Основы учебно-исследовательской деятельности
элективный курс (10 класс) по теме

Моторкова Инна Валерьевна

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._osnovy_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Программа элективного курса

для  учащихся 10-11 классов

г. Краснокаменск

2007

Пояснительная записка

Программа «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся» ориентирована на приобщение старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности. Под учебно-исследовательской деятельностью автор понимает «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта». (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский)

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Перед школой сегодня стоит актуальная проблема – подготовка ученика-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе.

Решение проблемы видится в создании программы «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся», нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения. Программа спецкурса учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе, и ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления.

Как известно, старший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования исследовательских умений. В это время у старшеклассников завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Именно для старшеклассника характерны развитые формы теоретического мышления, владение методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, проявлению исследовательской инициативы и созданию чего-то нового. В это время формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Растет осознанное стремление к освоению деятельности на основе избирательности с преимущественной ориентацией на определенный ее вид, связанное с осознанием необходимости получения знаний именно в данной области предполагаемой профессии.

Центральным психологическим процессом этого возраста является становление самосознания и устойчивого образа «Я», в связи с чем возникает потребность в самопознании, самовыражении, самооценке и в саморазвитии. В этот период возрастает стремление к самоутверждению в роли взрослого, в том числе, и в субкультурных юношеских группах (например, в НОУ). Именно совместная творческая деятельность в условиях дополнительного образования привлекает старшеклассников не только предметной направленностью интересов и склонностей, но и тем, что она сочетается с групповым общением и осуществляется в формах, отождествляющихся со взрослостью. Поэтому именно для обучения учащихся 10-11 классов и предназначена эта программа.

Программа представляет собой образовательный двухгодичный цикл и предусматривает одно занятие в неделю продолжительностью один час – всего 35 часов в год (70 часов за два года).

Цель курса – создание условий для развития исследовательской компетентности учащихся 10-11 классов посредством освоения методов научного познания и формирования умений учебной исследовательской деятельности.

Целью первого года обучения является формирование операционного и тактического уровней исследовательской компетенции, целью второго года обучения – формирование стратегического уровня.

Задачи курса:

  1. формирование развития познавательных потребностей учащихся;
  2. знакомство учащихся с существующими методами научного познания;
  3. изучение основ научной логики;
  4. расширение кругозора учащихся, целостного восприятия окружающего мира;
  5. развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
  6. формирование творческого системного мышления;
  7. содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Достижение поставленных целей и задач основывается на следующих принципах.

Принцип иерархичности. В зависимости от личностных качеств учащегося, степени сформированности у него исследовательских умений, а также условий проведения исследования, учебная исследовательская деятельность может осуществляться на разных уровнях иерархии:

  1.  операционном – учащийся выполняет в исследовании лишь отдельные технологические операции (подбор литературы, использование эмпирических методов исследования и т.д.)
  2.  тактическом – учащийся самостоятельно проводит исследование от начала и до конца, успешно используя всю совокупность имеющихся средств и способов;
  3.  стратегическом – учащийся, овладев операционным и тактическим уровнями проведения исследования, может ориентироваться во всей системе процесса решения прикладной научной проблемы, самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности и т.д.

Принцип целостности учебного исследования. Целостной считается такая деятельность, которая включает все ее компоненты в их единстве.

Принцип самоорганизации учебно-исследовательской работы предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно поставить цель, спланировать содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственным за них, критично оценивать результаты своего труда.

Принцип сотрудничества. Этот принцип предполагает совместную деятельность юного исследователя и руководителя, в результате которой они получают или самоценное научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога (более информированного) – к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотрудничества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «коллега». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.

Принцип продуктивности исследовательской деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта  –  исследовательской работы – у учащегося происходит формирование и развитие внутренних исследовательских умений и способностей.

Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Проводя исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей работы. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогом, конкретизируются в дальнейшем развитии проектов. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.

Данные принципы могут быть реализованы  при наличии следующих условий:

  1. учебно-исследовательские умения формируются не только на операционном уровне, но и на тактическом и стратегическом уровнях также;
  2. формирование потребности личности учащегося в саморазвитии волевой, интеллектуальной эмоциональной сфер, в самообразовании.

Основным механизмом формирования учебных исследовательских умений является реализация системы упражнений:

  1. вводные, подготовительные, пробные и тренировочные упражнения – для формирования  операционных умений;
  2. творческие упражнения – для формирования тактических умений;
  3. учебно-исследовательская работа – для формирования стратегических умений.

