Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"
статья по теме

Парамзина Елена Дмитриевна

 Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на современном этапе развития общества, т.к. после выпуска из школы-интерната подростки сталкиваются с проблемами, которые являются для них трудно разрешимыми. В статье изложены данные проблемы и  пути их преодоления. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Д. Парамзина

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

Г. Ставрополь, ГБОУ ВПО СГПИ

Научный руководитель: к.п.н. Е.Н. Денисова

Актуальность изучения проблемы социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида обусловлена новым периодом в их жизни, выходом и началом самостоятельного жизненного пути после выпуска из школы-интерната.

Исследованию социальной адаптации посвящены работы отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Б Георгиевский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Н.Н. Толстых, Е.И. Холостова, В.А. Ядов), в которых данный феномен рассматривался как необходимое условие оптимальной социализации человека, обеспечения естественного социального самосовершенствования.

Данная проблема является актуальной и в настоящее время.

Проблемы выпускников на выходе из учреждения: злоупотребление алкоголем, отсутствие необходимых социальных навыков, высокая конфликтность, жилищные проблемы, ранний возраст выхода в жизнь (в 16 лет оканчивают школу), трудности с трудоустройством, отсутствие жизненного опыта, отсутствие навыка ведения домашнего хозяйства, являются предметом обсуждения современных психологов.

Поиск новых подходов к изучению социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида, поможет преодолеть возникшие трудности, т.к. дети, воспитывающиеся без родителей или имеющие асоциальных родителей, самостоятельно в социум не интегрируют.

По мнению Б.П. Брунова, выпускники специальных (коррекционных) учреждений VIII вида находятся в искусственной среде, в окружении взрослых людей: воспитателей, учителей, медиков и технического персонала. Воспитанники получают знания и практические умения в условиях, когда жизненные процессы проходят в искусственно создаваемом режиме.

Возникает противоречие между «тепличными» условиями школы-интерната и требованиями жизни в современном обществе. Выпускникам придется справляться с трудностями самостоятельно, применять те знания и умения,  которые они получили в условиях школы-интерната [2].

Л.И. Божович отмечает, что в отличие от общеобразовательной школы, школа-интернат должна охватить педагогическим воздействием всю жизнь ребенка. Таким образом, от того, как будет организован педагогический процесс, целиком будет зависеть полноценность формирования личности воспитанника. Это накладывает определенную ответственность на воспитателей и педагогов школ-интернатов как перед обществом и родителями, так и перед самими детьми.

Особенно остро обозначенные проблемы стоят в подростковом возрасте. Перспективы будущего осознаются воспитанниками школ-интернатов не в полной мере, они живут сегодняшним днем, настоящим, оценивают и анализируют только ближайшее будущее. Поэтому мотивы, связанные с профессиональными перспективами развиты в малой степени.

Для выпускников школ-интернатов VIII вида не существует такого многообразия выбора профессиональных учебных заведений, который имеется у детей без особенностей в интеллектуальном развитии. Выпускники вынуждены поступать в образовательные учреждения, выбор которых у них ограничен, т.к. не многие из них реализуют специальные (коррекционные программы для воспитанников с данным нарушением [1].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам определить направление нашего исследования.

Нами была составлена анкета, целью которой было изучение одного из аспектов социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями, профессиональной ориентации на этапе обучения бывших выпускников школы-интерната в среде образовательного учреждения, реализующего программу НПО (ПУ № 14). Подросткам и мастерам производственного обучения были предложены вопросы для выяснения проблем в сфере профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями. В результате проведенного анкетирования с мастерами, мы пришли к выводу, что подростки не понимают, что такое профессия и работать по профессии не хотят; не заинтересованы в получении новых знаний как по учебным предметам, так и по предметам, дающим знания по профессии; к получаемой профессии относятся с безразличием, пропускают занятия без уважительных причин; не понимают,  что профессия – это основа их будущего благополучия.

Опрос обучающихся показал, что они хорошо были сориентированы на профессию, в результате выбор и обучение совпали у опрашиваемой группы выпускников на 100%; планов на будущее нет у 100% обучающихся; планы на ближайшее будущее обозначили 80% подростков, всем нравится профессия, но в числе любимых предметов специальные предметы назвали только 20% обучающихся; все хотят и собираются работать по получаемой профессии, но не знают, кто их трудоустроит и как будет это происходить, не знают правил оформления документов при приеме на работу, в мире рабочих профессий ориентируются слабо: 40% выпускников знают рабочие профессии, 40% затрудняются в ответе, 20% не знают.

