Профориентационная работа с выпускниками школы-интернат
статья (9 класс) по теме

Бородулина Наталья Владимировна

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадала с его личными качествами и возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientacionaya_rabota_s_vypusknikami_shkoly.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационая работа с выпускниками школы-интерната.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет  работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общим образованием является обеспечение получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) образовательных школах, направленную на  профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья сложен. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические заболевания, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих квалификационным умениям.  Выбор профессии – важное решение в жизни детей-сирот. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор. Но не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Выбрать доступную и нужную  для общества профессию, овладеть профессией, трудоустроиться и успешно работать довольно сложно, так как по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личным качествам обучающимся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья многие профессии невозможны. Поэтому основная цель педагогического коллектива школы-интерната –  это успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение. Создание условий в группе для профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий поможет ребятам осознать свои способности, интересы, грамотно выбрать свою профессию. Тесное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, администрации учреждения, позволит сформировать у выпускника профессиональное самоопределение.

Главные задачи, стоящие перед нашей школой:  

  1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
  2. Коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков.
  3. Обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.
  4. Подготовка  учащихся к труду.
  5. Оказание помощи выпускникам в проектировании индивидуального  образовательного маршрута.

Цели работы по профессиональному самоопределению:

  1. психологическая, педагогическая, информационная поддержка профессионального самоопределения выпускников.
  2. помощь воспитанникам в определении их жизненных планов.
  3. развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Цели трудовой подготовки учащихся – это воспитание таких необходимых человеку качеств, как трудолюбие, уважение к любому виду труда. Честность, порядочность, личная ответственность, инициатива, готовность к профессиональному самоопределению.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационой работы в школе является у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей. Помочь выбрать доступную, интересную и нужную  для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями.

Профоринтационая работа в нашей школе ведется по следующим направлениям:

 информативная: адаптации, лекции, стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших воспитанников, подготовка памяток в помощь выпускникам; диагностическая: анкетирование детей.

Основные направления деятельности профориентационной работы.

 1.Просветительская работа – ознакомление учащихся с современным рынком труда и профессиями, а так же требованиями, предъявляемыми профессий к человеку. В просветительскую работу входит:

 информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся  в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.

 практический блок – занятия, в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.

2.Психодиагностическая работа – позволяет воспитанникам сделать правильный выбор, учитывая особенности личности. В диагностический блок входят – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирования у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах. Исходя  из поставленных целей используются следующие диагностические методики:

  1. дифференциальный-диагностический опросник Е.А. Климова.
  2. опросник Айзенка.
  3. вопросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявского и Б.А. Федорошина.
  4.  тест готовности выпускника школы-интерната.
  1. Отношение к труду.     По результатам диагностических исследований составляется «Карта выбора», в которой фиксируется результаты по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования.

3.Профконсультативная работа – оказание помощи выпускнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профконсультативный (заключительный) этап включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях. Таким образом, разностороннее исследование психологических особенностей учащихся, их  профессиональных интересов способствуют расширению их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.

4. Врачебно-профессиональная консультация включает изучение состояния здоровья воспитанников и рекомендации при выборе профессии и специальности в соответствии с состоянием его здоровья.

В нашей школе-интернате обучаются дети с диагнозом легкая умственная отсталость, которым помимо черт, свойственным всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относится отставание в развитии мышления( как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение анализировать свои способности для успешного выполнения задания. Он нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным становится очевидным необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.  Для решения этой цели была разработана программа «Я и моя профессия». Учитывая психофизические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, темы занятий разработаны таким образом, чтобы школьники  смогли не только получить знания о профессиях, но и осознавать свои личностные возможности среди выбранных профессий.

Практическая значимость данной программы состоит в формировании профессионального самоопределения, посредством знакомства с миром профессий.

Задачи программы:

  1. Познакомить выпускников с различными видами профессий;
  2. Выявить с помощью диагностики у учащихся способности к различным профессиям;
  3. Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми.
  4. Формировать у учащихся умения целепологания, самоопределения с помощью профессиональных проб.
  5. Формирование социально-личностной готовности к вхождению в социум.

Формы работы:

  1. Сотрудничество с профессиональным лицеем №114.
  2.  Целевые экскурсии на предприятия города.
  3.  Встреча с людьми востребованных профессий
  4.  Классные часы: беседы о профессиях.
  5.  Тематические занятия.
  6.  Профориентационные игры, конкурсы, викторины «Кто больше всего знает о профессии».
  7.  Конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
  8.  Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях.
  9.  Социологический опрос учащихся.

В начале мы старались вовлекать в работу  по профориентации только учащихся 8-9 классов. Подведя итоги работы с выпускными классами и анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что накопление профессиональных знаний необходимо начинать у детей младшего школьного возраста. С этой целью была разработана коррекционно-развивающая программа «Мир профессий». Особенность профориентационной работы в начальной школе заключается в том, что не ставится цель подведения воспитанника к выбору определенной профессии, а является расшерение представлений о различных профессиях, формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям, развитие потребности в общественно-полезном труде.

Основные формы работы: классные часы, беседы о профессиях, тематические занятия, конкурсы рисунков, экскурсии, игры-викторины. Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет, лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеет четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Статистика показывает, что в среднем 8% выпускников школ-интернатов не получили профессиональное образование. Из них:

- срезу ушли из училища – 1%;

- оставили обучение через год – 44%

- оставили обучение через 2 года – 33%

Анализ о выпускниках нашего образовательного учреждения «Ильинская специальная (коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» за 5 лет показал, что 80% учащихся получили профессиональное образование.

После  окончания профессионального лицея №114 многие выпускники остаются в лицее, чтобы получить второе профессиональное образование:  дизайнер-озеленитель.

Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником школы-интерната для детей сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные  качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом имея в виду трудности, с которыми встречаются дети-сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.

Приложение.        

Жизнеустройство выпускников Ильинской школы-интерната.

Год

Окончание  школы

Поступило в УНПО

Поставлены на учет в ЦЗ

Трудоустроены

Инвалидность

Всего

Мальчики

девочки

Кол-во

   %

Кол-во

    %

Кол-во

    %

Кол-во

     %

2007

20

12

8

13

65%

2

10%

4

20%

1

5%

2008

12

7

5

9

75%

3

25%

-

-

-

-

2009

13

8

5

11

84,6%

-

-

1

7,7%

1

7,7%

2010

14

8

6

12

85,7%

2

14,3%

-

-

-

-

2011

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.

Материал выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Взаимодействие субъектов социального партнёрства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодёжи"....

Меняющийся мир и модель выпускника школы-интерната

Быстро меняющийся мир меняет  представление о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из благополучного школьного дома в большую жизнь. Эти представления формируются исх...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"

Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на совреме...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....