Открытый урок "Определение всхожести и энергия проростания семян"
методическая разработка по теме

Садыкова Оксана Владимировна

Открытое занятие производственного обучения по предмету Растениеводство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_sadykovoy.doc50.5 КБ
Файл tema.pptx120.41 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия

Тема занятия: Определение всхожести и энергии прорастания семян.

      Цели занятия.

Обучающие:

  1. Освоить методику определения всхожести и энергии прорастания семян.
  2. Научить обучающихся пользоваться современными лабораторным оборудованием.

Развивающие:

  1. Развивать навыки практической работы на основе ранее полученных теоретических знаний.

Воспитательные:

  1. Воспитание точности и аккуратности в работе, ответственности за результат.
  2. Заинтересовать учащихся самостоятельной работой.

     Тип занятия. Практическое обучение.

     Метод проведения. Лабораторный опыт с последующим наблюдением (отдаленный результат).

     Оснащение занятия.

  1. Термостат.
  2. Интерактивная доска, компьютер.
  3. Разборные доски.
  4. Чашки Петри, ростильни, латки, маркер.
  5. Лупы.
  6. Весы лабораторные.
  7. Шпатели.
  8. Фильтровальная бумага.
  9. Образцы семян, речной песок.
  10. Оросители.
  11. Инструкционные карточки.
  12. Раздаточные карточки.
  13. Рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки.
  14. Учебники «Овощеводство» Ю.Андреев.
  15. Аптечка первой помощи.
  16. Средства личной гигиены.

     Используемая литература.

  1. О.Н. Бобылева. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта»
  2. Ю.Андреев «Овощеводство», «Академия»
  3. Н.Н. Третьяков «Агрономия», «Академия»
  4. Б.А.Доспехов «Земледелие с основами почвоведения»
  5. Н.П.Родинов «Овощеводство»
  6. В.Ф. Белик «Овощеводство открытого грунта»
  7. Р.Р. Исмагилов, М.Х.Уразлин «Семеноводство и сертификация семян» Издательство БГАУ 2010г.
  8. Журнал «Картофель и овощи» №4 за 2009г.

     Задание.

  1. Изучить методику определения всхожести и энергии прорастания.
  2. Заложить семена на проращивание (ГОСТ 12038-84)
  3. Научиться определять всхожесть и энергию проростания.

     Структура занятия.

  1. Организационная часть.

  1. Посещаемость учащихся.
  2. Сообщить тему и порядок работы.

Запись темы в тетрадях, на доске.

II.

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1.    Правила работы со стеклом, мелкими семенами, необходимость спец.одежды.

2. Техника безопасности с электроприборами.

3. Правила личной гигиены.

     2. Повторение теоретического материала по теме.

 

  Вопросы:

  1. По каким признакам определяют качества семян.
  2. Что включает в себя посевные качества семян.
  3. Что такое всхожесть семян.
  4. что означает лабораторная и полевая всхожесть. И чем отличается.
  5. Что понимают под энергией прорастания.
  6. Всегда ли нужно определять эти два показателя (всхожесть и энергию).
  7. Как рассчитывают всхожесть и энергию проростания.

   3. Демонстрация мастера.

     Всхожесть семян является основным показателем качества семян и нормируется ГОСТом. Всхожестью семян называется количество нормально проросших семян в пробе, взятой для анализа, выраженное в процентах. Семена овощных культур по всхожести подразделяют на 1-й и 2-й классы.

     Под энергией прорастания понимается  способность семян к дружному прорастанию, определяемая процентом нормально проросших за определенное (меньшее, чем при определении всхожести) время семян.

     Энергию прорастания определяют на третий день постановки опыта, а всхожесть на седьмой день.

     Рассчитывается по формуле простой пропорции.

             А x100

Энергия прорастания ----------------------------    = %

              100

     Где: А – количество проросших семян,

            100 – количество семян в опыте.

     По такой же формуле определяется влажность.

Образец

День подсчета

Всхожесть на 7-й день %

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

     Мастер производственного обучения демонстрирует технику выполнения заданий. Показать предварительно подготовленный образец с результатом.

