представление собственного опыта работы
статья по теме

Федюшкина Лариса Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_svoego_opyta_rabota.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Использование информационно-коммуникационных технологий как одного из методов развивающего обучения  на уроках истории и обществознания.

Современное образование требует новых подходов, новых технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения.

В течение нескольких лет я работаю над проблемой «Развивающее обучение на уроках истории и обществознания». Главной целью модернизации образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. В своей работе я чаще стараюсь опираться на современные информационные технологии.

1. Актуальность и перспективность опыта:

Внедрение ИКТ в образовательную деятельность является одной из составляющих процесса модернизации образования и позволяет интенсифицировать процесс обучения:

  1. повысить темп урока;
  2. наполнить уроки новым содержанием;
  3. повысить качество усвоения материала;
  4. углубить степень отработки практических умений и навыков;
  5. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  6. формировать элементы информационной культуры;
  7. развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только преподнести учащимся большое количество строго отобранного материала, но и развивать интеллектуальные способности школьников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

2. Концептуальность:

Информационно-коммуникационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации ученикам, средством осуществления которых является компьютер. Использование данных технологий открывает широкие перспективы, связанные с возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Используя ИКТ можно дифференцированно подойти к обучению каждого ученика. Использовать личностно-ориентированные методы обучения на уроках истории и обществознания. Данные технологии являются одним из средств развивающего обучения.

Концептуальные положения:

  1. Обучение – это общение ребенка с компьютером.
  2. Приспособление компьютера  к индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Диалоговый характер обучения.
  4. В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  5. Оптимальное сочетание  индивидуальной и групповой работы.
  6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

3. Наличие теоретической базы опыта Психолого-педагогические основы обеспечения качества образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий изложены в следующих работах:

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

 2. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

3. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

5. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.

6. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

7. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.

8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.

9. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»//  Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61

10. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77

11. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
12. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина.–Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.         

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения: можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD "Энциклопедия истории России 862-1917 гг. ", CD «Династия Романовых. Три века российской истории» CD "Святая Русь", "Храмы Санкт-Петербурга ","Золотое кольцо России", CD "Россия", CD "Московский Кремль". Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD "Эрмитаж", CD "Битва за Москву" и CD "От Кремля до Рейхстага", CD "Наполеон и Александр" И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией "бумажных" изданий.: CD "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" - "Биографии: Россия". CD "Библейский компьютерный справочник". В серии CD "Классика. История России" помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.

4. Ведущая педагогическая идея:

 Развивающие методы обучения, личностно-ориентированный подход и использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания – эффективное средство развития творческих способностей учащихся.

Использование ИКТ на уроках способствует эффективному усвоению учебного материала, позволяет расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать творческие способности.

5. Оптимальность и эффективность средств

Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения.  В своей педагогической деятельности я использую следующие средства.

  1. Создание презентаций к урокам.
  2. Работа с  программами Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint.
  3. Использование тестовых оболочек.
  4. Работа с образовательными ресурсами сети Интернет.
  5. Использование  видеоматериалов.
  6. Работа по созданию единого школьного информационного банка.

6. Результативность опыта

Используя ИКТ, а также  развивающие и личностно-ориентированные методы  я стараюсь добиться следующих целей – формирование положительного отношения обучающихся к  своим предметам, интереса к истории, обществознанию, праву, что позволяет создать условия для полного развития личности учащегося, его творческого потенциала.  В качестве положительных можно привести следующие результаты:  

  1. качество знаний по истории по результатам ЕГЭ составило 62,5% при 100% успеваемости;
  2. качество знаний по обществознанию по результатам ЕГЭ составило 62,2% при 100% успеваемости;
  3. качество знаний по результатам ГИА составило 50% при 100% успеваемости;
  4. успешное участие учеников в муниципальных  республиканских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах;
  5. поступление выпускников на ИСИ различных  ВУЗов.

7. Возможность тиражирования

Опыт моей работы может быть использован  учителями в преподавании истории и обществознания в 5-11 классах.  Ознакомиться с соответствующими материалами можно:

  1. на сайте школы http://www.schoolrm.ru/schools/sc35sar/;
  2. на личном сайте "http://nsportal.ru/fedyushkina-larisa-pavlovna" > сайт учителя истории на nsportal.ru www.prodlenka.org.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

представление собственного опыта

Здесь представлен мой опыт...

Представление собственного опыта

О собственном использовании ИКТ на уроке...

Публичное представление собственного опыта

Немного поделюсь методикой проведения уроков.......

Представление собственного опыта работы Киреевой И.М.

 Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально- психологической и философской, но и со...

Публичное представление собственного опыта

Публичное представление собственного опыта...

Публичное представление собственного опыта

Представление собственного опыта работы...