Творческий отчет
материал по теме

Зинина Галина Юрьевна

 Проектный метод на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектов на уроках изо38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Применение проектного метода обучения на уроках изобразительного искусства»

     Метод проекта, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В настоящее время метод проектов широко распространен в современной педагогике. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

   Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается и программой по изобразительному искусству Б.М. Неменского для общеобразовательной школы. В программе выделено лишь три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Не упоминают о методе проектов и методические пособия по преподаванию ИЗО  в школе В.С.Кузина, И.И.Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой.

   Может ли метод проектов внести в изучение изобразительного искусства что-то новое? Может ли он вообще применяться на уроках ИЗО, насколько это применение будет эффективно? Эти вопросы я задавала себе, размышляя над возможностью использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе. И пришла к выводу, что метод проектов, возможно, использовать при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе при соблюдении определенных методических требований.

    Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и специфику учебной дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой.  Какие же сложности ожидают учителя ИЗО, который решил использовать метод проектов?

     Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При составлении календарно-тематического плана  необходимо выделить тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При этом необходимо руководствоваться  программными требованиями. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта.

    Используя на уроке проектный метод, я развиваю познавательный интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развиваю критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

   Комплексное приобщение к миру искусства - важнейшая задача художественной педагогики среди ее главных целей - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления.  В период приближения к миру искусства в классах стараюсь максимально использовать жизненные аналогии, больше внимания уделять содержательным, тематическим аспектам, художественный материал делаю как можно более доступным и наглядным.  

  Несомненно, интегрированные уроки и метод проекта интересны и вносят оживление и разнообразие в учебный процесс. Но результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание приходится обращать на следующие моменты:

баланс ролей; четкость целей; согласованность задач; поставленных перед каждым членом; выработка единой системы ценностей; формирование умения выходить из конфликтных ситуаций; воспитание поддержки и взаимного доверия; разработка подходящей методики работы; обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

регулярный отчет о проделанной работе; ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка; развитие навыков общения.

    На моих уроках ребята сталкиваются с творческими проектами, данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

  Работая  над проектом в 3 классе по теме «Театр кукол», детей заинтересовали вопросы об организации театральной деятельности, о людях, работающих в театре, о режиссуре спектакля. Они приводили примеры из книг, телевизионных передач. Постепенно мы сосредоточились на театральной тематике, и учащимися младших классов было представлено театральное представление «Теремок», для которого были изготовлены декорации, куклы, афиша.

  Изучая в 4 –м классе тему «Истоки искусств твоего народа», учащиеся не только знакомятся с жизнью людей и бытом деревни, но и  делают из бумаги дома и украшают их. Подбирают необходимую литературу в библиотеках, анализируют ее, сотрудничают с родителями и учителями, и в результате данного проекта выполняют макет деревни и готовят рассказ о быте и жизни в деревне.

  Учащиеся 8 классов выполняют проект  «Мой будущий дом»,  задумываются о будущем и придумывают дизайн своего дома, строят план, рассчитывают площади комнат, выполняют разрезы. На защите ребята представляют проект задуманного дома.

   Учащиеся 5-6 классов выполняют и информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов. Работая  над проектом «Древнерусское сражение»  учащиеся собирают информацию о древнерусских воинах, об их одежде, обмундировании и изучают само сражение, которое проходило на поле, как проходило, как выстраивались войска и т. д. На защите проекта учащиеся наглядно представляют коллаж древнерусского сражения и знакомят с его особенностями. В проекте «Народные гуляния» учащиеся знакомятся с народными праздничными костюмами, подбирают информацию о народных праздниках, консультируются с родителями, учителями, на защите проекта учащиеся представляют коллаж народного гуляния и рассказ о нем.

  При этом на протяжении всех занятий мне приходится  выступать в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Надо отметить, что активность ребят на этих занятиях  просто поразительна, уроки не ограничиваются обычными рисунками. Степень творчества очень высокая. Единственное огорчение – время, которого не хватало.

   В этом году я попробовала подключить к работе и учащихся первых классов, изучая тему «Знакомство с Мастером Украшения», учащиеся  выполняют групповой проект классного букета,  эта работа вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка.

     В основном на моих уроках проекты выполняются группами, я считаю, что наибольший результат достигается в групповых проектах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....