или иначе касаются народных традиций. Наша гимназия, в которой я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем театральной студии, не исключение. Весь второй класс дети изучают русский фольклор: приметы, песни, танцы, праздники (Покров, Масленица, Сороки, Егорьев день, Вербное Воскресенье, Пасха). Празднование  Рождества сразу после выхода с зимних каникул является устоявшейся доброй традицией. Год назад, на Святки воспитанники студии выступали с Рождественской постановкой в Воскресной школе одного из храмов города и получили ни с чем не сравнимый опыт и сильнейшие эмоциональные впечатления. Нас очень тепло приняли, воспитанники Воскресной школы показали нам свой спектакль с прекрасным музыкальным оформлением, декорациями и костюмами, великолепным актёрским мастерством.

        

Мы не планировали это выступление заранее. Просто вышло так, что, начав подготовку к традиционному Рождественскому концерту, я поняла: второклассники ничего не знают про сам праздник. Вот как выглядел ответ на вопрос «Что вы знаете о Рождестве?», если суммировать всё, что я услышала: это праздник, когда прилетает на оленях Санта-Клаус и кладёт в носок подарки, а ещё бывают яркие фейерверки. Хочу подчеркнуть, у детей была неделя на подготовку ответа. В конечном итоге,  занятие я посвятила истории праздника, надеясь, что какие-то из рождественских традиций дети смогут вспомнить хотя бы их опыта детского сада. Напоследок я решила провести параллель между традициями Хэллоуина и Рождества. И дети, не сумевшие назвать ни одной рождественской традиции, подробно поведали мне о Хэллоуине. Я, признаться, растерялась. Потом моя растерянность постепенно переросла в возмущение: как, почему, откуда наши дети знают чуждую культуру и абсолютно не владеют информацией о своих корнях? Спору нет, знание иностранных традиций полезно, прекрасно и оказывает общекультурное развивающее действие. Но почему собственные традиции стали отходить на второй план? Результатом моего праведного возмущения стали два дополнительных занятия, посвящённых Рождеству в русской православной и общей христианской традиции, а также выступление не только в стенах родной гимназии, но и, как было сказано выше, в Воскресной школе церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в посёлке Александровская, близ Санкт-Петербурга. Соавтором сценария, который я хочу предложить вашему вниманию, стала моя коллега – педагог-организатор гимназии, руководитель объединения «Художественное слово» Шульга Елена Владимировна.  

Спектакль посвящён возрождению одного из величественных храмов Царского Села – Екатерининского собора. «Мгновенья Рождества» – таково его название, по жанровой принадлежности можно отнести к театральной миниатюре, по содержанию – к  музыкальному спектаклю-концерту. Он не несёт глубинной религиозной нагрузки. Основная  цель – знакомство зрителей (и исполнителей!) с народными традициями, обычаями и, конечно же, классическими примерами  музыкального и литературного наследия, создание праздничного настроение и пробуждение в воспитанниках интереса к истории и культуре России посредством доступного детскому восприятию материала: знакомых образов, незатейливых напевов колядок, красочных народных костюмов. Подчеркну: при том, что в основе спектакля лежат русские традиции, его можно считать интернациональным. Это своего рода синтез европейской и русской традиций, заключающийся в следующих особенностях сценария: соединение инструментальной и вокальной музыки, академического исполнения «Тихой ночи» Ф.Грубера с народной манерой исполнения колядок a capella, стройного звучания Лондонского симфонического оркестра с незатейливыми звуками народных шумовых инструментов (ложек, трещёток, бубнов), строгих костюмов чтецов-ведущих с яркими народными рубахами и сарафанами колядовщиков, авторского стихотворного текста с текстами колядок.

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ «МГНОВЕНЬЯ РОЖДЕСТВА»

Действующие лица:

Чтецы-ведущие 

2 Звезды            - девочки в костюмах звезд (блестящие длинные платья и головные уборы)

Дева Мария      - девочка в прямом длинном платье, с широким платком на голове, куклой, олицетворяющей Младенца Христа,  в руках  

Бык

Воробьи

Кошка

Пёс

Козлик

Ослик

Колядовщики

Все участники, кроме чтецов, звезды и Марии, одеты в русские народные костюмы. У детей, играющих животных, соответствующие образу шапочки-маски на головах.

Пустая сцена. В центре стоит задрапированный стул. Звучит фонограмма «Тихая ночь» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. На сцену поднимаются два ведущих, останавливаются на авансцене, растягивая широкую полупрозрачную ткань с изображением Рождественской звезды посередине. Следом за ними выходят и рассаживаются на своих местах позади импровизированного занавеса артисты в костюмах животных и Мария. Последними из-за кулис появляются и останавливаются рядом с ведущими четверо чтецов. Музыка становится тише.

Ведущие - Давным-давно на площади центральной

                  Екатерининский Собор стоял.

                  Не зная о судьбе своей печальной

                  Там колокол людей на службу звал.

     В любое время года к дверям Храма

     С надеждою и верой шёл народ.

     И детвора рождественские драмы

     Разыгрывала там из года в год.  (музыка затихает)

                 И в наши дни стараются ребята

                 Не забывать былые времена.

                 Жива в нас память предков! И поныне

                 Мы помним дни Святого Рождества.

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 1 куплет.

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Чтецы  уходят. На их место выходят Звезды. Фонограмма затихает. Девочки читают стихотворение Б.Никоновой «Сон звезды»

В час рождественского утра
Стал светлеть простор небесный,
Долгой ночью весь усыпан
Ярких звезд толпою тесной.
Тихо гаснуть стали звезды,
И звезда звезде сказала:

— Снилось мне, что этой ночью
На земле я побывала!
Освещенный зал мне снился,
И толпа кругом людская.
И детей там было много
Даже счесть их не смогла я…
Как смеялись дети звонко!
Как у них сияли глазки!
Сколько видела тогда я
У людей любви и ласки!

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 2 куплет.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ведущие собирают «занавес» и уходят. На сцене в окружении зверей остаётся Мария, сидящая на стуле и прижимающая к себе младенца. Артисты разыгрывают по ролям стихотворение С.Чёрного «Рождественское»

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ребёнок – исполнитель роли Ослика, выбегает на середину сцены и читает четверостишие-переход к колядкам.

«Христос рождается!»

Поют ребята, обходя селенья.

И слышит православный люд

О Рождестве Христовом пенье.

С весёлым криками на сцену выбегают колядовщики. У них в руках шумовые инструменты (трещётки, бубны, деревянные ложки). Трое ребят выносят подарки Младенцу Христу: овечку, носочки и кувшин с молоком, которые они с поклоном подносят Деве  Марии на  соответствующие слова  куплета. (ПРИМЕЧАНИЕ: если дети не могут петь a capella, можно записать фонограмму на синтезаторе или подыграть на фортепиано, не усложняя фактуру)

1. Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце,
   Все несут свои подарки Дивному Младенцу.

2. Я принес Тебе, Дитя, добрую овечку,

    Можешь с нею Ты играть у Своего крылечка.

3. Ну, а я несу немножко молочка Тебе,

    Чтобы личико цвело Твое светлое.

4. Ну, а я несу Тебе теплые носочки,
   Чтоб они, Малыш, согрели Твои резвы ножки.

Вперёд выходят два колядовщика и читают стихотворение-связку .

На Рождество, на Рождество

Всегда мороз и смех,

Искрится снегом торжество,

Христос в душе у всех.                                                                                                                                                                                                                                                      

Вторую колядку ребята исполняют тем же составом. К звучанию народных инструментов обязательно нужно добавить танцевальные элементы: притопы, повороты вокруг себя, хлопки.  Мария не поёт и не танцует, только слегка покачивается, баюкая Младенца.

1.Пойдем вместе в Вифлеем : ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)

Припев:  Может нам Святая Дева даст Младенца покачать (2 раза)

2. Будем весело играть: Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев:…

3. Мальчики на дудочках (мальчики имитируют игру на дудочке. если есть, можно подключить различные свистульки). 
Припев: …

4. Девочки на бубнах (девочки играют на бубнах)

Припев: …

5. Пойдем вместе в Вифлеем.  Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев: …

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Выходят все ведущие. Фонограмма постепенно становится тише. Ведущие читают заключительные стихи.

 Прошли года. И снова стены Храма

Святой Екатерины вознеслись.

И в праздники, и в будни утром рано

Вновь с колокольни звоны полились.

Давайте помнить города истоки,

Историю живую изучать.

И как прекрасно, что мы с вами можем

Ему свои творенья посвящать!

 

Фонограмма становится громче. Все участники исполняют заключительный куплет Рождественского гимна «Ночь тиха».  

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

Общий поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

99 способов «мгновенного» поощряющего воздействия

Какими словами поощрять ребенка?...

Семнадцать мгновений математики

элективный курс по математике для 9 классов...

"Остановленные мгновения" в стихотворениях А.А. Фета. Лирика любви и природы.

Урок с использованием ЭОР. Публикация представляет собой план-конспект урока, посвященного пейзажной и любовной лирике А.А. Фета. В конспекте указаны действия учителя и учащихся, предполагаемые ответы...

Урок литературы Мгновения красоты в 5 классе

Урок литературы по программе В. Г. Маранцмана. Начало 1 четверти. Урок о бабочках А. Фета и В, НабоковаПодробный конспектРабота участвовала в Фестивале АМО...

Мгновения школьной жизни

К выпускному вечеру в школе....

Урок внеклассного чтения . "Остановись мгновенье..."(хокку)

Содержание урока знакомит учащихся с технологией написания хокку, культурными традициями Японии...

Сценарий вечера отдыха «Рождества волшебные мгновенья».

Увлекательный сценарий вечера отдыха с песнями ,гаданием....