проект программы основного общего образования по информатике в соответсвии с ФГОС
рабочая программа на тему
Разработка примерной программы по информатики для основной школы в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области
(ГОУ Педагогическая академия)
Проект примерной программы по информатике для основной школы
по курсу вариативного учебного модуля
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя информатики
(в условиях реализации ФГОС ООО)»
Слушатель:
Тарасова Наталья Владимировна,
учитель информатики
МОУ СОШ №22 с УИОП г. Электросталь
Московской области
Преподаватель:
Захарова Т.Б., профессор,
докт.пед.наук
Академия
2012
Пояснительная записка
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, истории и др.
Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».
Основные цели изучения информатики в школе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
- осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
- приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и самостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
Необходимость изменения концепции обучения информатике обусловлена взаимосвязанными процессами: пересмотром содержания общего образования в целом, развитием самой информатики как отрасли знания, развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их широким использованием в образовательном процессе.
Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям (а еще более – их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Место предмета в Базисном учебном плане
Информатика и ИКТ изучаются в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 часов.
На инвариантную часть отводится 75 часов учебного времени, остальные 30 часов отводятся на реализацию авторских программ.
Результаты изучения предмета
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика и ИКТ» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Результаты включают в себя предметные, метапредметные и личностные.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, что служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Особенности изучения предмета
Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Системный характер этого содержания определяется Фундаментальным ядром, в котором зафиксированы современные представления о дисциплине информатике, рассмотренные под углом зрения целей и задач современного общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий, связанных, в основном, с морально-этической ориентацией и смыслообразованием.
Личностные образовательные результаты:
- готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
- владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, морально–этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания – моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий прием решения задачи.
Предметные образовательные результаты:
- в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
- оценка информации с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
- оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
- осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
- построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
- освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
- освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
- умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
- вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
- использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
- формулировка проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;
- приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
- авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;
- в сфере коммуникативной деятельности:
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
- в сфере трудовой деятельности:
- определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
- рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
- умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
- использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) путем использования существующих программных средств (специализированные расчетные системы, электронные таблицы) или путем составления моделирующего алгоритма;
- создание редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видео- записей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
- создание и наполнение собственных баз данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера.
- в сфере эстетической деятельности:
- знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
- приобретение опыта создания эстетически–значимых объектов с помощью средств информационных технологий и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).
- в сфере охраны здоровья:
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информатизации.
Метапредметные результаты нацелены, преимущественно, на развитие регулятивных и знаково - символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Метапредметные образовательные результаты:
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результата деятельности и его характеристик;
- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
- коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
- преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
- представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи в другую.
Приведенные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики, которое отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;
- основные области применения информатики;
- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:
- информация и информационные процессы;
- моделирование, информационные модели;
- области применения методов и средств информатики.
Данные направления отражают в применении к информатике общую схему познания, характерную для естественно - научных дисциплин: объект познания – инструмент познания – области применения.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
- «Информация и информационные процессы»;
- «Представление и кодирование информации»;
- «Измерение количества информации»;
- «Аппаратное обеспечение компьютера»;
- «Программное обеспечение компьютера»;
- «Системы счисления »;
- «Основы математической логики»;
- «Алгоритмизация и программирование»;
- «Формализация и моделирование»;
- «Информационные технологии»;
- «Социальные аспекты информатизации».
Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:
а) формирование представлений о триаде материя – энергия – информация и материальной природе всех протекающих вo Вселенной процессов; формирование представлений об основном предмете информатики – информационных процессах, об особенностях языка описания информационных процессов: физических, химических, биологических и пр., а также о методах и средствах автоматизации важнейших информационных процессов, т.е. о переходе от описаний информационных процессов к их использованию, в частности, с применением средств информатизации;
б) развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего, в области науки, технологии, управления, социальной сфере, в том числе – модели информационных процессов из различных областей;
в) формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.
