Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Богомолова Роза Александровна

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрено

на заседании Методического совета гуманитарно-правового цикла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов» РМЭ

_______ / М.Л.Голомидова/

Утверждаю

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»


________/Т.И.Пирогова/


Образовательная программа

«Привитие любви к истории и культуре марийского народа»

Программа разработана в 2009 году 

учителем истории и культуры  марийского (государственного) языка «Средняя общеобразовательная школа  №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района Республики Марий Эл

Богомоловой Розой Александровной

для детей в возрасте 11-15 лет.

Адрес учреждения: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул. Свободы 6.

Телефон учреждения образования: 8(83638)94615

Адрес автора: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул.Свердлова д.5, кв.2

Срок реализации: 5 лет

п.Советский, 2009 год

Паспорт программы

Название

программы

«Привитие любви к истории и культуре марийского народа»

Заказчик

программы

Совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельным предметов»

Директор

Пирогова Татьяна Ивановна

Автор программы

учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2013 года;
  3. Государственные стандарты среднего (полного) общего образования;
  4. Закон РМЭ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл»;
  5. Устав МОУ «СОШ № 1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов».
  6. Программа развития МОУ «СОШ № 1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»;

Сроки и этапы реализации

Программы

июнь 2009 – июнь 2013 года

Подготовительный:    июнь – август 2009 г.                                

Основной этап: сентябрь 2009 – май 2013 г.

Заключительный: июнь 2013 года.                                

Кадровое обеспечение:

учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка


Организация контроля исполнения программы

  1. Контроль исполнения программы осуществляет администрация МОУ «СОШ №1 п. Советский» и Совет школы.
  2. Отчеты о выполнении Программы будут представляться на заседаниях школьного и районного методических объединений.

Адрес

425400,  РМЭ, п. Советский, ул.Свободы, д.6 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов».

Телефон

8(83638)9-46-15

Пояснительная записка

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В 1992 г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во-первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности,  во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей

Концепция Программы

Цель программы:

формирование зрелой личности, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, нравственности и патриотизма;

Задачи: 

  1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России;
  2. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края;
  3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
  4. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Принципы обучения при реализации Программы

Принцип научности. Образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современных знаний. 

Принцип систематичности и последовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков.

Принцип сознательности и активности обучающихся в обучении нацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь прошлого и современного своего народа, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познавательные задачи, активно решать их.

Принцип связи прошлого с современностью, обучения с жизнью предполагает использование новых знаний в практической деятельности обучающихся. Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний.

Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий, учебников, знаний, полученных при проведении различных форм занятий.

Принцип доступности и прочности знаний. Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь обучающимся приходят сведения из прошлого.

 Индивидуальный подход, основанный  на привлечении знаний обучающихся из истории народа, позволяет организовать коллективную учебную работу обучающихся.

Понятие любви к истории и культуре народов

Привитие любви к истории и культуре родного края – главная основополагающая черта всего курса предмета истории и культуры народов. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности; воспитание экологической культуры, всей сущностью направленной против экологических бедствий, разрушений природы и в защиту всего живого на земле.

Становление исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятие учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре других народов Марий Эл, сохранение и приумножение народных традиций; упрочение в сознании и поведении учащихся патриотизма как качества личности, основанного на любви к Родине, ее святыням, к родному языку, к культуре народов, признание законов Малой Родины, объединяющих и общественную мысль, и общественные деяния – необходимое условие формирования зрелой личности, воспитания чувства любви к своей Родине у школьников, их нравственности и патриотизма.

Содержание Программы

5 класс (первый год обучения, 34 часа).

 Культура родного края как учебный предмет. Его роль в школьном образовании и воспитании подрастающего поколения. Что такое культура, родной край.

  1. Земля, на которой мы живем. Наш дом, улица, город. Наши родители, предки, наша родословная.
  2. Край родной – Марий Эл. Край ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. Родной край в легендах, преданиях, художественном и музыкальном творчестве народа.
  3. Марий Эл – суверенная республика. Становление государственности.
  4. Государственное устройство Марий Эл. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг).
  5. Государственные языки – марийский и русский. Языковая, образовательная, культурная политика в Марийской республике.
  6. Население. Этнические группы марийцев.
  7. Столица Республики – город Йошкар-Ола. Город, в котором ты живешь.
  8. Города республики.
  9. Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы.
  10. Историко-культурные памятники и центры Республики.
  11. Выдающиеся земляки.

6 класс (2-ой год обучения, 34 часа).

 Культура родного края. Что читать, смотреть по учебной программе. Темы и виды работы для самостоятельного выполнения учащимися.

  1. Культура народов Марий Эл с древнейших времен, ее структура и особенности.
  2. Музыкальное искусство: музыка в жизни древних марийцев, музыкальные инструменты. Песни и танцы. Музыкальный фольклор. Становление профессионального искусства. Современное музыкальное искусство. Виды и жанры музыкального творчества. Симфония, опера, балет.
  3. Музыкальный театр. Филармония. Творчество национальных композиторов.
  4. Художественная  литература в Марий Эл, этапы ее развития, виды, жанры, тематика. Творческие организации марийских писателей. Творчество выдающихся марийских писателей и поэтов. Писатели и поэты современности.
  5. Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство в жизни древних марийцев. Архитектура и строительное дело. Декоративно-прикладное искусство, его виды, материалы выполнения. Театральное искусство в Марий Эл. Древние обрядово-театрализованные традиции и обряды. Становление марийского национального театра.
  6. Современные театры и их мастера.

