Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Гладченко Елена Анатольевна

 Мои размышления о профессии педагога, о месте учителя в современном мире, об отношении к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_gladchenko.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

«…имей сердце, имей душу,

 и будешь человек во всякое время»

Д.И.Фонвизин, «Недоросль»

       Литература была моим любимым предметом в школе. Можно было свободно высказывать своё мнение о прочитанном произведении, вместе с любимой учительницей Валентиной Игнатьевной сочувствовать лирическому герою стихотворения или спорить с ним. А потом в гостях у учительницы я видела прогибающиеся от тяжести книг полки до потолка на всех стенах комнаты, рабочий стол, на котором всегда лежали тетради. Я понимала, что за интересным уроком всегда стоит огромный труд. Когда я   сообщила, что собралась поступать в педагогический институт, она говорила: «Зачем тебе это надо? Никакой личной жизни». Действительно, семьи у неё не сложилось в то время, но её самоотверженность в профессии подкупала, она была примером для меня.

     Наверное, человек выбирает профессию не случайно. Ещё в юности вокруг меня всегда были дети, младшие братья и сёстры. Педагогические способности постепенно стали проявляться. Я руководила младшими братьями и сёстрами при подготовке домашних концертов, играла с ними в школу, придумывала для них новые игры. С удовольствием была няней для самых маленьких.

    Окончив школу, поступила на факультет русского языка и литературы именно в педагогический вуз. Ведь только у педагога есть возможность общаться с детьми каждый день, а литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, развивает коммуникативные способности, формирует нравственные категории в детском сознании.

     Дети – это самые удивительные существа на Земле. Дети разные: доверчивые и непосредственные, осторожные и безрассудные, ленивые и усердные, амбициозные и пассивные, талантливые, смекалистые, хулиганы, скромники, скептики…  Они удивляют нас каждый день смелыми или глупыми поступками, личными мнениями, сложными отношениями. Но все они способны удивляться, познавая, исследуя сложный мир, в котором живут. Эту, на мой взгляд, самую ценную способность и я сохраняю в себе благодаря детям. А на уроках учу их замечать что-то необычное в обычных предметах, видеть прекрасное, создавать удивительное. Только человек неравнодушный к миру может его понимать и преобразовывать в прекрасный.

     Для того чтобы работать в школе, нужно любить детей. Студенткой искренне верила – это действительно так. С опытом пришло другое понимание. Любить всех, кто вошёл к тебе в класс невозможно, но проявлять искренний интерес к маленькому человеку учитель должен. Поэтому меня волнуют не только успехи моих учеников в области русского языка и литературы (а успехи некоторых ребят действительно оставляют желать лучшего), но любые достижения, а иногда тревоги и разочарования, которыми ребёнок готов делиться. Таким путём я и иду в своей работе: от сочувствия, сопереживания к сотворчеству. Дети на уроке для меня не птенцы с открытыми ртами, которых непременно нужно накормить, а маленькие свечи, теплом которых (и своим собственным тоже) нужно поднять воздушный шар в воздух, чтобы увидеть весь мир и ощутить себя его частицей.

      Мастерство учителя состоит в том, чтобы зажечь эту маленькую свечу и направить тепло так, чтобы ребёнок сумел оторваться от земли, взлететь, подняться над самим собой. Когда на уроке вырасти, подняться удаётся всем, непременно говорю детям спасибо за интересный урок, смелые и оригинальные мысли. Так рождается доверие между учителем и учеником, а потом и вера в учителя. В такие моменты дети сами учатся оценивать свои достижения и, часто бессознательно, строят свою траекторию развития. А зажигаются ученики в практической деятельности, только когда понимают, зачем и как применить новое знание.

      Современное общество стремительно меняется: появляются новые технологии, растёт интеллектуальный потенциал, меняются условия жизни. Дети быстро осваивают всё новое в области техники и технологий. А жизненные ценности, приоритеты молодёжи деформируются. «Зачем мне знать русский язык, если я буду профессиональным футболистом?» Ребёнок любое новое знание готов освоить только потому, что оно практически  будет применено в жизни. И он, конечно, прав. Отсюда для меня основной задачей в преподавании стало так построить урок, чтобы показать ребёнку, где ему пригодятся новые знания и как их можно применить.

       Для учителя-словесника, да, пожалуй, и для любого учителя проблемой является отсутствие интереса большинства детей к чтению. Да, наши дети ориентируются в больших потоках информации, способны перерабатывать её, но читают художественную литературу, которая позволяет работать мысли, развивает душу, формирует нравственность, очень немногие. Поэтому на уроках литературы  я стараюсь максимально приблизить классическое произведение к современности, опираться на опыт ребят, тогда они читают, сопоставляя себя с героями.

      Потерять доверие детей, очевидно, - потерять в себе учителя. Поэтому современный учитель, прежде всего к себе должен предъявлять высокие требования:

 - не останавливаться в развитии, постоянно совершенствоваться;

 - быть образованным, отлично знать свой предмет;

 - быть эрудированным,

 - быть тонким психологом, чтобы строить отношения с разными людьми.

       Но, самое главное, быть человеком. Доброжелательным и требовательным, чутким и внимательным, чувствующим и терпеливым.

      «Нас мало, но нами расцветает жизнь всех». Так говорила мне моя наставница, учитель-методист Жарикова Любовь Васильевна, которая рано ушла из жизни, но успела оставить в памяти своих учеников и студентов-практикантов лучшие уроки. Она учила нас быть активными, проявлять инициативу, поддерживать интерес учеников к предмету через нестандартные уроки, школьные спектакли-миниатюры. Труд учителя никогда не давал возможности богатеть материально. Но когда видишь результат своей работы в успешных учениках, способных создавать, строить, менять мир к лучшему, тогда  чувствуешь свою причастность к судьбе страны, к судьбе будущих поколений. Я впервые почувствовала это, узнав, что моя ученица поступила на факультет журналистики в НГУ, а «зёрнышко любви» к языку, фольклору, литературе, народным традициям было «посеяно» мной ещё в 5 классе.

      Велика миссия учителя, велика и ответственность.  Насколько много я могу сделать? Наверное, немного. Воспитать честного, порядочного гражданина своей страны, научить качественно выполнять свою работу, творчески преобразовывать мир вокруг, созидать. Учитель не может научить всему, но способен показать путь.

     Моё дело – помочь ребёнку поверить в себя, пойти по указанному пути сначала вслед за мной, потом рядом со мной, а после – впереди меня.

     Я верю в своих учеников.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...