Следует отметить, что данная программа не отдает предпочтения какой-либо одной методической концепции преподавания информатики, а только определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
При организации процесса обучения рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Информация и информационные процессы
Подходы к определению информации. Свойства информации. Информация и знания. Виды знаний. Виды информации по способу восприятия. Понятие «информационный процесс». Виды информационных процессов. Единство информационных процессов, протекающих в системах различной природы. Восприятие, запоминание и преобразование информации живыми организмами. Информационный аспект в деятельности человека. Возможность автоматизации информационных процессов. Взаимосвязь процессов хранения, обработки и передачи информации. Виды информационных носителей. Способы обработки информации. Виды источников и приемников при передаче информации. Обмен как частный случай передачи информации. Каналы связи, их виды. Искажение информации при передаче. Шум и защита от шума. Управление как информационный процесс. Разомкнутая и замкнутая система управления. Неавтоматизированные, автоматизированные и автоматические системы управления.
Представление и кодирование информации
Виды информации по форме представления. Представления информации с помощью языка. Виды языков и их назначение. Дискретное и непрерывное представление информации. Знак и символ. Алфавит и мощность алфавита. Код и кодирование. Способы кодирования и декодирования сообщений. Дискретный и непрерывный сигнал. Технические устройства, работающие с различными сигналами. Данные. Кодирование числовых данных. Правило беззнакового кодирования целых чисел. Правило знакового кодирования целых чисел. Кодирование текстовых данных. Компьютерный алфавит. Таблицы кодировки. Кодирование графических данных. Растровый способ кодирования графического изображения. Пиксель и растр. Кодирование цвета пикселя. Глубина кодирования цвета. Векторный и фрактальный способы кодирования графического изображения. Кодирование звуковых данных. Частота дискретизации и глубина кодирования звука.
Измерение количества информации
Подход к измерению количества информации в сообщении с учетом его смысла. Единица измерения количества информации. Вычисление количества информации в сообщении методом половинного деления и по формуле Р. Хартли. Подход к измерению количества информации в сообщении с учетом количества символов определенного алфавита в этом сообщении. Взаимосвязь единиц измерения количества информации. Вычисление количества информации в символьном сообщении. Количественная оценка емкости памяти для хранения информации. Количественная оценка скорости передачи информации. Вычисление объема памяти для хранения растрового изображения. Вычисление объема памяти для хранения звука.
Аппаратное обеспечение компьютера
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Функциональные устройства компьютера и их взаимосвязь. Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратное обеспечение компьютера. Виды устройств ввода и вывода. Состав процессора. Виды внутренней и внешней памяти компьютера. Организация внутренней и внешней памяти компьютера. Архитектура компьютера. Принципы работы компьютера. Конфигурация компьютера. Персональный компьютер. Основные устройства компьютера и их взаимосвязь. Аппаратное обеспечение и линии связи компьютерных сетей. Виды компьютеров. Техника безопасности при использовании компьютерных средств.
Программное обеспечение компьютера
Программное обеспечение компьютера и его виды. Назначение системного, прикладного и инструментального программного обеспечения. Функции и компоненты операционной системы. Назначение сервисных программ. Архивирование и разархивирование. Антивирусные программы. Прикладные программы общего и специального назначения. Инструментальное программное обеспечение и языки программирования. Файлы и каталоги. Основные их характеристики. Назначение файловой системы. Одноуровневые и иерархические файловые системы. Пользовательский интерфейс. Средства графического пользовательского интерфейса. Виды меню. Текстовый курсор и указатель мыши. Виды окон и способы их представления. Виды объектов интерфейса операционной системы.
Системы счисления
Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит и основание позиционных систем счисления. Соответствие натуральных чисел позиционных систем счисления. Преимущества двоичного и шестнадцатеричного кодирования. Перевод целых чисел позиционных систем счисления в целые числа десятичной системы счисления. Перевод целых чисел из десятичной в другие позиционные системы счисления. Взаимосвязь двоичных и шестнадцатеричных чисел. Правила сложения двоичных чисел.