     III. Текущий инструктаж.

      Учащиеся выполняют работу по инструкционным картам. Мастер производственного обучения дает краткие направляющие указания, оказывает практическую помощь, обращает внимание на положительные моменты, поощряет учащихся, и тактично поправляет. По ходу работы напоминает о технике безопасности и личной гигиене.

     IV. Заключительный инструктаж.

  1. Обобщить и сделать выводы по работе учащихся.
  2. Закрепление темы занятия в виде тестовых заданий.  (Тесты прилагаются).
  3. Задание по наблюдением за опытом (Назначить ответственных, дать лист наблюдения).

V. Домашние задание.

Заготовить семена по культурам выращиваемых рассадным методом.

Образец

День подсчета

Всхожесть на 7-й день %

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

Образец

День подсчета

Всхожесть на 7-й день %

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й



Предварительный просмотр:

  1. Количество нормально проросших семян за определенное время, выраженное в процентах это:
  1. Всхожесть
  2. Энергия прорастания
  3. Чистота семян
  4. Процент годности
  1. Скорость появления всходов характеризует
  1. Всхожесть
  2. Энергия прорастания
  3. Посевная годность семян
  4. Чистота семян
  1. На какой день после закладки опыта определяют энергию прорастания?
  1. На 10 - ый день
  2. На 7- ой день
  3. На 3- ий день
  1. Для проращивания семян используют
  1. Мягкую ткань
  2. Вату
  3. Фильтрованную бумагу
  4. Речной песок
  1. Какому классу по ГОСТу должны  соответствовать посевные качества семян
  1. 1 классу
  2. 2 классу
  3. I категории

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Тема: Определение всхожести и энергии  прорастания семян

Задания:

  1. Изучить методику определения всхожести и энергии прорастания семян
  2. Заложить семена на проращивание по ГОСТу 12038-84
  3. Провести определение всхожести и энергии прорастания

Инструкционная карта

По теме: Определение всхожести и энергии  прорастания семян

Задания и последовательность выполнения

примечание

Подготовить термостат к работе:

-  подключить к электросети

- установить температурный режим в камере

- температура для работы – 20 о С

- обработать обеззараживающим раствором (1 человек)

Взвесить навеску семян для опыта

настроить весы на чашку пробы (1 человек)

Разобрать на разборной доске на 100 шт. каждого вида

использовать шпатель, разборная доска должна быть на планках

Взять  фильтрованную бумагу: квадратные для растильни, круглые для чашек Петри (по 3 шт.)

фильтрованную бумагу подготовить заранее

подписать номер опыта, дату, время и фамилию

диаметр бумаги по диаметру чашки Петри

Разложить фильтрованную бумагу в  растильни, чашки Петри увлажнить водой, и поместить подписанную записью к стеклу

температура воды для увлажнения  20 -22 о  С

Разложить семена каждой пробы в чашки Петри так, чтобы они не соприкасались друг с другом

выполнение работ должно быть аккуратным

Чашки Петри закрыть, а растильни прикрыть бумагой и поместить в термостат

равномерно по полкам

Каждые сутки в течение анализа чашки Петри открывать для проветривания и дополнительного увлажнения

при необходимости включать систему вентиляции

Через 3 суток провести подсчет и удалить нормально проросшие смена и явно загнившие семена в каждой пробе

результаты записывать ежедневно

Результаты подсчета записать в рабочий бланк

бланк прикрепить к термостату, итог доложить мастеру.

1. Количество нормально проросших семян за определенное время, выраженное в процентах это:

а) Всхожесть

б) Энергия прорастания

в) Чистота семян

г) Процент годности

2. Скорость появления всходов характеризует

а)Всхожесть

б) Энергия прорастания

в) Посевная годность семян

г) Чистота семян

3. На какой день после закладки опыта определяют энергию прорастания?

