Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках ФГОС
материал по теме

Зиатдинова Татьяна Александровна

Доклад был представлен на районную конференцию педагогических инноваций "Стандарты многомерны как сама жизнь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Районный  педагогический фестиваль инноваций

«Стандарты многомерны как сама жизнь»

Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС  

Секция:  Психолого-педагогическое  сопровождение учебно-воспитательного  процесса в рамках введения  ФГОС  второго поколения  - Из опыта работы ОУ

Колесникова В.Я., психолог, классный руководитель 9б класса,

Зиатдинова Т.А., классный руководитель 9а класса

Рудногорск 2013

 

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.                                                                                                            На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации. Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников, в процессе подготовки и прохождения ГИА, определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов. Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция  поведения, правильное распределение времени и т.д.

В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).

Навыки, приобретаемые в ходе такой работы, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.

Понятие ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.

Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Готовность выпускников к сдаче   ГИА понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.  

     В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме   ГИА могут быть выделены следующие составляющие: 1) информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

 2)  предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

 3) психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).   

По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств ''… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''

Показателем готовности может быть: обучаемость как  общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев), ''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская), ''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова),

     способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).

Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.

Эмоционально-волевая готовность к экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.

Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.

Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».

Участниками итоговой аттестации необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.

        Цель психолого-педагогического сопровождения ГИА:   

создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:   

  1. поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;
  2. создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;

3) систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика;

развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;

4) оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.

        Уровни психолого-педагогического сопровождения     

В  Методических рекомендациях по психолого - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003г №28-51-513/16)  выделяется  2 уровня сопровождения:

Уровень класса и Уровень учреждения.

        В МОУ «Рудногорская сош» составлена комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на уровне ОУ, которая подразумевает  деятельность педагога-психолога, классного руководителя, учителя-предметника.   

Деятельность педагога-психолога  направлена на:  

*разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся к ГИА;

*разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);

*разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ГИА для учителей и родителей.

Формы и методы работы:

*групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;

*проведение семинаров для учителей-предметников;

*групповые и индивидуальные консультации;

*тренинги;

*родительские собрания и др.

В начале учебного года были проведены следующие диагностики:

1) Учебная мотивация

2)  Диагностика уровня усвоения знаний

3) Исследование направленности учебно-познавательных процессов учащихся

Во втором полугодии проводятся занятия «Как готовиться к экзаменам», «Что делать, если…», «Как справиться с тревогой», «Индивидуальный стиль деятельности», Ролевая игра «Сдаём ГИА», диспут «Готов ли я к ГИА?», «Что такое ГИА и что оно значит для меня?», «Как справиться со стрессом на экзамене?», «Уверенность на экзамене»

 На занятиях обсуждаем вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить  план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности,  как организовать день накануне экзамена, настроить  своих мысли  на успех,  как  вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА.

Диагностики:

 4)  Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний                                                     5) Диагностика уровня стрессоустойчивости                                                                                                        6) Диагностика ведущего типа восприятия                                                                                                                 7) Методика «Карта интересов».                                                                                                                                 8) Тест «Предпочтительные виды деятельности»                                                                                                   9) Анкета «До экзамена», «После экзамена»                                                                                                  10) Упражнения для снятия стресса.

В течение всего года ведётся групповая и индивидуальная работа с учащимися, направленная на психологическую подготовку к ГИА; групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации, уровня стрессоустойчивости.

Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Во время экзамена  правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).  Синтетикам же в начале работы стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», "Ты так хорошо справился с контрольной по физике». Во время проведения экзамена очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится». Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче  Государственной итоговой аттестации подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна. На этапе подготовки очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Во время экзамена неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фразы типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.  Перфекционисты и «отличники»: ГИА  для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. На этапе подготовки очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».                                                                              Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на наш взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях даются рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов.

* Тематика родительских собраний:

  1. О подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзаменов
  2. Как поддержать ребенка во время выпускных экзаменов  
  3. Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены                                                                 4)Проигрывание ситуации экзамена во время встречи с педагогом-психологом, педагогами-предметниками, классным руководителем.

 * Анкетирование: Отношение к ГИА; В помощь определения группы риска

 * Групповые и индивидуальные консультации.

 * Получение информации об учебных возможностях и прогнозируемых трудностях обучающегося при прохождении ГИА.

Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем  индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Деятельность классного руководителя направлена на:  

*информирование и осуществление постоянной связи между субъектами  системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);

*формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

*оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к   ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;

*ориентировка учащихся на действие  как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

I    Спланированы  классные часы:  (см Приложение)

1.Что такое Государственная итоговая аттестация?
2. Индивидуальный способ деятельности
3.Как справиться со стрессом на экзамене?
4. Уверенность на экзамене
5. Сдаем ГИА-9

6. Как вести себя в сложной ситуации?

7. К каким заданиям лучше приступать в первую очередь?

8. Деятельность мозга и питание

II.  Индивидуальная работа с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на аттестат с отличием.

III. Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

1.      содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

2.      отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

3.      организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

4.      организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

IV.Работа классного руководителя с родителями заключается:

1.      в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,

2.      в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,

3.      в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

4.      в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА. Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних  старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы с родителями (см Приложение)

  Деятельность учителей-предметников:

*обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ГИА (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), критериями оценивания работы и др.)

             Формы и методы работы:

*проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;

*проведение групповых  занятий в рамка базисного учебного плана;

*проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;

*проведение пробного тестирования.

Педагогам, проводящим подготовку обучающихся к итоговой аттестации, важно помнить, что на результаты ГИА влияют:

1) уровень предметной подготовки;

2) уровень тестовой культуры выпускника;

3) психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ГИА, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три  типа тестовых заданий, возникает необходимость развития у учащихся умения работать именно с такими тестами. Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к государственной итоговой аттестации будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ГИА.

         Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании  и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Беспалько В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. 2008. - № 6.

2.      Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме. Народное образование. – 2008.- № 6.

3.      Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям. Сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. (Серия «Учебно-методический комплекс»).

4.      Ерхова М.В. Психологическая подготовка школьников к ГИА. Ульяновск: УИПКПРО, 2004

5.      Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ выпускников и их родителей.// Завуч. 2003. №4

6.      Материалы семинара Оренбургского ИПК по подготовке участников образовательного процесса к итоговой аттестации (www.orenipk.ru)

7.      Центр развития «Белый слон». Материалы семинара о проблемах готовности субъектов образовательного процесса к ЕГЭ (www.wslon.ru)

9.      Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки. Народное образование. 2008. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках ФГОС

Доклад был представлен на районную конференцию педагогических инноваций "Стандарты могомерны как сама жизнь"...

Некоторые вопросы психолого-педагогических основ здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

Учителя подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.В целях профилактики - что делать?...

« Психолого – педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»

Существует общеизвестное положение, что кадры решают все. Одним из центральных звеньев является педагог. Профессия эта одна из наиболее энергоемких, т.к. деятельность существует по схеме: «человек-чел...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС  ( Из опыта работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излу...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...