Основы математической логики
Простые и сложные высказывания. Логические переменные и логические константы. Логическое отрицание, логическое умножение и логическое сложение. Таблицы истинности для логических операций. Порядок выполнения логических операций. Логические выражения и логические функции. Составление таблицы истинности для логической функции. Логические преобразователи. Построение логических схем для логических функций. Логическое устройство для выполнения сложения одноразрядных двоичных чисел. Логическое устройство для хранения одноразрядного двоичного числа.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритма. Способы записи алгоритма. Запись алгоритма в виде блок-схемы. Основные алгоритмические структуры. Команда следования как простая команда алгоритма. Команда ветвления и команда повторения как составные команды алгоритма. Линейный, разветвляющийся и циклический алгоритмы. Вспомогательный алгоритм. Формальные языки представления информации. Формальное исполнение алгоритма учебными исполнителями. Величина и ее характеристики. Простые величины. Типы данных. Команда присваивания, команда ввода и команда вывода. Основные операторы языка программирования высокого уровня. Структура программы. Инструментальные средства системы программирования. Запуск на исполнение программы и верификация результата. Тестирование и отладка программы. Способы разработки алгоритмов.
Формализация и моделирование
Объекты и их виды. Характеристики объектов. Экземпляр объекта. Система и ее составляющие. Структура системы и системные свойства. Модель и ее виды. Моделирование объектов как метод познания окружающего мира. Виды информационных моделей. Формализация и системный анализ. Математическая модель как средство описания информационной модели. Представление информационных моделей с помощью цепочки символов, числа, списка, графа, дерева. Компьютерная модель и компьютерный эксперимент. Этапы моделирования. Этапы решения задач с использованием компьютера. Компьютерное моделирование.
Информационные технологии
Растровая и векторная компьютерная графика. Графические редакторы. Основные операции над растровыми и векторными графическими объектами. Основные инструменты и система команд графического редактора. Двумерная и трехмерная графика. Компьютерная анимация. Средства, технологии и ресурсы мультимедиа. Обработка звука и видео. Создание ресурсов мультимедиа и гипермедиа. Форматы графических, звуковых и видеофайлов. Телекоммуникационные технологии. Основные сервисы сети Интернет. Поиск информации в Сети. Коллективное взаимодействие в Сети. Создание информационных ресурсов для компьютерных сетей. Редактирование и форматирование структурных элементов текста. Текстовые редакторы. Проверка правописания. Словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Создание гипертекста. Форматы текстовых файлов. Электронная таблица и ее типы данных. Адресация ячеек. Табличный процессор. Работа с формулами и функциями. Сортировка и фильтрация данных. Построение диаграмм. Вазы данных и их виды. Системы управления базами данных. Поиск данных и создание записей в базе данных.
Социальные аспекты информатизации
Эволюция информационной деятельности человека. Совершенствование средств и способов работы с информацией. Информационные революции. Процесс информатизации общества. Информационные технологии и их виды. Развитие информационных технологий. История создания электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Поколения ЭВМ. Совершенствование элементной базы компьютерной техники. Рост быстродействия и развитие программного обеспечения компьютеров. Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Информационные технологии в различных областях деятельности человека. Образовательные информационные ресурсы. Сетевой этикет. Этические и правовые аспекты информационного общества. Информационная безопасность личности и общества.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по информатике и ИКТ
Тема: «Информация и способы её представления»
8 класс
Раздел обучения «Информация и способы её представления» (ФГОС, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) соответствует УМК Макаровой Н. В. 8 -9 класс разделу обучения «Информационная картина мира».
