Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одобрено на заседании Методического совета гуманитарно-правового цикла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов» РМЭ _______ / М.Л.Голомидова/ | Утверждаю Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов» ________/Т.И.Пирогова/ |
Образовательная программа
«Привитие любви к истории и культуре марийского народа»
Программа разработана в 2009 году
учителем истории и культуры марийского (государственного) языка «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Советский с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района Республики Марий Эл
Богомоловой Розой Александровной
для детей в возрасте 11-15 лет.
Адрес учреждения: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул. Свободы 6.
Телефон учреждения образования: 8(83638)94615
Адрес автора: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул.Свердлова д.5, кв.2
Срок реализации: 5 лет
п.Советский, 2009 год
Паспорт программы
Название программы | «Привитие любви к истории и культуре марийского народа» | |
Заказчик программы | Совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельным предметов» | |
Директор | Пирогова Татьяна Ивановна | |
Автор программы | учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка | |
Нормативно-правовая база |
| |
Сроки и этапы реализации Программы | июнь 2009 – июнь 2013 года Подготовительный: июнь – август 2009 г. Основной этап: сентябрь 2009 – май 2013 г. Заключительный: июнь 2013 года. | |
Кадровое обеспечение: | учитель истории и культуры народов и марийского (государственного) языка | |
Организация контроля исполнения программы |
| |
Адрес | 425400, РМЭ, п. Советский, ул.Свободы, д.6 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов». | |
Телефон | 8(83638)9-46-15 |
Пояснительная записка
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
В 1992 г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.
Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во-первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей
Концепция Программы
Цель программы:
формирование зрелой личности, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, нравственности и патриотизма;
Задачи:
- Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России;
- Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края;
- Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
- Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Принципы обучения при реализации Программы
Принцип научности. Образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков.
Принцип сознательности и активности обучающихся в обучении нацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь прошлого и современного своего народа, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познавательные задачи, активно решать их.
Принцип связи прошлого с современностью, обучения с жизнью предполагает использование новых знаний в практической деятельности обучающихся. Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний.
Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий, учебников, знаний, полученных при проведении различных форм занятий.
Принцип доступности и прочности знаний. Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь обучающимся приходят сведения из прошлого.
Индивидуальный подход, основанный на привлечении знаний обучающихся из истории народа, позволяет организовать коллективную учебную работу обучающихся.
Понятие любви к истории и культуре народов
Привитие любви к истории и культуре родного края – главная основополагающая черта всего курса предмета истории и культуры народов. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности; воспитание экологической культуры, всей сущностью направленной против экологических бедствий, разрушений природы и в защиту всего живого на земле.
Становление исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятие учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре других народов Марий Эл, сохранение и приумножение народных традиций; упрочение в сознании и поведении учащихся патриотизма как качества личности, основанного на любви к Родине, ее святыням, к родному языку, к культуре народов, признание законов Малой Родины, объединяющих и общественную мысль, и общественные деяния – необходимое условие формирования зрелой личности, воспитания чувства любви к своей Родине у школьников, их нравственности и патриотизма.
Содержание Программы
5 класс (первый год обучения, 34 часа).
Культура родного края как учебный предмет. Его роль в школьном образовании и воспитании подрастающего поколения. Что такое культура, родной край.
- Земля, на которой мы живем. Наш дом, улица, город. Наши родители, предки, наша родословная.
- Край родной – Марий Эл. Край ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. Родной край в легендах, преданиях, художественном и музыкальном творчестве народа.
- Марий Эл – суверенная республика. Становление государственности.
- Государственное устройство Марий Эл. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг).
- Государственные языки – марийский и русский. Языковая, образовательная, культурная политика в Марийской республике.
- Население. Этнические группы марийцев.
- Столица Республики – город Йошкар-Ола. Город, в котором ты живешь.
- Города республики.
- Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы.
- Историко-культурные памятники и центры Республики.
- Выдающиеся земляки.
6 класс (2-ой год обучения, 34 часа).
Культура родного края. Что читать, смотреть по учебной программе. Темы и виды работы для самостоятельного выполнения учащимися.
- Культура народов Марий Эл с древнейших времен, ее структура и особенности.
- Музыкальное искусство: музыка в жизни древних марийцев, музыкальные инструменты. Песни и танцы. Музыкальный фольклор. Становление профессионального искусства. Современное музыкальное искусство. Виды и жанры музыкального творчества. Симфония, опера, балет.
- Музыкальный театр. Филармония. Творчество национальных композиторов.
- Художественная литература в Марий Эл, этапы ее развития, виды, жанры, тематика. Творческие организации марийских писателей. Творчество выдающихся марийских писателей и поэтов. Писатели и поэты современности.
- Изобразительное искусство: его виды и жанры. Изобразительное искусство в жизни древних марийцев. Архитектура и строительное дело. Декоративно-прикладное искусство, его виды, материалы выполнения. Театральное искусство в Марий Эл. Древние обрядово-театрализованные традиции и обряды. Становление марийского национального театра.
- Современные театры и их мастера.
7 класс (3-ий год обучения, 34 часа).
