Рабочая программа по ИЗО для 1 - 4 классов
рабочая программа по теме

Листова Вера Васильевна

Рабочая программа составлена для разновозрастного обучения в 2009 году, по стандартам 2004 года. Может быть учителей заинтересует подход к составлению комплексного тематического планирования. При таком планировании  любое соединение классов в разновозрастную группу позволяет проводить уроки без большого труда - темы похожи, виды деятельности на уроке - одинаковы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_1-4.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Томская область, Томский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

                                                                                       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

1  -  4   классы

(разновозрастные группы

      в малокомплектной школе)

Составил учитель

изобразительного искусства

ЛИСТОВА Вера Васильевна,

Высшая квалификационная категория

Август  2009 года

  1.Цели и задачи курса.

  1.  Цель курса – изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
  2.  Задачи курса:
  1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитания интереса и любви к искусству.
  3. Развитие эмоциональной сферы ребёнка средствами художественной выразительности на основе синтеза: художественного слова, музыки, произведений художественного и декоративного искусств.
  4. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества, открытие красоты мира.

  1. Требования к уровню содержания дисциплины.

Учащиеся должны:

  1.  Знать/понимать:
  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России;

  1.  Уметь:
  1. различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 2.3. Овладевать базовыми компетенциями, т.е. использовать       приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащая опыт восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

        2.4. Овладевать ключевыми компетенциями:

2.4.1. Информационно-технологические:

  1. Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  2. Умение представлять материал с помощью художественных  средств;
  3. Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

 2.4.2. Коммуникативные:

  1. Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  2. Умение обмениваться информацией.

  2.4.3. Учебно-познавательные:

  1. Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, акварелью;
  2. Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать новые термины изобразительного искусства; искать сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Гжель и т.д.); интересоваться биографией изученных художников и их деятельностью;
  3. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу, используя навыки компоновки; передача в рисунках смысловой связи элементов композиции; передача пространственных отношений; выделение главного и интересного, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивая главное цветом и размером в рисунке;
  4. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности: навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).

 

  1. Обладать специальными компетенциями:

                  Давать существенную характеристику изучаемым объектам (формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре).

                Требования могут быть успешно выполнены при условии формирования у детей, навыков и знаний на каждом возрастном этапе, соответствующих психологическому и физическому развитию детей.

  1. Объём дисциплины.

        1 класс – 32 часа.

        2 класс – 34 часа.

        3 класс – 34 часа.

        4 класс – 34 часа.

                Для решения данных задач в условиях малокомплектной школы  внесены новые элементы в методику преподавания изобразительного искусства, используя  программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1991 и 2005 года) и  авторскую экспериментальную программу учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.

     Целевой задачей программы Б.Неменского по изобразительному искусству является формирование эстетической и гражданской позиции школьников, находящей выражение в его отношении к природе, обществу, культуре своего народа, а также к культуре других народов. Структура программы составлена таким образом, что перед учащимися на каждом уроке с первого класса раскрывается определенная содержательная грань искусства (социальная и художественно-образная). Приобщение к культуре способствует решению конкретной задачи нравственно-эстетического воспитания. Многие задания – «Сказочные герои», «Родные просторы» и т.д. определяя содержание работы, ориентируют детей на сознательное выражение своего понимания прекрасного и безобразного в окружающей действительности и обществе

    Содержание программы, степень сложности задачи эстетического воспитания в каждом классе отражают психолого-педагогическое понимание возрастных возможностей учащихся в области восприятия искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной), индивидуальной и коллективной форм воплощения замысла.

        В условиях временных разновозрастных групп, созданных для преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах   разработана  модифицированная рабочая  программа  на основе линейного принципа формирования содержания образования по программе Б.М. Неменского  и сквозного тематического планирования программы А.Г.Сайбединова.