Реализация программы предполагает использование следующих методов:

На теоретических занятиях:

  1. словесные (лекции, беседы);
  2. наблюдения;
  3. метод проблемного обучения;
  4. проектно-конструкторские;
  5. исследовательские.

На практических занятиях:

  1. словесные (беседа, диалог, объяснении, консультация, дискуссия,  конференция, тематические Интернет-форумы);
  2. разные виды письменных работ (составление конспектов, тезисов, докладов, рефератов, аннотаций, рецензий и т.д.);
  3. графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, составление структурно-логических схем);
  4. наблюдение;
  5. метод проблемного обучения;
  6. проектные методы (разработка проектов, построение гипотез, моделирование ситуаций и т.д.);
  7. исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия).

В программу включены практические занятия.

Формы работы:

  1. Аудиторная (коллективная). Проводится в форме лекционных, семинарских, практических занятий;
  2. Самостоятельная работа. Реализуется учащимися во время выполнения домашних заданий, чтения литературы, составления конспектов, работы с рабочими картами, подбора библиографии по теме исследования, работы над текстом исследования.

Ожидаемые результаты

В результате освоения курса «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся» учащимися предполагается освоение ими следующими операционными исследовательскими умениями:

  1. умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
  2. умение работать с разными видами источников информации;
  3. умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;
  4. умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
  5. умение обрабатывать статистические данные;
  6. умение обрабатывать компьютерные данные;

 тактическими исследовательскими умениями:

  1. умение быстро ориентироваться при поиске информации;
  2. умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
  3. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. умение определять объект, предмет исследования;
  5. умение выделять цели и задачи;
  6. умение выдвигать гипотезу;
  7. умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;
  8. умение проводить мысленный эксперимент;
  9. умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;
  10. умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.

Наряду  с формируемыми операционными и тактическими умениями, реализация программы предполагает формирование стратегических исследовательских умений:

  1. умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;
  2. умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;
  3. умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)
  4. умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

Оценка и контроль результатов

Итоговый контроль включает:

  1. выполнение домашних творческих заданий к каждому занятию
  2. итоговое тестирование (итоговый тест состоит из трех частей: часть А предусматривает проверку сформированности операционных умений, часть В ориентирована на проверку уровня владения тактическими умениями, а часть С рассчитана на контроль за сформированностью стратегических умений учебно-исследовательской деятельности и  представляет собой творческое задание)

Критерии сформированности учебных исследовательских умений

Критерием сформированности у старшеклассников учебных исследовательских умений может служить успешность выполнения ими соответствующих упражнений:

  1. операционный уровень – успешность выполнения учащимися вводных, подготовительных, пробных и тренировочных упражнений;
  2. тактический уровень – успешность выполнения учащимися творческих упражнений;
  3. стратегический уровень – успешность выполнения учащимися учебных исследовательских работ.

Успешность выполнения упражнений определяется тремя уровнями:

Репродуктивно-стереотипный (низкий) упражнение выполняется учащимся по аналогии с ранее освоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения. Учащийся  постоянно обращается к преподавателю за подробным разъяснением требований исследовательской задачи, алгоритма деятельности, стремятся к получению «быстрого результата» с наименьшими интеллектуальными затратами. Учащийся не стремится к овладению культурой учебного исследования, а, следовательно, к совершенствованию личностной культуры в целом.

Адаптационный (средний) упражнение выполнено полностью, но при помощи руководителя. Учащийся выполняет учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма. Этот уровень также предполагает отсутствие  устойчивого стремления к личностно-ценностному самоопределению и самореализации в учебно-исследовательской деятельности, заинтересованному освоению ее культурологических аспектов.

Творчески-рефлексивный (высокий)  упражнение выполнено учащимися полностью и самостоятельно. Учащийся, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, вычленяет суть проблемы, моделирует исследовательскую ситуацию и вариативные способы ее разрешения. Используя рефлексию, учащийся критически анализирует достижения осуществленной деятельности, особенно в плане интеллектуального, культурно-научного развития, вычленяет барьеры, препятствующие им.

Содержание программы (70 часов)

Первый год обучения (10 класс)

  1. Введение.   Мир науки

Роль науки в современном мире. Основная функция науки как сферы человеческой деятельности. Классификация наук (естественные, гуманитарные, математические дисциплины).

Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности. Биография великих ученых как образец трудолюбия и целеустремленности. (А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский). Величайшие научные открытия конца XX – начала XXI века.

