Сопереживание как фактор формирования социальной толерантности в школе.
статья (7, 8 класс) на тему

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляемый всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и к обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

В нашей работе мы хотели бы рассмотреть актуальные вопросы формирования толерантности у школьников в эмоциональной сфере, так как воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту., под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и к обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилова Наталья Валерьевна

социальный педагог ГБОУ средняя школа № 242

Красносельского района СПб

 

Сопереживание как фактор формирования

социальной толерантности в школе.

        Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

         Толерантность необходима как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. Современный мир предъявляет к человеку определенные требования в общении: это, в первую очередь, отношения открытости, внимания друг к другу, солидарности. Средства коммуникации играют тут конструктивную роль, содействуя свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространяя ценности толерантности и разъясняя опасность проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Толерантность означает, уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. И ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

         Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляемый всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и к обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

В нашей работе мы хотели бы рассмотреть актуальные вопросы формирования толерантности у школьников в эмоциональной сфере, так как воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важней шей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Таким образом, из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Современный школьник имеет меньше возможностей для тренировки эмоциональных навыков, чем дети предыдущих поколений. Криминогенная социальная среда,  индивидуальные компьютеры приводят к тому, что дети имеют меньше неформального общения, чем их родители, а значит и возможности тренировать такие качества как жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость и сопереживание.

Потребность в таком качестве как сопереживание чрезвычайно актуальна. Все чаще учителя наблюдают необъяснимую жестокость в отношениях между детьми разного школьного возраста. Толкнуть товарища по классу, нанести травму в порядке вещей. При разборе таких конфликтов дети в первую очередь беспокоятся о том: « что мне будет», а не сочувствуют травмированному товарищу. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: эмпатию, стыд, самолюбие, благодарность, отзывчивость и др..  Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.  В формировании эмоциональных качеств большую роль могут сыграть групповые занятия с детьми в рамках реализации программы толерантности в школе. На этих занятиях обсуждаются такие темы как терпение, чуткость, расположенность к другим, доброжелательность, способность к сопереживанию.

В ГБОУ средняя школа № 242 Красносельского района в седьмых и восьмых классах были проведены групповые занятия по теме «Способность к сопереживанию». Цель занятий – развитие эмпатических способностей у школьников.  Основными задачами  групповых занятий явилось  формирование умения слушать и слышать, развитие коммуникативных способностей, как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием, формирование умения принимать позицию другого человека, развитие социально – эмоциональной сферы личности.

В занятиях приняли  участие 93 учащихся  7-х и 8-х классов.

Учащимся были предложены следующие упражнения:  «Нарисуй свое имя и расскажи о себе», «Назови лучшее качество своего товарища».  Была проведена самодиагностика учащихся. Был предложен тест «Добры ли вы?», по результатам которого школьники смогли сопоставить полученные данные с представлением о себе. Далее была предложена тема для обсуждения «Как бы ты поступил?» и были даны разные ситуации (кейсы) о людях в трудных жизненных обстоятельствах. После активной дискуссии были найдены пути решения предложенных проблем. В ситуации сопереживания героям кейсов ребята смогли проявить сочувствие и взаимопонимание.  После обсуждения ребята написали эссе «Для меня сопереживание - это…».

Анализ сочинений на тему «Для меня сопереживание - это..» показал, что для учащихся сопереживание это (в порядке убывания значимости): взаимопонимание  между людьми, переживание за другого человека, помощь и поддержка, забота о другом человеке. Таким образом, учащиеся смогли не только наполнить данный им термин конкретным содержанием, но  имели возможность прочувствовать предложенные им ситуации, что способствовало позитивным личностным изменениям.

Опыт проведения данного мероприятия показал, что такая психолого – социальная работа является эффективным средством воспитания у школьников  качества «сопереживание» и в целом воспитания эмоциональной толерантности. Из сочинений школьников: «…не имея способности сопереживать у людей не было бы эмоций или люди стали бы эгоистами, а хочется, чтобы люди были добрее и душевнее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....

Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.

Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...