Традиционная духовная культура в Марий Эл. Наблюдения за природой.
- Миропонимание, религиозные верования. Общественные и семейно-родственные отношения. Общинная система и связанные с ними традиции и обряды. Система родства. Этнопедагогика.
- Народные знания и просвещение в Марийском крае. Древняя письменность. Единицы измерения. Единицы счета.
- Предсказания погоды. Марийский календарь. Медицина. Знахарство.
- Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них векового опыта и уклада жизни крестьян.
- Просвещение в дооктябрьский период. Новокрещенские школы. Казанский университет и другие учебные заведения Поволжья.
- Письменность, печать, формирование профессиональной литературы и искусства.
- Жизнь, народное образование и культурное строительство в Марий Эл после Октября. Учреждения науки, центры просвещения и школы искусств.
- Учебные заведения. Закон об образовании и культуре в РФ и РМЭ.
8 класс (4-ый год обучения, 34 часа).
- Историческое прошлое Марийского края. Марий Эл в древности. Первые сведения из истории края. Происхождение марийского народа. Научные гипотезы происхождения марийского народа.
- Пути миграции предков Марийского этноса из Центральной Азии через Среднюю Азию в прикаспийские – азовские степи. Великая Болгария. Волжская Булгария. Марийцы в золотой орде и в Казанском Ханстве. Хозяйство. Строительство. Формирование марийской народности и этнических групп.
- Вхождение марийского края в состав Русского государства. Возникновение народов.
- Принятие христианства.
- Дореволюционный период истории Марийского народа «XVI-XIX века». Участие марийцев в освободительной борьбе народов России (Марийцы в отрядах Разина, Пугачева). «Акрамовская война 1842 год». Зарождение пролетариата.
- Хозяйственная жизнь, торговля XVI-XIX века.
9 класс (5-ый год обучения, 34 часа).
- Материальная культура. Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища.
- Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда.
- Традиционная духовная культура Марий Эл. Мифология. Миросоздание и мироустройство. Религиозные верования. Боги. Духи. Числовая символика в мифологии. Керемет.
- Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего, летнего и осеннего циклов.
- Общественные и семейно-родственные отношения. Рождение ребенка. Проводы в армию. Свадьба. Похороны.
- Философские аспекты истории и культуры Марийского народа. Менталитет. Сохранность и место Марийской культуры в современной Мировой культуре. Повторение.
Ожидаемые результаты
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных компонентов программы позволит:
- сосредоточить внимание учителей и обучающихся на узловых аспектах предмета, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
- осуществлять поэтапную организацию работы по развитию интереса к истории края, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления поставленных задач;
- формировать познавательные интересы обучающихся средствами всех составляющих разделов в их единстве;
- осуществлять творческое сотрудничество между учителями и обучающимися;
- изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами воспитания любви к истории и культуре народов через призму веков.
В этом находит свое выражение главная линия данной программы, реализация которой способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках данного предмета.
Все разделы предмета в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
Рассмотрим ситуацию, при которой данный принцип в преподавании используется успешно. Многообразие видов деятельности обучающихся можно объединить в три группы:
- обучающиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных народов для расширения знаний;
- обучающиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на всех этапах, для объяснения фактов;
- обучающиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках истории и культуры народов для использования в современной жизни.
Список используемой литературы
- Большов С.В., Юзыкайн А.М. «В гостях у наших предков». Й-Ола, 2001 г.
- Иванов. А. Г. «История марийского народа». (Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста). Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1999 г.
- Никитин В.В., Никитина Т.Б. «К истокам марийского искусства», Й-Ола, 2004 г.
- Попов Н.С., Сепеев Г.А. «Марийский мир глазами этнографов», Марийский мир. Й-Ола, 2000 г.
- Молотова Т.Л. «Марийский народный костюм», Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1992 г.
- А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 5-6 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
- А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». Хрестоматия для 7 классов. Марийское книжное издательство, 1996 г.
- А.А. Андрианов и др. «История и культура марийского народа». хрестоматия для 8-9 классов. Й-Ола. Марийское книжное издательство, 1996 г.
- История марийского края в документах и материалах. Й-Ола, 1992 г.
Привитие любви к истории и культуре марийского края
Марий Эл сегодня
Искусство
Народные знания. Просвещение
Этногенез марийского народа. История
Материальная и духовная культура
Материальная культура
Праздники и обряды
Духовная культура
Историческое прошлое
Древняя культура
Достопримечательности
Религия
Малая Родина
Миграция предков
Народные знания
Музыка
Символика
Возникновение народов
Фольклор
Литература
Театр
Живопись
Языки
Воспитание
Христианизация
Просвещение
Йошкар-Ола – столица
Освободительные войны
Менталитет
Письменность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»
Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...
Привитие любви к сельским профессиям
Воспитание любви к сельским профессиям на уроках и внеурочное время...
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»
Выступление на педсовете на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...
Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.
Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»
Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...
Адаптированная образовательная программа. Коррекционная школа. Мир истории. 6 класс.
АОП по предмету "Мир истории" для обучающихся 6 класса коррекционной школы, основана на ФГОС....