ПРЕПОДАВАНИЕ ОПК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
статья на тему

Шишкина Валентина Александровна

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ  ОПК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Шишкина В.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Возрождение» Хвалынского района Саратовской области

Данная работа была опубликована в сборнике ««Воспитание толерантности в условиях  образовательного процесса: проблемы и перспективы».Материалы Международной научно- практической конференции. Саратов 2011.

        Для единения общества сегодня особенно важным является воспитание молодого поколения в духе уважения к богатому культурному наследию народов России. Поэтому знание исторических основ и традиционных ценностей необходимо заложить еще в школьном возрасте.

        Будущее любой страны   во многом решается за школьной партой. Надо каждому из нас  спросить себя – кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к  ближним, к Родине. Не ответив на это -  бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, прежде всего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к жестокости  и способными творить добро. А это можно достичь одним единственным способом  - дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства  и его народа.

        Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать,  что необходимо,  в первую очередь, воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре.

        Одна из задач, поставленных государством   перед российской школой, -формирование межконфессиональной толерантности. Решение этой задачи не просто, ведь толерантность-  сложное и многогранное явление. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе «Нужно знать историю своей страны» высказывал опасения по поводу того, что «существующие программы по формированию толерантности нацелены не столько на воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений.»Толерантность исторически родилась на совершенно другой почве. Может быть, нам не стоит подменять ее привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство. Я считаю, что нам необходимо формировать   веротерпимость, которая  основывается только на вере и верности, а еще на нетерпимом отношении к собственным порокам. Просто терпимость – это простое предательство и равнодушие к злу, за которым обязательно идут нетерпимость и насилие.  

  Изучение школьниками «Основ православной культуры» может помочь в решении этой задачи. За строчками учебников, посвященных данному предмету, и  словами учителя проступает реальный и красочный мир православной культуры, которая вмещает в себя во всей неповторимой полноте историю Русской Земли, тесно сопряженную с судьбой Русской Православной Церкви, а также многообразие укладов семейной и национальной жизни коренных народов, принадлежащих к православной цивилизации. Речь идет об укладе жизни тех, кто испокон века называл себя русскими, о тех многочисленных народах и народностях России, культурообразующей  конфессией для которых стало Православие, а единственной Родиной - Россия.

        Православная культура нетерпима к злу, которое поселяется в душах и разделяет людей на врагов по национальному и конфессиональному признаку. Напротив, она учит относиться к любому человеку, как к брату, независимо от национальности и вероисповедания. Истоки  уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям, отзывчивости и готовности прийти на помощь нуждающимся восходят к учению Христа: «…кто хочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…Просящему у тебя дай, и  от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить  над  злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:40, 42-48).

        Сегодня ведется много споров по поводу преподавания ОПК в общеобразовательных учебных заведениях. Главный же аргумент,  который используют противники данного предмета, состоит в том, что, дескать, мы живем в стране, которая является многонациональной, и как же это можно еврейским или татарским детям преподавать «Основы православной культуры». Педагоги общеобразовательной школы поселка Возрождение, в которой я работаю,  считают, что введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это является самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества.          Преподавание «Основ православной культуры» в нашей школе ведется  пятый год. А начиналось это так: настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы священник Виталий (Колпаченко) и директор школы А.П. Ватолин предложили учителям пройти курсовую подготовку по «Истории религиозной культуры» при СГУ. Сначала велись факультативные занятия, спустя три года на педсовете была одобрена работа учителей В.А. Шишкиной, Г.М. Пискуновой, О.В. Тимошиной по этому направлению. Было проведено анкетирование учащихся и их родителей с целью выяснения их отношения к введению ОПК в рамки школьного компонента. Результаты были положительные. Большинство отметили,  что данный предмет является нужным,  полезным. В настоящее время предмет «Основы православной культуры» преподается в 2 -9 классах, а учащиеся 1, 10-11 классов занимаются в кружках  «Азбука духовности», «Основы нравственности». Занятия ОПК посещают дети и других вероисповеданий. И здесь никаких разногласий не бывает. Радует понимание проблемы родителями- мусульманами, которые считают, что их дети должны знать традиции и обычаи русского народа, так как они живут в России.

        А ведь Православие является традиционной и культурообразующей  религией на Русской земле с конца X века. Это означает, что с этого времени Православие становится духовно- нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические и нравственные законы, эстетические идеалы. Под влиянием Православия формировалось законодательство и международные отношения, развивалось искусство, литература, философия.