       К особенностям  рабочей программы можно отнести следующие:

           -  содержание образования разбито на комплексные содержательные блоки исходя из требований к уровню подготовки окончивших начальную школу;

          - учтены общие воспитательные и образовательные  задачи по объединяющим темам; предусмотрена возможность проследить развитие учащихся по конечному результату в каждом содержательном комплексном блоке по классам, по четвертям и по учебным годам;

          -  соблюден принцип последовательности – новое опирается на предыдущее и вытекает из него;

          -   системность комплексных содержательных блоков и тем.

        Содержание рабочей программы разбито на 5 блоков с учетом времени четвертей учебного года (третья четверть – 2 блока).

Методические рекомендации

        Разновозрастные группы на уроках изобразительного искусства могут формироваться согласно учебному плану с учетом принципа комплектования класс-комплектов. Желательно соединять классы с равным количеством учащихся таким образом, чтобы количество детей не превышало нормы наполняемости кабинета согласно СанПиНов.

           Необходимо продумать систему ресурсного обеспечения: наличие технических средств обучения, репродукций произведений изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства, натурный фонд, художественные фотографии, детские работы, как примеры выполнения творческих заданий и др. Наличие телевизора и видеотеки является хорошей помощью в создании зрительного образа художественных произведений, проведении заочных экскурсий в музеи. Наглядный набор специальных терминов и названий в изобразительном искусстве (таблички с надписями «перспектива», «колорит», «декор» и др.) поможет развитию зрительной памяти.

          Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является индивидуальная работа и работа в микро группах разной численности. Дети на уроках могут обсуждать план выполнения задания учителя, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по своим работам в воображаемой картинной галерее и т.д.  

          При объединении видов деятельности по темам  на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои  особенности:

      -  необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать дополнительную литературу  по одной тематике; легче осуществлять подбор наглядности; игровой материал для физкультминутки может быть одинаковым,

      -    при введении в тему занятий, знания более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения на уроке младший школьник может обратиться за помощью к старшим. Детям легче переключаться с работы учителя на самостоятельную, когда речь на уроке идёт по близким темам. Те, кто отвлёкся от работы, слышат, что разговор идет на близкую им тему,

      -   возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей на уроках изобразительного искусства в процессе совместной учебной деятельности, что имеет большое воспитательное значение.

         Работу в разновозрастной группе по изобразительному искусству  с каждым классом можно разделить на четыре этапа:

  1. Проверка выполнения самостоятельной работы дома (подготовка к уроку или проверка работ, которые  не успели сделать на предыдущем уроке).
  2. Введение в тему занятий, объяснение по выполнению следующей работы.
  3. Самостоятельная работа, работа  в группах или коллективная работа.
  4. Обобщение и обсуждение итогов урока.

          Перед уроком  следует подумать об организации рабочего пространства кабинета: как поставить столы в зависимости от вида работы: самостоятельная, в группах или парах.

Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общения старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный моральный климат в группе.

Для этого необходимо:

  1. Учитывать межличностные отношения учащихся;
  2. Возрастные особенности;
  3. Психологическую совместимость;
  4. Значимость друг для друга;
  5. Способность и готовность отстаивать свою независимую позицию.

      Успешность взаимодействия детей разного возраста зависит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть хождение детей по классу, чтобы снять напряженность. Следует разнообразить их движение, дополнив их физкультминуткой.

Содержание дисциплины

Комп.

содер.

блоки

Требования к уровню подготовки

Основные задачи сквозного комплексного тематического планирования

Вид деятельности на уроке

Урок

К л а с с ы,      т е м ы


I

 

П


Ш


IV

Язык изобразительного искусства



Знать/понимать виды и жанры произведений ИЗО.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Уметь использовать художественные материалы (краски, карандаш, мелки, пластилин, бумагу и др.).

Применять основные средства выразительности



Формирование первичных представлений о видах художественной деятельности.


Приобретение первичных навыков художественной работы в живописи, графике, скульптуре, декоративном  рисовании.


