Привитие любви к сельским профессиям
статья по теме

Мингазова Галия Мухаметсалиховна

Воспитание любви к сельским профессиям на уроках и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povolzhskaya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Привитие любви к сельским профессиям.

Гиззатуллина Халима Шамиловна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории;

Мингазова Галия Мухаметсалиховна,  

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

Содержание  же занятий и методика ознакомления с сельским трудом зависит от окружения. В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми, живущими в сельской местности, используются  разные виды экскурсий (в поле, на ферму), прогулки и наблюдения. К старшему дошкольному возрасту дети учатся рассказывать о своих наблюдениях, делятся впечатлениями.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Одним из видов деятельности может стать беседа с представителями различных сельскохозяйственных профессий.

Наш район сельскохозяйственный. Поэтому  одна из задач, стоящая перед школьным коллективом - воспитание выпускника, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. В формировании менталитета будущего сельского жителя особую роль играет то, что ребёнок с молоком матери впитывает в себя культуру крестьянства, красоту природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному очагу.

Для формирования представления о мире труда и профессий в нашей школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия, классные часы.  Например, такие, как «Кем я хочу быть» (цель: формировать у детей первоначальный интерес к какой-либо профессии), «Профессии родителей» (цель: расширить представления детей о профессиях), «Профессии, необходимые для села» (цель: познакомить детей с новыми профессиями) и другие.

Наряду с этим удачным является включение в структуру урока профориентационных игровых процедур,  позволяющих разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах.      Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, можно  осуществлять  ознакомление учащихся с  миром труда и профессий на уроках чтения, окружающего мира, трудового обучения, а также включать профориентационный материал в содержание уроков русского языка и математики.

Наш район  славится своими умельцами. Так, жители деревни Малая Атня издавна валяют валенки, жители деревень Дусюм, Кубянь, Таш-Чишма занимаются вязанием пуховых платков, жители деревни Большой Менгер – шерстяных носков, жители деревни Большая Атня занимаются пчеловодством.  Поэтому, изучая дымковскую игрушку  на уроках изобразительного искусства,  проводится беседа о народных промыслах своего края. Эта же тема развивается и на классных часах. Проведенная небольшая исследовательская работа подводит учащихся  к мысли о развитии малого бизнеса.

К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов).

     На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди   определенной профессии. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями. При анализе произведений учитель обращает внимание учащиеся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины. Поэтому изучение некоторых произведений является  своеобразным знакомством учащихся с миром разнообразных профессий. Так, при чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений  М. Пришвина – с профессиями не только лесника, но и агронома.

       Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда,  честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая  внимание учащихся на  то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках,  добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда.

     Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному,  добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

     Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники.

     Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Им прививается уважение к труду хлеборобов, например: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях.  

     Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения.

        Формирование интереса к сельскому хозяйству, сельскохозяйственным профессиям продолжается и на средней ступени образования. Так, лексической темой урока русского языка может стать сельская тематика, которая помогает учащимся понять героизм будничной работы сельского труженика, воспитывает у школьников уважение к людям, которые выращивают хлеб, работают на животноводческих фермах. Учащиеся осознанно приходят к мнению, что величие и мощь нашей страны создаются творениями рук людей, что любая профессия почетна. И особенно почетна работа сельских тружеников.

        Предлагаемый для школьников материал может быть интересен тем, что учащиеся, выполняя то или иное задание, встречаются с именами своих родственников, соседей, близких людей, так как в работе используются статьи районной газеты «Этнэ таны».

         Внесение в урок различных элементов устного народного творчества – загадок, потешек, считалок – значительно обогатит его, сделает более ярким. Небольшие книжечки с пословицами, сделанные руками учащихся после изучения темы «Устное народное творчество» на уроке русской литературы в 5 классе, находят применение и на уроках русского языка. Школьники 5-6 классов любят такие задания, как закончи пословицу, вставь в пословицу пропущенное слово, исправь ошибку.

     Особое место на уроках русского языка занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после  экскурсии профориентационной направленности.

     Практикуются в нашей школе и такие уроки, на которые приглашаются люди различных профессий. Так, на урок развития речи «Интервью» в 6 классе можно пригласить человека определенной профессии, родителей учащихся, бывших выпускников. Частыми гостями таких встреч являются и работники сельскохозяйственного техникума села Большая Атня.  Работники техникума знакомят школьников с профессиями, рассказывают об учебе и студенческой жизни, для школьников организуются экскурсии. Здесь их знакомят с историей образовательного учреждения, с его традициями. Школьникам дается возможность присутствовать на занятиях. Непосредственное знакомство с техникумом помогает школьникам составить собственное мнение об учебном заведении, позволяет им соотнести свои жизненные и профессиональные устремления с возможностями их реализации в техникуме.

        Мы, учителя, как нельзя лучше понимаем важность разных профессий. Наша задача – помочь школьникам в  выборе профессионального будущего,   помочь самоутвердиться в обществе, помочь принять главное решение в жизни.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...

Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике являетс...

Привитие детям любви к Родному краю через уроки кубановедения.

Моя задача, как воспитателя, планировать свою работу таким образом, чтобы как можно больше моих учеников открыли для себя мир нашей малой родины - Кубани....

Привитие любви к чтению учащихся III ступени через изучение творчества писателей-фантастов

Современное школьное литературное образование ставит перед педагогами-словесниками важную задачу: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, эстетической восприимчивости, атмосферы творч...

Статья : Художественно – эстетическое воспитание детей через привитие любви к искусству.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты.Задачи:1.            активное творческое развитие посредством занятий изобразител...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...