Особенности научной работы. Этика научного труда.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Каковы роль и функция науки в современном мире?
  2. О каких величайших открытиях науки XX – начала XXI века вам известно? Какую роль эти открытия сыграли и играют в нашей жизни? Деятельность каких ученых заинтересовала вас?  Задание: напишите сочинение-рассуждение  в миниатюре на тему «Жизнь великих людей науки», «Великие открытия XX века», «Могу ли я стать ученым?» и др.
  3. В чем заключаются особенности научного труда? Что входит в понятие «этики научного труда»?

  1. Работа с литературными источниками

Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Монография. Брошюра. Сборник научных статей. (Обзор)

Культура чтения. Цели чтения. Скорость чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое чтение.

Основы библиографии. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Виды информационных источников. Методы поиска информации. Способы накопления информации. Система хранения информации в стране.

Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по обычному и электронному каталогам. Заполнение требований на книгу. Работа с книгой. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии. Оформление библиографии по проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Электронные источники и работа с ними.

Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации. Сокращение текста. Составление плана. Конспектирование. Выписки. Цитаты. Сноски. Тезисы. Оценка текста: аннотация, рецензия, эссе. Правила их оформления. Изложение материала использованной литературы. Систематизация «хранения информации»

Практическое занятие № 1.  Методы обработки полученной информации. 

Практическое занятие № 2.  Технология составления и оформления конспекта (по материалам статьи В.И. Вернадского «О научном мировоззрении», статьи А. Мигдала «Отличима ли истина от лжи», опубликованной в №1 журнала «Наука и жизнь» за 1982год)

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключаются особенности таких литературных источников как журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное пособие, методическое пособие, монография, сборник научных статей?
  2. Что включает в себя понятие «культура чтения»? какие виды чтения вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из видов чтения и расскажите в каком случае используется каждый из них.
  3. О каких видах информации вам известно? Охарактеризуйте известные вам виды информационных источников. Какие методы поиска информации вы знаете? В чем специфика каждого из них? Какие способы накопления информации вам известны?
  4. С какими видами каталогов вы познакомились? В чем заключается специфика электронных каталогов? По какому принципу строится работа с электронными источниками? Расскажите о правилах оформления библиографии по проблеме исследования. Охарактеризуйте специфику работы с архивным материалом.
  5. О каких методах обработки полученной информации вам стало известно? Расскажите об основных видах сокращения текста. В чем состоят особенности составления конспектов? Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности? Что такое аннотация и зачем она нужна? Что такое выписки? Цитаты? Сноски? Каковы основные правила их оформления? Что такое рецензия? В чем особенность ее написания?

  1. Понятие об исследовательской работе

Виды исследований (фундаментальные, прикладные, исследования-разработки). Различия между компилятивными, реферативными и исследовательскими работами.

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.

Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования как текста особого рода. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиография. Приложение. Логическая структура научного исследования.

Виды исследовательских работ. Реферат. Его виды. Структура реферата. Этапы работы. Требования к оформлению. Критерии оценки.

Научный отчет. Его структура. Порядок составления.

Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления.

Структура исследования. Введение. Понятие об актуальности выбранной темы. Актуальность объективная и субъективная. Выявление противоречия. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач.

Ведущий замысел и гипотеза. Понятие о гипотезе (общая, частная, единичная гипотезы). Роль гипотезы в исследовании. Разработка рабочей гипотезы.  Теоретическая и (или) практическая новизна и значимость исследования. Понятие о гипотетико-дедуктивном методе исследования.

Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Лексические особенности научного стиля речи. Термины и профессионализмы. Морфологические особенности научного стиля речи. Синтаксические особенности научного стиля речи.

Общая структура научно-учебного текста. Пять правил доказательств. Этика цитирования. Оформление ссылок в работе.

Содержание теоретической части исследования.

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов. Структура логического вывода: посылки, заключение; отличие вывода от причинного объяснения. Дедуктивные и индуктивные выводы.

Оформление библиографического списка использованной литературы.

Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Практическое занятие № 3. Составление сложного развернутого плана работы.

Практическое занятие № 4. Актуальность исследования. Предмет и объект исследования.

Практическое занятие № 5.  Цель исследования. Разработка рабочей гипотезы.  