 

7 класс (3-ий год обучения, 34 часа).

 Традиционная духовная культура в Марий Эл. Наблюдения за природой.

  1. Миропонимание, религиозные верования. Общественные и семейно-родственные отношения. Общинная система и связанные с ними традиции и обряды. Система родства. Этнопедагогика.  
  2. Народные знания и просвещение в Марийском крае. Древняя письменность. Единицы измерения. Единицы счета.
  3. Предсказания погоды. Марийский календарь. Медицина. Знахарство.
  4. Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них векового опыта и уклада жизни крестьян.
  5. Просвещение в дооктябрьский период. Новокрещенские школы. Казанский университет и другие учебные заведения Поволжья.
  6. Письменность, печать, формирование профессиональной литературы и искусства.
  7. Жизнь, народное образование и культурное строительство в Марий Эл после Октября. Учреждения науки, центры просвещения и школы искусств.
  8. Учебные заведения. Закон об образовании и культуре в РФ и РМЭ.

 

8 класс (4-ый год обучения, 34 часа).

 

  1. Историческое прошлое Марийского края. Марий Эл в древности. Первые сведения из истории края. Происхождение марийского народа. Научные гипотезы происхождения марийского народа.
  2. Пути миграции предков Марийского этноса из Центральной Азии через Среднюю Азию в прикаспийские – азовские степи. Великая Болгария. Волжская Булгария. Марийцы в золотой орде и в Казанском Ханстве. Хозяйство. Строительство. Формирование марийской народности и этнических групп.
  3. Вхождение марийского края в состав Русского государства. Возникновение народов.
  4. Принятие христианства.
  5. Дореволюционный период истории Марийского народа  «XVI-XIX века». Участие марийцев в освободительной борьбе народов России (Марийцы в отрядах Разина, Пугачева). «Акрамовская война 1842 год». Зарождение пролетариата.
  6. Хозяйственная жизнь, торговля XVI-XIX века.

  

9 класс (5-ый год обучения, 34 часа).

 

  1. Материальная культура. Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища.
  2. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда.
  3. Традиционная духовная культура Марий Эл. Мифология. Миросоздание и мироустройство. Религиозные верования. Боги. Духи. Числовая символика в мифологии. Керемет.
  4. Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего, летнего и осеннего циклов.
  5. Общественные  и семейно-родственные отношения. Рождение ребенка. Проводы в армию. Свадьба. Похороны.
  6. Философские аспекты истории и культуры Марийского народа. Менталитет. Сохранность и место Марийской культуры в современной Мировой культуре. Повторение.


 Ожидаемые результаты

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных компонентов программы позволит:

  1. сосредоточить внимание учителей и обучающихся на узловых аспектах предмета, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
  2. осуществлять поэтапную организацию работы по развитию интереса к истории края, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления поставленных задач;
  3. формировать познавательные интересы обучающихся средствами всех составляющих разделов в их единстве;
  4. осуществлять творческое сотрудничество между учителями и обучающимися;
  5. изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами воспитания любви к истории и культуре народов через призму веков.

В этом находит свое выражение главная линия данной программы, реализация которой способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках данного предмета.

Все разделы предмета в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Рассмотрим ситуацию, при которой данный принцип в преподавании используется успешно. Многообразие видов деятельности обучающихся можно объединить в три группы:

  1. обучающиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных народов для расширения знаний;
  2. обучающиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на всех этапах, для объяснения фактов;
  3. обучающиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках истории и культуры народов для использования в современной жизни.

Список используемой литературы

  1. Большов С.В., Юзыкайн А.М. «В гостях у наших предков». Й-Ола, 2001 г.
  2. Иванов. А. Г. «История марийского народа». (Учебное пособие для учащихся среднего и старшего  возраста). Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1999 г.
  3.  Никитин В.В., Никитина Т.Б. «К истокам марийского искусства», Й-Ола, 2004 г.
  4. Попов Н.С., Сепеев Г.А. «Марийский мир глазами этнографов», Марийский мир. Й-Ола, 2000 г.
  5. Молотова Т.Л. «Марийский народный костюм», Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1992 г.
  6. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 5-6 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  7. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 7 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  8. А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». хрестоматия для 8-9 классов. Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1996 г.
  9. История марийского края в документах и материалах. Й-Ола, 1992 г.


Привитие любви к истории и культуре марийского края

Марий Эл сегодня

Искусство

Народные знания. Просвещение

Этногенез марийского народа. История

Материальная и духовная культура

Материальная культура

Праздники и обряды

Духовная культура

Историческое прошлое

Древняя культура

Достопримечательности

Религия

Малая Родина

Миграция предков

Народные знания

Музыка

Символика

Возникновение народов

Фольклор

Литература

Театр

Живопись

Языки

Воспитание

Христианизация

Просвещение

Йошкар-Ола – столица

Освободительные войны

Менталитет

Письменность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...

Привитие любви к сельским профессиям

Воспитание любви к сельским профессиям на уроках и внеурочное время...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»

Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...

Адаптированная образовательная программа. Коррекционная школа. Мир истории. 6 класс.

АОП по предмету "Мир истории" для обучающихся 6 класса коррекционной школы, основана на ФГОС....