Умение понимать образный язык изобразительного искусства


Работа

 красками


1

Волшебные краски

Три основных цвета

Радуга на небе

Краски леса

Работа

карандашом


2

Лесные домики

Какой бывает дождик

Выразительные возможности материалов

Линия, пятно, штрих

Работа

красками


3

Какого цвета листья

Осенний лес

Золотая осень

Осенний листопад

Знакомство с

основами

композиции,

натюрморт


4

Рисование с натуры яблока

Рисование овощей

Натюрморт  с фруктами

Натюрморт «Дары природы»

Работа мелками, пастелью


5

Лес гномов

Ковёр осенних листьев

Цветущая поляна

Планета голубого тумана

Знакомство с

 основами

перспективы,

 пейзаж


6

Рисунок с образца на доске

Рисунок с образца с последующей разработкой

Копирование работы учителя, пейзаж

Пейзаж родной природы

Лепка

пластилином,

 глиной


7

Лепим овощи

Лепим животных

Объем – основа скульптуры

Фигура человека

Работа с

бумагой,

аппликация


8

Узора на крыльях

Ковер для куклы

Простые геометрические тела

Перевод плоскости в объем

Выставка работ


9

Творческий отчет

Развитие творческого мышления


Уметь выражать восприятие  реального окружающего мира через творческую деятельность  с помощью  линий и  цвета.

Отражение средствами ИЗО образов и впечатлений


Развитие наблюдательности и познавательной способности.

Формирование эмоциональной отзывчивости на эстетические явления.

Приобретение первичных навыков изображения предметного мира

Рисование по представлению


10

Поздняя осень, птицы улетели

Звери в лесу

Иллюстрация сказки

Изображаем стихи. Осень

Рисование впечатлений (музыка)


11

Какими цветами музыка раскра-сила цветок

Рисуем музыку

Раскрашивание по шаблону

Музыка и формы

«Я услышал в тебе, музыка»

Иллюстрация литературного произведения


12

Сказочные герои

Любимые стихи

Герой из рассказа

«У лукоморья дуб зеленый»

Отношение к родным местам


13

Какие у нас растут деревья

Рисуем любимые места

Родные просторы

Моя Родина в прошлом

Отражение фантазии


14

Радость и грусть

Изображение и фантазия

Зверь, которого никто не видел

Сказочные замки

Рисование на новогоднюю тему


15

Новогодняя елка

Где живет Дед Мороз

Сказка новогоднего леса

Мы встречаем Новый год

 Выставка работ,


16

творческий отчет

Декоративное рисование


Знакомство с известными центрами народных художественных промыслов и ремесел.

Умение использовать художественные материалы в росписи игрушек и предметов быта

Понимать назна-

чение  предметов функциональное и носителей культуры

Представлять деяте-

льность художника в декоре.

Приобретение навыков коллектив-ного творчества в процессе художест-венной деятельности. Активизация абстра

гированного  мыш-ления

Работа с узорами и орнаментами


17

Узор в полосе

Составление узора по схеме, симметрия

Коврик из растительных элементов

Композиция «Движение»

Русская народ-ная   роспись


18

Украшение вокруг нас

Русская народная живопись

Работа по образцам

Раскрашиваем и украшаем

Народные про-мыслы и ремесла


19

Игрушки нашего народа

Хохлома

Жарптица

Гжель

Посуда

Домашняя утварь

Русское народ-ное искусство


20

Эскиз росписи чайной чашечки

Роспись посуды

Эскиз игрушки

Украшаем домик

Изготовление сувениров


21

Рисунок для мамы

Открытка с поздравлением

Сувенир

Роспись по дереву

История  изобразительного   искусства



Знать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников.

Сравнивать виды и жанры ИЗО.

Знать ведущие художественные музеи

Приобретение первичных навыков художественного восприятия различ-ных видов и жанров ИЗО.

Умение понимать особенности образ-ного языка.