Таким образом, наше исследование подтверждает, что вопрос профессиональной ориентации выпускников школы-интерната VIII вида остается не до конца решенным, т.к. есть проблемы в сфере профессионального самоопределения, которые необходимо учесть и решить с целью благополучной адаптации выпускников в обществе.

При решении вопроса социальной адаптации обучающихся областное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Курской области Курского района осуществляет  коррекцию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

Мы исследовали психолого-педагогические условия социальной адаптации выпускников. Коррекционные программы, реализуемые по учебным предметам для 9 класса, имеют практическую направленность. За основу предметных программ взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Они осуществляют подготовку выпускников к самостоятельной жизни. Например, программы включают следующие темы: по математике – изучение объема плоских фигур, прямоугольного параллелепипеда. Эти теоретические знания пригодятся в строительстве.

При изучении темы «Почва» по естествознанию, уделяется внимание местным типам почв (название, характеристика), отводится время на изучение вопроса обработки почвы (вспашка, боронование). В результате полученных знаний, учащиеся должны уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

По биологии изучается тема «Кровь и кровообращение». Учащиеся знакомятся с теоретическими знаниями о значении крови и кровообращения, составе крови, плазме, с органами кровообращения: сердцем и сосудами, их строением и работой. Знакомятся с оказанием первой медицинской помощи при кровотечениях, с отрицательным влиянием никотина и алкоголя на сердце и сосуды, а через кровеносную систему на весь организм и т.д.

Коррекционный блок представлен программой по социально-бытовой ориентировке (СБО). Учебная программа по данному предмету в 9 классе разработана на основе одноименной программы для учащихся 9 классов специальной коррекционной образовательной школы VIII вида В.П. Субчевой. Анализ программ показал, что все изучаемые темы, имеют практическую направленность: личная гигиена; одежда и обувь; питание; семья; культура поведения; жилище; транспорт; торговля; средства связи; медицинская помощь; учреждения, организации и предприятия; экономика домашнего хозяйства; трудоустройство. Например, при прохождении темы «Жилище» в 9 классе учащиеся должны знать правила расстановки мебели в квартире; требования к подбору занавесей, светильников; других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда. Учащиеся должны уметь расставлять мебель в квартире; подбирать детали интерьера.

Работа социального педагога по социальной адаптации осуществляется по рабочему плану, в ходе которой осуществляется формирование знаний и умений, которые пригодятся выпускникам в обществе.

Этому способствуют дни открытых дверей, когда профессиональные учебные заведения, в которых  реализуются специальные коррекционные программы для воспитанников с нарушением интеллекта, приглашают будущих выпускников с целью ознакомления с рабочими профессиями. Воспитанникам предоставляется возможность выбора из числа данных профессиональных училищ.

Однако остается еще много нерешенных вопросов в сфере профессионального самоопределения воспитанников с нарушениями интеллекта.

В 2013 – 2014 учебных годах в школе начала реализовываться программа социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она разработана кандидатом философских наук О. Дьяченко. На наш взгляд, программа должна улучшить знания и умения воспитанников, найти пути решения проблем социальной адаптации в самостоятельной жизни выпускников, что можно будет оценить на этапе выпуска воспитанников.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы, проведенное анкетирование позволили сделать вывод, что выпускники с нарушениями интеллекта недостаточно адаптированы к условиям самостоятельной жизни, необходимо проводить специальную коррекционную работу по формированию знаний и умений, которые будут способствовать успешной социальной адаптации в современном обществе.

Литература.

1. Божович Л.И., Психологическое изучение детей в школе-интернате: сборник/ Л.И. Божович – М.:АПН РСФСР, 1960.

  1. Брунов Б.П., Пособие «Воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида»/Б.П. Брунов – Красноярск: 2006.
  2. Воронкова В.В., Казакова С.А., Социально бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В.В. Воронкова, С. А. Казакова – М.: «ВЛАДОС», 2006. – 247С.
  3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка: методическое пособие/ В.П. Субчева – М.: «ВЛАДОС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Программа адаптации первоклассников школы-интерната VIII вида

      Программа «Я – ученик!» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»

Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни» Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа ...