Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Богомолова Роза Александровна

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрено

на заседании Методического совета гуманитарно-правового цикла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов» РМЭ

_______ / М.Л.Голомидова/

Утверждаю

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»


________/Т.И.Пирогова/


Образовательная программа

«Привитие любви к истории и культуре марийского народа»

Программа разработана в 2009 году 

учителем истории и культуры  марийского (государственного) языка «Средняя общеобразовательная школа  №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района Республики Марий Эл

Богомоловой Розой Александровной

для детей в возрасте 11-15 лет.

Адрес учреждения: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул. Свободы 6.

Телефон учреждения образования: 8(83638)94615

Адрес автора: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул.Свердлова д.5, кв.2

Срок реализации: 5 лет

п.Советский, 2009 год

Паспорт программы

Название

программы

«Привитие любви к истории и культуре марийского народа»

Заказчик

программы

Совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельным предметов»

Директор

Пирогова Татьяна Ивановна

Автор программы

учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2013 года;
  3. Государственные стандарты среднего (полного) общего образования;
  4. Закон РМЭ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл»;
  5. Устав МОУ «СОШ № 1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов».
  6. Программа развития МОУ «СОШ № 1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»;

Сроки и этапы реализации

Программы

июнь 2009 – июнь 2013 года

Подготовительный:    июнь – август 2009 г.                                

Основной этап: сентябрь 2009 – май 2013 г.

Заключительный: июнь 2013 года.                                

Кадровое обеспечение:

учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка


Организация контроля исполнения программы

  1. Контроль исполнения программы осуществляет администрация МОУ «СОШ №1 п. Советский» и Совет школы.
  2. Отчеты о выполнении Программы будут представляться на заседаниях школьного и районного методических объединений.

Адрес

425400,  РМЭ, п. Советский, ул.Свободы, д.6 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов».

Телефон

8(83638)9-46-15

Пояснительная записка

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В 1992 г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во-первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности,  во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей

Концепция Программы

Цель программы:

формирование зрелой личности, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, нравственности и патриотизма;

Задачи: 

  1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России;
  2. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края;
  3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
  4. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Принципы обучения при реализации Программы

Принцип научности. Образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современных знаний. 

Принцип систематичности и последовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков.

Принцип сознательности и активности обучающихся в обучении нацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь прошлого и современного своего народа, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познавательные задачи, активно решать их.

Принцип связи прошлого с современностью, обучения с жизнью предполагает использование новых знаний в практической деятельности обучающихся. Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний.

Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий, учебников, знаний, полученных при проведении различных форм занятий.

Принцип доступности и прочности знаний. Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь обучающимся приходят сведения из прошлого.

 Индивидуальный подход, основанный  на привлечении знаний обучающихся из истории народа, позволяет организовать коллективную учебную работу обучающихся.

Понятие любви к истории и культуре народов

Привитие любви к истории и культуре родного края – главная основополагающая черта всего курса предмета истории и культуры народов. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности; воспитание экологической культуры, всей сущностью направленной против экологических бедствий, разрушений природы и в защиту всего живого на земле.

Становление исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятие учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре других народов Марий Эл, сохранение и приумножение народных традиций; упрочение в сознании и поведении учащихся патриотизма как качества личности, основанного на любви к Родине, ее святыням, к родному языку, к культуре народов, признание законов Малой Родины, объединяющих и общественную мысль, и общественные деяния – необходимое условие формирования зрелой личности, воспитания чувства любви к своей Родине у школьников, их нравственности и патриотизма.

Содержание Программы

5 класс (первый год обучения, 34 часа).

 Культура родного края как учебный предмет. Его роль в школьном образовании и воспитании подрастающего поколения. Что такое культура, родной край.

  1. Земля, на которой мы живем. Наш дом, улица, город. Наши родители, предки, наша родословная.
  2. Край родной – Марий Эл. Край ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. Родной край в легендах, преданиях, художественном и музыкальном творчестве народа.
  3. Марий Эл – суверенная республика. Становление государственности.
  4. Государственное устройство Марий Эл. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг).
  5. Государственные языки – марийский и русский. Языковая, образовательная, культурная политика в Марийской республике.
  6. Население. Этнические группы марийцев.
  7. Столица Республики – город Йошкар-Ола. Город, в котором ты живешь.
  8. Города республики.
  9. Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы.
  10. Историко-культурные памятники и центры Республики.
  11. Выдающиеся земляки.

6 класс (2-ой год обучения, 34 часа).

 Культура родного края. Что читать, смотреть по учебной программе. Темы и виды работы для самостоятельного выполнения учащимися.

  1. Культура народов Марий Эл с древнейших времен, ее структура и особенности.
  2. Музыкальное искусство: музыка в жизни древних марийцев, музыкальные инструменты. Песни и танцы. Музыкальный фольклор. Становление профессионального искусства. Современное музыкальное искусство. Виды и жанры музыкального творчества. Симфония, опера, балет.
  3. Музыкальный театр. Филармония. Творчество национальных композиторов.
  4. Художественная  литература в Марий Эл, этапы ее развития, виды, жанры, тематика. Творческие организации марийских писателей. Творчество выдающихся марийских писателей и поэтов. Писатели и поэты современности.
  5. Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство в жизни древних марийцев. Архитектура и строительное дело. Декоративно-прикладное искусство, его виды, материалы выполнения. Театральное искусство в Марий Эл. Древние обрядово-театрализованные традиции и обряды. Становление марийского национального театра.
  6. Современные театры и их мастера.

 

7 класс (3-ий год обучения, 34 часа).

 Традиционная духовная культура в Марий Эл. Наблюдения за природой.

  1. Миропонимание, религиозные верования. Общественные и семейно-родственные отношения. Общинная система и связанные с ними традиции и обряды. Система родства. Этнопедагогика.  
  2. Народные знания и просвещение в Марийском крае. Древняя письменность. Единицы измерения. Единицы счета.
  3. Предсказания погоды. Марийский календарь. Медицина. Знахарство.
  4. Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них векового опыта и уклада жизни крестьян.
  5. Просвещение в дооктябрьский период. Новокрещенские школы. Казанский университет и другие учебные заведения Поволжья.
  6. Письменность, печать, формирование профессиональной литературы и искусства.
  7. Жизнь, народное образование и культурное строительство в Марий Эл после Октября. Учреждения науки, центры просвещения и школы искусств.
  8. Учебные заведения. Закон об образовании и культуре в РФ и РМЭ.

 

8 класс (4-ый год обучения, 34 часа).

 

  1. Историческое прошлое Марийского края. Марий Эл в древности. Первые сведения из истории края. Происхождение марийского народа. Научные гипотезы происхождения марийского народа.
  2. Пути миграции предков Марийского этноса из Центральной Азии через Среднюю Азию в прикаспийские – азовские степи. Великая Болгария. Волжская Булгария. Марийцы в золотой орде и в Казанском Ханстве. Хозяйство. Строительство. Формирование марийской народности и этнических групп.
  3. Вхождение марийского края в состав Русского государства. Возникновение народов.
  4. Принятие христианства.
  5. Дореволюционный период истории Марийского народа  «XVI-XIX века». Участие марийцев в освободительной борьбе народов России (Марийцы в отрядах Разина, Пугачева). «Акрамовская война 1842 год». Зарождение пролетариата.
  6. Хозяйственная жизнь, торговля XVI-XIX века.

  

9 класс (5-ый год обучения, 34 часа).

 

  1. Материальная культура. Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища.
  2. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда.
  3. Традиционная духовная культура Марий Эл. Мифология. Миросоздание и мироустройство. Религиозные верования. Боги. Духи. Числовая символика в мифологии. Керемет.
  4. Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего, летнего и осеннего циклов.
  5. Общественные  и семейно-родственные отношения. Рождение ребенка. Проводы в армию. Свадьба. Похороны.
  6. Философские аспекты истории и культуры Марийского народа. Менталитет. Сохранность и место Марийской культуры в современной Мировой культуре. Повторение.


 Ожидаемые результаты

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных компонентов программы позволит:

  1. сосредоточить внимание учителей и обучающихся на узловых аспектах предмета, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
  2. осуществлять поэтапную организацию работы по развитию интереса к истории края, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления поставленных задач;
  3. формировать познавательные интересы обучающихся средствами всех составляющих разделов в их единстве;
  4. осуществлять творческое сотрудничество между учителями и обучающимися;
  5. изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами воспитания любви к истории и культуре народов через призму веков.

В этом находит свое выражение главная линия данной программы, реализация которой способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках данного предмета.

Все разделы предмета в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Рассмотрим ситуацию, при которой данный принцип в преподавании используется успешно. Многообразие видов деятельности обучающихся можно объединить в три группы:

  1. обучающиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных народов для расширения знаний;
  2. обучающиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на всех этапах, для объяснения фактов;
  3. обучающиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках истории и культуры народов для использования в современной жизни.

Список используемой литературы

  1. Большов С.В., Юзыкайн А.М. «В гостях у наших предков». Й-Ола, 2001 г.
  2. Иванов. А. Г. «История марийского народа». (Учебное пособие для учащихся среднего и старшего  возраста). Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1999 г.
  3.  Никитин В.В., Никитина Т.Б. «К истокам марийского искусства», Й-Ола, 2004 г.
  4. Попов Н.С., Сепеев Г.А. «Марийский мир глазами этнографов», Марийский мир. Й-Ола, 2000 г.
  5. Молотова Т.Л. «Марийский народный костюм», Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1992 г.
  6. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 5-6 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  7. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 7 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  8. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». хрестоматия для 8-9 классов. Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  9. История марийского края в документах и материалах. Й-Ола, 1992 г.


Привитие любви к истории и культуре марийского края

Марий Эл сегодня

Искусство

Народные знания. Просвещение

Этногенез марийского народа. История

Материальная и духовная культура

Материальная культура

Праздники и обряды

Духовная культура

Историческое прошлое

Древняя культура

Достопримечательности

Религия

Малая Родина

Миграция предков

Народные знания

Музыка

Символика

Возникновение народов

Фольклор

Литература

Театр

Живопись

Языки

Воспитание

Христианизация

Просвещение

Йошкар-Ола – столица

Освободительные войны

Менталитет

Письменность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»

Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...

Адаптированная образовательная программа. Коррекционная школа. Мир истории. 6 класс.

АОП по предмету "Мир истории" для обучающихся 6 класса коррекционной школы, основана на ФГОС....

«Эффективность реализации дополнительных образовательных программ на базе Музея истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ»

Музей истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ является прекрасной площадкой для проведения учебных занятий.  Уже 10 лет  педагоги реализуют  намузейной базе дополнительные образовательные...