Урок Истоков в 5 классе_Щит военный. щит духовный
план-конспект урока (5 класс) по теме

Урок предмета "Истоки" в 5 классе. Раздел "Московский кремль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istokov_v_5_klasse_shchit_voennyy._shchit_duhovnyy.docx11.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

 

 

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Щит военный, щит духовный»

5 класс

Урок с использованием Истоковской технологии, ИКТ

2010 год

Тема урока: «Щит военный, щит духовный».

 

Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную.

 

Задачи:

·                 узнать происхождение слова кремль;

·                 показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города;

·                 познакомить с историей Костромского Кремля;

·                 показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов;

·                 познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его военное и духовное значение.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

 

Форма: беседа, работа в четверках

 

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кремли» А.В.Березина МОУ СОШ №13 имени Р.А.Наумова города Буя.

Ход урока

1.             Организационное начало урока.

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

2.             Фронтальный опрос.

1)             С какими чудесами России познакомились в этом году?

2)             Что запомнилось больше всего и почему?

3)             Что значит выражение «земной век человека»?

3.             Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

Погружение в тему.

Слайд №2

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство еще с одним чудом России — это Московский Кремль. Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие синонимы — кром; город, городок или град; крепость) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлевской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлем называлась окруженная стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости.

Кремлями иногда неправильно называют некоторые крепостные сооружения, которые в Древней Руси изначально создавались не в качестве городских укреплений, а как пограничные военные форпосты.

Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения.

 

Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Другая версия связывает происхождение слова «кремль» со словами «кремник» в значении «крепость внутри города» и «кромьство» — «внутренность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль дал целый ряд своеобразных тематических параллелей из диалектной лексики: «кремлевник» — «хвойный лес по моховому болоту», «кремь» — «лучшая часть заповедника, крепкий и крупный строевой лес», «кремлевое дерево» — «дерево на краю леса, выросшее одиноко и на просторе, крепкое строевое дерево». Историки И. Е. Забелин и М. Н. Тихомиров считали, что слова «кремль», «кремник», «кром» связаны с тем, что древнерусские крепости были деревянными рублеными укреплениями. Фасмер предлагает и другую версию: соотношение слов «кремль» и «кремень».

Кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. Высокий вал и возведенные на нем каменные (в старину чаще деревянные) стены, сторожевые и подъездные башни придавали кремлям грозный вид. Стенам кремля наши предки придавали и священное значение. Так, надвратные башни извне и изнутри имели иконы, перед которыми часто горели лампады. Нередко имелись надвратные или башенные церкви. Стена города воспринималась не только как важная военная крепость, но и как крепость Божия, молитвами святых невидимо охраняющая город.

Под их защитой размещался княжий двор, а впоследствии двор воеводы, складские помещения, пороховые погреба, дома служилых людей. Возвышались храмы, стояли дома священнослужителей. В случае опасности за стенами кремля укрывалось все население города и близлежащих сел и деревень.

С XVIII века оборонное значение кремля сошло на нет. Во многих городах старые кремлевские стены были снесены.

Слайд №3 — №10

В некоторых городах кремли существуют и сейчас.

Ребята, а были ли вы когда-нибудь в Костромском Кремле?

Ответы учащихся.

Правы те, кто считает, что кремля в Костроме нет. Но отчасти правы и те, кто ответил положительно. Вы имели в виду Ипатьевский монастырь. Он очень похож на кремль. В старину кремлями именовались отдельные монастыри, например, Спасо-Преображенский в Ярославле или Соловецкий. В тревожные годы они защищали от набегов врага.

А кремль в Костроме когда-то был, но к сожалении. Он был разрушен в 30-е годы XX столетия. Но мы можем увидеть, как он выглядел благодаря старым фотографиям и архивным документам.

Рассказ учителя о Костромском Кремле.

Слайд №11 (гиперссылка на презентацию «Костромской Кремль» Барановой Анны, Грузовой Дарьи учащихся МОУ СОШ №2 города Неи Костромской области).

Основной этап урока. Беседа.

·                 Вступительное слово учителя.

Велика и необъятна наша Россия. Разнообразны и разнолики ее просторы. Живет в ней много народов, и звучат разные наречия. Но есть а России места, где эти различия вдруг исчезают. И мы начинаем ощущать себя детьми общей Матери-Родины. Одним из таких мест является Московский Кремль.

Если мы спросим любого россиянина, что есть сердце Москвы, наверняка, он ответит — «Московский кремль». Московский Кремль нельзя не видеть. Боровицкий холм — место рождения Москвы, Кремль — город-крепость (самая большая сохранившаяся средневековая крепость Европы), духовный центр Москвы и России, твердыня власти, сокровищница искусства. Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Там, наконец, просто — очень красиво и интересно.

Слайд №12

В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией князей Москвы. В 1339 году построены стены и башни из дуба. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».

В 1485—95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В 1508—16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

В 1990 году Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд №13

Чем удивляет Московский Кремль?

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст пункта «Щит военный» блоками с комментариями.

Слайды №14 — №23

Башни Московского Кремля.

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст пункта «Щит духовный» блоками с комментариями.

4.             Активное занятие в четверках «Щит военный, щит духовный» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 13).

Задание 1. Самостоятельно.

Учащимся предлагается прочитать три текста о Московском Кремле. Найти в каком из отрывков идет речь о Кремле как о щите военном, а в каком — как о щите духовном. Пометить текст как указано в задании.

Задание 2. Работа в четверке.

Учащимся предлагается обсудить содержание текстов вместе, придти к единому решению.

Экспертная оценка.

5.                                                                                         Вывод.

Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Сред остальных знаменитых кремлей нашего Отечества он занимает особое место. Но, также как и другие кремли, Московский Кремль для нашей столицы являлся и щитом военным, военной крепостью и щитом духовным, крепостью Божией, молитвами святых невидимо охраняющей город.

 

6.  Рефлексия.

·                                         Что больше всего запомнилось на уроке?

·                                         Какие образы Московского Кремля вы узнали?

7.                                                                                         Итог.

Я надеюсь, что сегодняшний урок вы прикоснулись к истокам образа Московского Кремля как щита военного и щита духовного. А каждый из вас еще раз испытал гордость за святыню нашего государства.

8.                                                                                         Домашнее задание.

Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 12. Задания3, 4, 5.

 

©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс

урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...

Духовные истоки. 4 класс. Для учителя.

Методический материал для раздела Духовные истоки в 4 классе....

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

Урок ОБЖ 9 класс Угрозы военной безопасности России

Урок "Угрозы военной безопасности России", можно использовать какоткрытое занятие. На уроке используются фрагменты видеофильмов и презентаций....

Конструкт урока. Истоки 6 класс. Родные просторы. Родники

Конструкт урока. Истоки 6 класс. Родные просторы. Родники...