Знакомство с богатством и разно-образием художест-венных культур народов

Виды и жанры ИЗО

Эрмитаж


22

Путешествие в музей

Эрмитаж

Картины о природе

Пейзаж

Пейзаж – жанр живописи

Перспектива – основа рисунка


Портрет


23

Картины о человеке

Портрет – рисуем человека

Портрет – жанр живописи

Рисуем друзей


Пейзаж


24

Рисунок с образца

Рисование по представлению

Пейзаж в творчестве художников

Настроение в пейзаже

Картины о жизни

Русский музей


25

Картины из музея

Картины о жизни

Картины по истории

Батальная живопись

 Выставка работ,


26

творческий отчет

Человек и его мир



Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего  мира.

Отзывчивость на прекрасное  в  жизни и изобразительном искусстве.


Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Приобретение навыков общения через выражение художественных смыслов.

Воспитание любви к Родине и родным местам.

Отражение объективно окружающего нас мира.

Рисование человека

(строение)


27

Строение человека

Особенности строения фигуры

Пропорции человеческого тела

Мои знакомые

Рисование внутреннего мира человека


28

Человек в движении

Я тебя нарисовал

Мой портрет

Пропорции

Автопортрет


Я и мои друзья


29

Это – я

Отражение характера человека

Особенности внешнего облика

Мой лучший друг

Моё отношение к окружающему миру


30

Какого цвета весна

Птицы прилетели

Весна в сказке

Мечта о лете

Моя Родина, мой родной дом


31

Мой дом

Моё любимое место

Моя школа

Дорога домой

Проблемы сегодняшнего мира


32

О чем говорит искусство

Искусство объединяет народы

Каждый народ – художник

Путешествие по стране

Итоговое занятие


33

Творческий отчет, выставка работ

Резерв 1 час

34

                                                                                                                                                           

1. Программные документы:

  1. Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.
  2. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.
  3. «Изобразительное искусство и художественный труд», программа общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского.
  4. Авторская экспериментальная программа учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.
  5. Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по изобразительному искусству.

          2. Учебники:

  1. Неменская Л.А. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
  2.    Коротеева Е.И., Горяева Н.А. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2 класс;
  3.    Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 3 класс;
  4.      Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

         3.  Учебно-методическая литература:

  1. Губанова Е.И. Декоративно-прикладное искусство на уроке изобразительного и трудового обучения // Начальная школа – 2004.
  2. Искусство в жизни детей / сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.
  6. Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2001.
  7. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1984.
  8. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.
  10. Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.

4. Материально-техническое обеспечение.

Специализированный кабинет изобразительного искусства.

Магнитная доска, столы, мольберты, парты.

Технические средства обучения: Телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, компьютер или проигрыватель DVD и набор компактных дисков «Шедевры русской живописи» с интерактивными уроками, «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Эрмитаж" и т.д.

Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры

Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.

Приложение к программе ИЗО 1-4

Пример комплексного тематического планирования    Изобразительное искусство                 2,3 класс

2 класс                                                                                                                                                                         3 класс

Урок

Методическое обеспечение

Компетенции

специальные

Тема

Содержание

Общая

ТЕМА

Тема

Содержание

Компетенции

специальные

Методическое обеспечение

29


Рисунки, иллюстрации, сказки. Музыка

Иллюстрации к былинам. Картина В.Васнецова «Три богатыря»


Уметь использовать светлую и темную гамму красок


Узнавать произведения художников


Отражение характера человека с помощью цветовой гаммы


Беседа по теме, показ набросков, рисунков учеников

Рассматривание иллюстраций к былинам. Определение характеров героев

Я и мои друзья


Особенности внешнего облика





Изучение картин, рисунков с изображением  человека


Использовать выразительные средства в изображении характера человека


Умение использовать выразительные средства в технике рисования цветными мелками


Репродукции картин, рисунки детей.

А.А.Пластов.

Фотографии спортсменов, военных, рабочих



Ключевые компетенции:

Уметь искать необходимую информацию.

Определение способов контроля и оценки деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...