Практическое занятие № 6. Языковые особенности научного стиля.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие виды исследований вы знаете? В чем заключается различие между разными видами исследований?
  2. Назовите основные составляющие учебного исследования, охарактеризуйте каждый из них.
  3. О каких видах исследовательских работ вам известно? Назовите их виды и требования к их оформлению.
  4. В чем заключаются особенности структуры научного отчета? Журнальной научной статьи? Какие особенности композиции имеет журнальная научная статья?
  5. Что такое ведущий замысел исследования? Гипотеза? Какова роль гипотезы в исследовании? Что такое гипотетико-дедуктивный метод исследования?
  6. Назовите характерные особенности научного стиля речи. В чем его отличие от других стилей? Расскажите об особенностях лексики научного стиля, приведите примеры. Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к терминам? Какие словообразовательные элементы характерны для этого стиля речи? Расскажите о морфологических особенностях научного стиля. Почему в нем не употребительны местоимения я, ты и глаголы в 1-м лице единственного числа? В чем особенность синтаксиса этого стиля? Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?
  7. Какие пять правил доказательства вы знаете?
  8. Расскажите об этике цитирования и о правилах оформления ссылок в работе.
  9. Что должна содержать теоретическая часть исследования? Опытно-экспериментальная часть? Заключительная часть? Какова структура логического вывода?
  10. Каковы основные правила оформления результатов учебной исследовательской работы?

  1. Методы эмпирического исследования

Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Интервьюирование. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты.

Обработка эмпирических данных исследования.

Статистическая обработка данных.

Формы представления полученных данных. Таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Общее представление о компьютерной обработке и представлении данных.

Практическое занятие № 7. Формы представления полученных данных.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключается метод наблюдения? В чем специфика метода анкетирования? Социологического опроса?  Расскажите об особенностях интервьюирования и тестирования. Расскажите о специфике лабораторного эксперимента.
  2. О каких видах обработки эмпирических данных исследования вам известно?
  3. Какие виды статистической обработки данных вы знаете?
  4. Какие существуют формы представления полученных данных? Расскажите о каждом из них.
  5. Какие виды компьютерной обработки и представления данных вы знаете?

Второй год обучения (11 класс)

  1. Научное познание

Научное знание как результат научной деятельности. Место науки в системе духовной жизни.

Научное познание и его отличие от других видов познания. Особенности научного познания, его составляющие. Рациональное и чувственное познание. Формирование научного мировоззрения. Интеллект как основа и инструмент познания. Конвергентное и дивергентное мышление. Виды познавательной деятельности.

Понятие истинности научного знания. Критерии истины.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Каково место занимает наука в системе духовной жизни человека?
  2. Чем отличается научное познание от других видов познания? Чем рациональное познание отличается от чувственного? Как формируется научное познание? Что такое конвергентное и дивергентное мышление? Какие виды познавательной деятельности вы знаете?
  3. О каких критериях истины вам известно?

  1. Основы методологии и методики научного творчества

Методы теоретического исследования. Метод и его роль в научном познании. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Абстрагирование и конкретизация. Основные правила деления  объема понятия. Понятие. Определение понятий. Генетическое, контекстуальное определение понятий. Виды понятий. Классификация понятий. Формирование понятий на основе логических правил их определения.

Анализ и синтез. Определение системообразующих связей предметов, явлений. Определение интегративных качеств предметов, явлений. Системный анализ.

Индукция и дедукция.

Моделирование. Математическое моделирование в исследовании.

Исторический метод. Метод анкетирования (опроса).

Метод научного наблюдения. Метод научного эксперимента. Метод мысленного эксперимента.

Классификация и обобщение. Эмпирические однофазное и двуфазное обобщения. Теоретические однофазные и двуфазные обобщения. Составление классификаций. Линейная и генетическая классификация.

Аналогия. Идеализация. Формализация.

Логические основы познания. Логические законы и их применение: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

Суждение. Умозаключения: дедуктивное, индуктивное, по аналогии.

Логические правила аргументации. Понятие доказательства. Лояльные и некорректные приемы эристики. Понятие опровержения. Софизмы, антиномии, логические парадоксы.

Практическое занятие № 1. Математическое моделирование в исследовании.

Практическое занятие № 2.  Метод научного наблюдения.