№ урока | Тема | Цели | Задачи | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные результаты | Виды учебной деятельности | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||||
1 | Понятие об информации | - формирование понятия «информация», виды и свойства, а также способы восприятия информации человеком. |
| 1.Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а также уважительного отношения к истории. | 1. Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи 2.Сличать результат действий с эталоном (целью). | 1. Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); 2. Выслушивание собеседника и ведение диалога. | 1. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Знать понятия «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», знать виды и свойства информации. 2. Понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике. | 1.Просмотр и обсуждение презентации «Информация. Свойства информации». 3.Приведите примеры актуальной, достоверной информации, используемой в повседневной жизни. 4. Приведите примеры, доказывающие жизненную важность достоверной, актуальной, полной информации. 5. Зависят ли свойства информации от человека – получателя? Объясните. |
2 | Представление информации | - Формирование знаний об основе представления информации, формах представления информации, формирование понятия «код», «кодирование». | 1. Формирование понятия «код», «кодирование», выделить формы представления информации. 2. Развивать информационную культуру обучающихся. 3. Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету; воспитание дисциплинированности. | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | 1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | 1. Организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. | 1. Умение давать определение понятиям. 2. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 1. Знать понятия «код», «кодирование», «алфавит». 2.Умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице. | 1.Просмотр и обсуждение презентации «Форма и язык представления информации». 2. Работа в группах (составление и заполнение таблицы по формам представления информации, используя учебник). 3.Фронтальная беседа (вопросы №№2, 4,5,6,8, стр. 26 учебник) 4.Самостоятельная работа (№10, стр26 учебник). |
3 | Представление информации в компьютере | - Формирование представления об единицах измерения, используемые для определения объема информации, кодирование разных видов информации в компьютере. | 1. Сформировать представление о понятии «количество информации», познакомить с единицами измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации. 2. Развивать информационную культуру обучающихся. 3. Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету; воспитание дисциплинированности. | 1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 1. Построение индивидуальной образовательной траектории | 1. Развитие умений воспринимать информацию, представленную в различных формах. | 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | 1. Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256. | 1.Просмотр вводной презентации «Бит – что это такое?». 2.Самостоятельное изучение таблицы «Единицы измерения объема информации». 3.Практическая работа «Определение количества информации в текстовом сообщении» |
4 | Информационная деятельность человека | - Формирование представления о входной и выходной информации, о преобразовании входной информации в выходную, действия с информацией. | 1.Сформировать представления о понятиях «входная» и «выходная» информация, о действиях, которые можно совершать с информацией. 2.Развивать познавательный интерес. 3.Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. | Развитие осознанно го и ответственного отношения к собственным поступкам. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Выслушивание собеседника и ведение диалога. | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей. | 1.Уметь классифицировать виды информации по способу восприятия и способу представления; 2.Определять входную и выходную информацию; 3.Преобразовывать информацию на основе формальных правил. | 1.Просмотр и обсуждение презентации «Информационная деятельность человека». 2.Самостоятельная работа (Установите соответствие между видом информации и способами восприятия или представления информации. Заполните пропуски в таблице). 3.Практическая работа «Поиск информации» (используя разные средства: учебная литература, Интернет). |
5 | Информационные процессы | - Формирование представления об информационном процессе в обществе, в живой природе, в технике, информационной технологии и какова роль персонального компьютера в данной технологии. | 1. Сформировать представление об информационном процессе и информационной технологии, а также о роли персонального компьютера в информационной технологии. 2. Развивать информационную культуру обучающихся. 3. Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету; воспитание дисциплинированности. | 1.Формирование целостного мировоззрения. 2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | 1. Умение ставить учебные цели. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 1.Структурирование знаний. 2.Выбор эффективных способов решения задач. | 1.Знать понятия «информационная среда», «информационная технология». 2.Знать этапы развития информационной технологии. | 1.Просмотр вводного ЭОР «Информация в человеческом обществе» 1)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/view/ 2)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/view/ 2.Работа в группах -Подготовка и представление публичных выступлений на темы «Информационные процессы в живой природе», «Информационные процессы в технике», «Информационные технологии» с использованием разнообразных источников. |