а) На 10 - ый день

б) На 7- ой день

в) На 3- ий день

4. Для проращивания семян используют

а) Мягкую ткань

б) Вату

в) Фильтрованную бумагу

г) Речной песок

5. Какому классу по ГОСТу должны  соответствовать посевные качества семян

а) 1 классу

б) 2 классу

в) I категории

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСХОЖЕСТИ И ЭНЕРГИИ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Слайд 2

Задания: 1. Изучить методику определения всхожести и энергии прорастания семян 2. Заложить семена на проращивание по ГОСТу 12038-84 3. Провести определение всхожести и энергии прорастания

Слайд 3

Инструкционная карта По теме: Определение всхожести и энергии прорастания семян № Задания и последовательность выполнения примечание Подготовить термостат к работе: - подключить к электросети - установить температурный режим в камере - температура для работы – 20 о С - обработать обеззараживающим раствором (1 человек) Взвесить навеску семян для опыта настроить весы на чашку пробы (1 человек) Разобрать на разборной доске на 100 шт. каждого вида использовать шпатель, разборная доска должна быть на планках Взять фильтрованную бумагу: квадратные для растильни, круглые для чашек Петри (по 3 шт.) фильтрованную бумагу подготовить заранее подписать номер опыта, дату, время и фамилию диаметр бумаги по диаметру чашки Петри Разложить фильтрованную бумагу в растильни, чашки Петри увлажнить водой, и поместить подписанную записью к стеклу температура воды для увлажнения 20 -22 о С Разложить семена каждой пробы в чашки Петри так, чтобы они не соприкасались друг с другом выполнение работ должно быть аккуратным Чашки Петри закрыть, а растильни прикрыть бумагой и поместить в термостат равномерно по полкам Каждые сутки в течение анализа чашки Петри открывать для проветривания и дополнительного увлажнения при необходимости включать систему вентиляции Через 3 суток провести подсчет и удалить нормально проросшие смена и явно загнившие семена в каждой пробе результаты записывать ежедневно Результаты подсчета записать в рабочий бланк бланк прикрепить к термостату, итог доложить мастеру.

Слайд 4

При учете ЭНЕРГИИ ПРОРАСТАНИЯ подсчитывают и удаляют только нормально проросшие и явно загнившие семена, а при учете ВСХОЖЕСТИ отдельно подсчитывают нормально проросшие , набухшие , твердые , загнившие и ненормально проросшие семена. К числу нормально проросших семян относят семена, имеющие хорошо развитые корешки (или главный зародышевый корешок), имеющие здоровый вид, или две семядоли у двудольных.

Слайд 5

К не проросшим семенам относят: набухшие семена, которые к моменту окончательного учета всхожести не проросли, но имеют здоровый вид и при нажиме пинцетом не раздавливаются, и такие семена многолетних бобовых трав (без плодовых оболочек), у которых выдавливаются здоровые семядоли; твердые семена, которые к установленному сроку определения всхожести не набухли и не изменили внешнего вида.

Слайд 6

К невсхожим семенам относят: загнившие семена с мягким разложившимся эндоспермом и загнившим зародышем; ненормально проросшие семена, имеющие одно из следующих нарушений в развитии проростков: нет зародышевых корешков или их меньше установленной нормы, или они короткие, слабые, спирально закрученные, водянистые.

Слайд 7

Рассчитывается по формуле простой пропорции. А x 100 Энергия прорастания -------------------- = % 100 Где: А – количество проросших семян, 100 – количество семян в опыте.

Слайд 8

Образец День подсчета Всхожесть на 7-й день % 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

Слайд 9

1. Количество нормально проросших семян за определенное время, выраженное в процентах это: а) Всхожесть б) Энергия прорастания в) Чистота семян г) Процент годности 2. Скорость появления всходов характеризует а)Всхожесть б) Энергия прорастания в) Посевная годность семян г) Чистота семян 3. На какой день после закладки опыта определяют энергию прорастания? а) На 10 - ый день б) На 7- ой день в) На 3- ий день 4. Для проращивания семян используют а) Мягкую ткань б) Вату в) Фильтрованную бумагу г) Речной песок 5. Какому классу по ГОСТу должны соответствовать посевные качества семян а) 1 классу б) 2 классу в) I категории Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"...

Всхожесть семян на примере видов рода Рододендрон

Статья создана на основе дипломной работы "на тему: «Плодоношение рододендроновR.atlantiсum(Ashe)Rehd и R.viscosum(L.)Torrв условиях интродукции»...

открытый урок строение семян

Данный урок,продолжит формирование новых знаний о строении растений,а также навыков коллективной работы при выполнении лабораторных работ....

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ

ПРОЕКТ  "ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ"...