Научно-методическая деятельность
материал по теме

Федотова Евгения Александровна

Отличные знания по развитию творчества учащихся  и учет возрастных особенностей  помогают мне   на хорошем уровне реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, что подтверждается уровнем мотивации учащихся на уроках и высокой степенью удовлетворенности внеурочными занятиями.

Учитель владеет разнообразными приемами мониторинга учебного процесса, умеет грамотно отбирать и логически выстраивать разнообразные задания, используя различные режимы работы на уроке. Вся деятельность по обучению учащихся строится на материале предмета через развитие интеллектуальных способностей, что способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

На уроках создаются проблемные ситуации, обучаю учащихся эффективным способам работы с различными видами информации, умело организую групповую и парную работу, помогаю осознать личностные возможности учащихся и максимально реализовать их потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-metodicheskaya_deyatelnost.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая деятельность:

Отличные знания по развитию творчества учащихся  и учет возрастных особенностей  помогают мне   на хорошем уровне реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, что подтверждается уровнем мотивации учащихся на уроках и высокой степенью удовлетворенности внеурочными занятиями.

Учитель владеет разнообразными приемами мониторинга учебного процесса, умеет грамотно отбирать и логически выстраивать разнообразные задания, используя различные режимы работы на уроке. Вся деятельность по обучению учащихся строится на материале предмета через развитие интеллектуальных способностей, что способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

На уроках создаются проблемные ситуации, обучаю учащихся эффективным способам работы с различными видами информации, умело организую групповую и парную работу, помогаю осознать личностные возможности учащихся и максимально реализовать их потенциал.

1. Обоснование выбора  образовательных программ и УМК

  1. Для обучения в 5 классов выбрана содержательная линия Н.Я. Виленкина, рассчитанная на 2 года (5-6 классы). В пятом классе реализуется первый год обучения. Учебным планом школы на 2012-2013 учебный год  выделено 175 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике. Курс математики 5-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
  2. Рабочая программа по алгебре 8 класса ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.

Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 102 часа.

На итоговое повторение в 8 классе по алгебре в конце года 9 часов, остальные часы распределены по всем темам.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  1. развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  2. сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  3. овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  4. изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  5. получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  6. развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  7. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
  8. Рабочая программа для учащихся 8 класса общеобразовательной школы для изучения геометрии на базовом уровне.

     Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  2. примерной программы основного общего образования по математике (Москва, «Просвещение», 2008);
  3. авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.). Изд. «Просвещение»  М.,  2008;
  4. учебника «Геометрия. 7-9» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Изд. «Просвещение»  М.,  2009), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

     При выборе программы учитывалось следующее:

  1. соответствие требованиям образовательного стандарта и примерной  программе по математике, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
  2. программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса;
  3. Информационно-методическая функция программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  4. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования рассчитано на 3 года и направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

 

2. Обоснование выбора  используемых  образовательных технологий

Игровые технологии.

         Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

        Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

        Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.  

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в определённой последовательности. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. В целом дидактические материалы позволяют:

   - направлять поэтапную, пошаговую, систематическую работу учащихся в классе, во время индивидуальных занятий;

   - акцентировать внимание на главных моментах содержания обучения;

- подготавливать учащихся к усвоению нового материала путём тщательного восстановления опорных знаний и умений;

- формировать приёмы учебной деятельности учащихся; побуждать их к сознательному усвоению учебного материала.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом, к учебной деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

3. Обоснование применения той или иной педагогической диагностики

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов.

В конце каждого урока в 5 классе ведется самоанализ у учащихся, в зависимости от понимания темы учащиеся поднимают определенный предмет (учебник - понял материал на «5»,тетрадь- на «4», усвоил материал плохо – «хватается за голову»).

4. Использование ИКТ

Я владею информационно-коммуникативными технологиями, использует все их возможности:

  1. создание мультимедийных продуктов и их применение на уроках математики и информатики;
  2. участие в дистанционных конкурсах, проектах, олимпиадах.
  3. работа с тестирующими системами и тренажёрами;
  4. работа с интерактивной доской;
  5. разработка дидактических материалов.

Показателем успешности применения современных образовательных технологий являются хорошие результаты моих образовательных достижений и его учеников.

Создание и использование мультимедийных пособий по предмету.

За время работы по преподаванию предметов «математика» разработаны:

  1. серия презентаций к урокам алгебры и  геометрии 7,8 класс;
  2. серия презентаций к урокам математики 5, 6 класс;

которые активно используются на всех уроках по учебной программе.

Электронная почта easam84@yandex.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта

Выступления на школьных, районных и республиканских  мероприятиях....