6 | Информационные основы процессов управления | - Формирование начального представления об основах процессов управления, разомкнутой и замкнутой схем управления, также различных видов систем управления. | 1.Сформировать понимание информационной основы процессов управления. 2.Развивать самостоятельность и логику мышления; 3.Воспитывать положительное отношение к предмету, бережное отношение к технике. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | 1.Поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. 2. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов. | Умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 1.Знать понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи; 2.Указывать наличие или отсутствие обратной связи, приводить примеры систем управления разных типов. | 1.Демонстрация учителем ЭОР «Управление». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c520e35c-2c1a-40f5-ac53-50841efe900c/9_27.swf 2.Самостоятельная работа с ЭОР «Замкнутая схема управления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/9_29.swf «Прямая связь» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bea76a48-1f11-4bb2-a049-581922e0c663/9_28.swf 2. Выполнение практической работы «Управление и кибернетика. Управление с обратной связью» |
7 | Представление об объектах окружающего мира. | - Формирование начального представления понятия «объект», свойства и действия объекта, среда объекта. | 1. Формировать представление об объектах, выделять свойства объекта и его действия, а также материальных и нематериальных объектах. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 1. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений. | 1.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 1. Давать определение понятиям. 2. Выбор эффективных способов решения задач. | 1.Выделять объекты из окружающего мира и рассказывать о них. 2.Называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения. 3.Представлять сведения об объекте в виде таблицы. | 1.Демонстрация учителем презентации «Объект. Свойства и параметры объекта». 2.Фронтальная работа (№18, стр. 70). 3. Игра «Угадай объект» |
Список использованных источников
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
- Информатика и ИКТ, Учебник. 8-9 класс/ Под ред.проф.Н.В.Макаровой. – СПб.:Лидер, 2010.
- Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/Под ред. проф.Н.В.Макаровой. – СПб.:Лидер, 2009.
- http://fcior.edu.ru – Федеральный Центр Информационно – образовательных ресурсов.
- http://www.openclass.ru/ - Открытый класс – Сетевые образовательные сообщества
- http://school32-metod.ucoz.ru/Prez/prob_i_trudnosti.ppt - Проблемы и трудности учителя в процессе внедрения ФГОС
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован для проведения уроков по другим предметам, во внеурочное время для информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др.
В кабинете необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя (компьютера, в котором предусмотрена конфигурация, необходимая для деятельности преподавателя) и 15 компьютерных мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системным блоком, монитором, устройством ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, т.е. клавиатурой и мышью, при этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета информатики. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров, типа «ноутбук» и карманных. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к локальной сети образовательного учреждения и к сети Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.
Возможно использование следующего оборудования:
- принтер (черно/белой печати, формата А4), желателен дополнительный цветной принтер, возможно использование принтеров большого формата;
- цифровой проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, цифровому микроскопу и т. п.
- устройства для ввода визуальной и звуковой информации (сканер, цифровой фотоаппарат, микрофон, видеокамера, web-камера, документ-камера и пр.);
- устройства вывода звуковой информации, а именно наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с усилителем;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер);
- устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;
- устройства для создания аудио-информации (микрофон, музыкальная клавиатура, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать аудио-файлы, мелодии, аранжировать, прослушивать и редактировать их;
- копировальный аппарат А3 (копировальный аппарат и принтер могут входить в многофункциональное устройство);
- комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный (или стационарный) компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и оценки работ учителем;
- управляемые компьютером устройства, которые дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.).
Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы, в том числе операционная система. В составе программного обеспечения должны быть: файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, систему управления базами данных, систему оптического распознавания текста, звуковой редактор, флеш-анаматор, мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 8 класса (по Угриновичу)
Рабочая программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 8 класса (по Угриновичу).Программа состоит из следующих разделов:Пояснительная запискаТребования к уровню подготовки у...
Рабочая программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 10 класса (по Угриновичу)
Рабочая программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 10 класса (по Угриновичу).Программа состоит из следующих разделов:Пояснительная запискаТребования к уровню подготовки ...
Рабочая программа основного общего образования по информатике
Рабочая программа основного общего образования по информатике, написанная по ФГОС....
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям....
Рабочая программа основного общего образования по информатике и ИКТ
Структура Программы Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование; основное содержа...
Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной
Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика...
Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...