        Каждый, кто живет в Православной цивилизации, должен знать, как жили, молились и совершали великие подвиги наши святые предки. Как рождалась в летописях и богословских трактатах,  в поучениях и житиях наша великая духовная литература. Надо знать, как преподобный Сергий, игумен земли русской, отмаливал свободу нашего народа и государства, как наши святые князья и воины проливали свою кровь за родную землю, за ее свободу, за ее святую веру и самобытную культуру. А какие были семейные традиции, как воспитывали наши предки целомудренных, жертвенных и благородных наследников, как они любили свою веру, свой народ и свое Отечество! Ни в одной цивилизации мира мы не встретим такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов.

        Все в нашей земле освящено: и вода, и воздух,  и земля, и города, и села. Все вокруг пронизано святой атмосферой Православия. Тоскует живая душа без этого святого духа. Уже не могут жить спокойно вне Православной цивилизации  покинувшие ее русский в Европе или Америке, еврей в Израиле, мусульманин в Турции или в Арабских Эмиратах. Тоска по Родине, называемая ностальгией, тревожит душу и призывает вернуться в это многонациональное и многоконфессиональное сообщество Православной цивилизации.

        Наши дети должны знать, как пробуждалась самобытная русская религиозная философия, как рождалась великая русская литература. Как понять глубину и религиозный смысл отечественной и мировой культуры, воспитываясь и обучаясь вне традиции собственной цивилизации?! Почему наши дети не могут это изучать вместе, независимо от национальности и веры, если их предки хранили и умножали эту культуру сообща? Разве изучение культуры собственной цивилизации мешает им знать свои национальные культуры, знать свою веру?

        На уроках ОПК важно найти такой уровень разговора, который был бы допустим для всех:  и для детей из атеистических семей, и из мусульманских, и из еврейских,  и из буддийских. И это есть разговор на языке культурологии. То есть не «вы сделайте так-то», не «вы должны поверить в это», а «с точки зрения православных христиан, такой- то поступок можно объяснить так-то и так-то». Ведь лучший способ предупреждения конфликтов - искоренение их причин, которыми обычно являются ущемление национальных и религиозных интересов личности, невежество и невоспитанность, отсутствие возможности для саморазвития личности.  Невозможно привить человеку любовь к Родине, история и культура которой остаются для него непонятными, традиции которой воспринимаются как  «пережитки», а главные духовные ценности – как мифология и «антинаучный вымысел».

        Философ И. А. Ильин писал: «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он … сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и рассвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Неправославный может быть верным русским и доблестным русским гражданином;  но человек, враждебный Православию – не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним «неприятелем».

        Изучая  «Основы православной культуры», ученики лучше осмыслят историю нашего Отечества, начнут понимать, как его сохранить, что мешает его единству и стабильности. Мы должны помнить о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской цивилизации. Мы должны посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Ведь для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь человеку любой национальности и веры, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом, людьми и Отечеством.

Список литературы

  1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Международные Рождественские образовательные чтения. - М,2008.
  2. Митрополит Калужский и Боровской Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Сборник пленарных докладов .XV Международные Рождественские образовательные чтения.- М.: Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации,2007.
  3. Игумен Георгий (Шестун), настоятель   церкви во имя прп. Сергия Радонежского г.Самары. Православная культура- культура православной цивилизации.- М.: Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации,2007.
  4. Диакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной  Академии. О культурологическом подходе к преподаванию «Основ православной культуры». - М.: Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации,2007.
  5. В. Н. Расторгуев, профессор МГУ. Православная культура как предмет. Духовно- нравственная культура в школе.- М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений,2007.
  6. А.В. Бородина. Основы православной культуры. Учебно- методическое пособие. – М.: Православная педагогика,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений

Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и  формирования  межкультурной и межконфессиональной толерантности  в образовательном учреждении....

Здоровьесберегающие факторы общеобразовательного учреждения

Здоровье человека- это актуальная тема для разговора во все времена.Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства....

Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского

Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе  является формирование культуры межнационального общения.Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной дейст...

Заочная экскурсия «Религиозные святыни Улан- Удэ: межконфессиональная толерантность»

Ежегодно проводится Неделя толерантности, во время которой проводится множество мероприятий. Но особенно яркой была заочная экскурсия «Религиозные святыни Улан- Удэ: религиозная толерантность», поскол...

Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения

Основная цель курса заключается в формировании культуры миро­творчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толе­рантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...

Сопереживание как фактор формирования социальной толерантности в школе.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляемый всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношен...