ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.
статья по теме

Пухальская Лариса Владимировна

 

Учитель-коуч, используя  систему  «волшебных»   вопросов, побуждает  ребенка  к  творчеству,  продумывает  индивидуальный  маршрут  его   развития,  а  ребенок  приобретает  свободу  выбора  и  возможность  стать  успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ как один из способов использования коучинг-метода  в работе с одаренными детьми.

Уильям Глассер считает, что у  каждого  из  нас  две  потребности: любить  и  быть  любимым ,  а также  ценить  себя  и чувствовать, что  тебя  ценят  окружающие. Большинство  проблем, возникающих  у  людей,  психолог  Глассер связывает  с  недостатком  любви  и  заниженной  самооценкой. Чтобы  этого  избежать, во  время  обучения  и  воспитания  ребенок  должен  испытать  теплоту  и  чувствовать  себя  ячейкой  общества. Глассер  считает, что  учителя  ведут  себя  слишком  авторитарно  по отношению  к  школьнику, вследствие  чего  они чувствуют  постоянное  давление  и унижение  своей  личности. Для  устранения  проблемы  необходимо  изменить  учебный  процесс  так,  чтобы  ученикам  было  интересно  и  увлекательно  учиться. И помогут  нам  в  этом  коуч-технологии. Существует    шесть определений  коучинга:

1)это  действие, имеющее  цель  достижение  поставленных  задач;

2)это  возрастающий  процесс, в ходе  которого  человек  узнает  о  собственных  возможностях,  составляющих  его  скрытый  потенциал;

3)это  процесс,  помогающий  человеку  взглянуть  на  развитие  его  личности, на  конкретный  этап  его  развития, т. е. открыть  ему  глаза  на  многие  полезные  вещи;

4)это  процесс, позволяющий  личности  при  использовании  нужных  методов  и  приемов  добиться  самых  высоких  результатов;

5)это  процесс, в ходе  которого  личность  должна  самым  эффективным  способом  управлять  собой  самостоятельно;

6)это  процесс,  в  котором  человек,  в  него  вовлеченный,  получит  большую  радость  от  своих  успехов  и достижений.

Суммируя  эти  определения ,  можно  выявить  ключевые  понятия: процесс, результат,  радость.

Учитель-коуч, используя  систему  «волшебных»   вопросов, побуждает  ребенка  к  творчеству,  продумывает  индивидуальный  маршрут  его   развития,  а  ребенок  приобретает  свободу  выбора  и  возможность  стать  успешным.

Учитель-коуч  должен  изучить  потенциальные  возможности  ребенка. Как  я это делаю? В  течение  учебного  года  заполняю  карту  индивидуального  маршрута  каждого  ученика. Первый  раздел  данной  карты  составляют  итоги  заочного  тура  по  литературе. Вопросы  составляются  таким  образом, что   требуют  от поступающего  в  лицей  ребенка  творческого  подхода,  нестандартного  решения, способности  анализировать,  сопоставлять, выдвигать  гипотезу,  делать  выводы. Например, предлагается  следующее  задание: 1. Прочитайте стихотворение Тимура Кибирова «У монитора»

У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы —

«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку!!»

И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!

Проще простого
Click — и готово:

Вы искали:
Смысл жизни,
найдено сайтов:
111444,
документов:
2724010,
новых:
3915

Попробуйте сделать небольшой анализ данного поэтического текста, опираясь на следующие вопросы:

- В какой тональности написано стихотворение? Какие чувства к лирическому герою (юноше у монитора) стремится пробудить автор? Он сочувствует ему или иронизирует?

- Как «сделано» стихотворение? Что бросается вам в глаза в первую очередь, что делает этот текст необычным? Чего пытается достичь автор таким приемом?

- О чем это стихотворение, как вы думаете?

Второй раздел  заполняется  после  вступительного  экзамена .Фиксирую  свое  мнение об  уровне  начитанности  поступающего, о навыках  анализа  художественного  текста,  об  опыте  исследовательской  деятельности.

В начале  учебного  года  провожу  диагностику  и  анкетирование, целью  которых  является  выявление  отношения  ребенка  к  уроку  литературы, предпочтение  видов  деятельности. Узнаю, что  нравится  на уроках,  что  вызывает  затруднение,  каким  видится  процесс  обучения, чтобы  он был  максимально продуктивным  и  не вызывал  внутреннего  неприятия  у школьника. И снова  все  фиксируется  и  берется  на заметку. Повторное  анкетирование  проводится  в конце  учебного  года  для  того, чтобы  спланировать  виды деятельности  на будущее, понять , что  удалось  ребенку,  что  вызвало  негативное восприятие. Хочется  привести  несколько  примеров из  ответов  учащихся на  вопрос  о  том, что  им  больше  всего  понравилось  на  уроках  литературы. Дети  пишут: «возможность высказывать  свое  мнение», «практика  использования  презентаций  и проектов», «привлечение  документального  материала, связь  с  историей  и МХК, просмотр  фильмов  и  спектаклей»,  «возможность  во время  урока  выходить  в интернет  для  получения  необходимых  сведений, для работы  с электронными  словарями», «использование  на  уроках  ноутбуков, прослушивание  музыкальных  произведений» и  т.п. Кроме  того, 95%процентов  школьников  отметили,   что  с удовольствием  участвовали  в дистанционных   олимпиадах  и  творческих  конкурсах. Популярным  был  ответ о полезности  онлайн-тестирования. Таким  образом,  можно сделать вывод  о том, что  детей привлекают  уроки  с использованием ИКТ. А  что дают  такие  уроки  учителю? Они интенсифицируют  информационное  взаимодействие  между  субъектами информационно- коммуникативной  предметной  среды, увеличивают  плотность урока, нацеливают  на  комплексную  реализацию  деятельностного  ,  коммуникативно- когнитивного  и  социокультурного  подходов  к обучению.  

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе. Из всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод: учитель-коуч  должен  широко использовать ИКТ, т.к.  это поможет  и в составлении  индивидуального маршрута  развития, и даст ребенку информационное  поле, и  спрогнозирует  ситуацию  успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.

Предлагается обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в работе с одаренными детьми"....

Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России

Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных  источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"

Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....