Практическое занятие № 3.  Метод научного эксперимента.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие методы теоретического исследования вы знаете?
  2. Что такое абстрагирование и конкретизация? Какие правила деления объема понятия существуют в науке? Какие виды вы знаете?
  3. Что такое анализ и синтез? Что подразумевает понятие «системный анализ»?
  4. Чем отличны дедукция и индукция?
  5. В чем заключается суть моделирования?
  6. Охарактеризуйте исторический метод как один из методов научного творчества. Каковы особенности научного наблюдения, научного эксперимента, мысленного эксперимента?
  7. Расскажите о понятиях классификации и обобщения. Как составляются классификации? В чем особенность эмпирического однофазного и двуфазного обобщения? Теоретического однофазного и двуфазного обобщения? Чем отличны линейная и генетическая классификации?
  8. Раскройте понятие  аналогии,  идеализации,  формализации.
  9. Какие логические законы вы знаете? Расскажите об особенностях применения этих законов. О каких логических правилах аргументации вы знаете? Расскажите о понятии доказательства. В чем преимущество лояльных и недопустимость некорректных приемов эристики? В каких случаях применимы софизмы, антиномии, логические парадоксы?
  10. Раскройте понятие суждения. В чем особенности дедуктивного, индуктивного умозаключений и умозаключения по аналогии?

  1. Публичная защита исследовательской работы.

Формы предоставления исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Доклад. Требования к составлению, написанию и оформлению научного доклада.

Основные правила постановки простых и сложных вопросов. Композиция ораторского выступления.

Публичный диалог (вопрос-ответ) и его специфика в условиях публичной защиты текста исследования. Принципы построения публичного диалога. Культура публичного выступления. Использование в споре приемов: «Атака вопросами» и «Бумеранг»

Практическое занятие № 4. Формы предоставления исследовательских работ (самостоятельное  создание одной из форм  на выбор)

Практическое занятие № 5. Составление доклада.

Практическое занятие № 6. Ведение публичного диалога (ролевая игра)

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие формы предоставления исследовательских работ вы знаете? Охарактеризуйте 2-3 на выбор.
  2. Какие требования существуют к докладу?
  3. Расскажите о композиции ораторского выступления. Каковы основные правила постановки простых и сложных вопросов.
  4. В чем заключается специфика публичного диалога? Каковы принципы построения публичного диалога? Расскажите о культуре публичного выступления.

  1. Формирование ценностно-личностной позиции начинающего исследователя

Различение инвариантного и исторически преходящего в ценностях национальной культуры. Понятие о формировании самообразовательного поведения. Воспитание научного мышления.

Научно-исследовательская деятельность в ее ценностно-смысловой характеристике.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Что необходимо для воспитания научного мышления?
  2. В чем заключается смысл и ценность учебно-исследовательской деятельности?

  1. Исследовательская работа как форма научно-познавательной деятельности человека

Системный подход как основа методологии исследования.

Понятийный аппарат исследования.

Понятия дискуссии и полемики.

Практическое занятие № 7. Понятийный аппарат исследования (составление)

Практическое занятие № 8. Ведение дискуссии (ролевая игра)

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключается сущность системного подхода? Почему системный подход является основой методологии исследования?
  2. Охарактеризуйте понятийный аппарат исследования.
  3. Раскройте понятия дискуссии и полемики.

  1. Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций. Итоги работы. Рефлексия.

Практическое занятие № 9. Оценка исследовательской работы.  Взаиморецензирование.

Итоговый контроль

Тематическое планирование занятий (10 класс)

Дата

Тема занятия

  1. Введение.   Мир науки (3)

1

Роль науки в современном мире

2

Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности

3

Особенности научной работы. Этика научного труда

  1. Работа с литературными источниками (7)

4

Характеристика отдельных литературных источников

5

Культура чтения

6

Основы библиографии

7

Библиографический поиск

8

Работа с первоисточниками

9

Практическое занятие № 1.  Методы обработки полученной информации

10

Практическое занятие № 2.  Технология составления и оформления конспекта

  1. Понятие об исследовательской работе (19)

11

Виды исследований

12

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы

13

Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования как текста особого рода

14

Практическое занятие № 3. Составление сложного развернутого плана работы

15

Виды исследовательских работ

16

Научный отчет. Его структура. Порядок составления

17

Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления

18

Структура исследования

19

Практическое занятие № 4. Актуальность исследования. Предмет и объект исследования

20

Ведущий замысел и гипотеза

21

Практическое занятие № 5.  Цель исследования. Разработка рабочей гипотезы

22

Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи

23

Общая структура научно-учебного текста. Пять правил доказательств. Этика цитирования. Оформление ссылок в работе

24

Практическое занятие № 6. Языковые особенности научного стиля

25

Содержание теоретической части исследования

26

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования

27

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов

28

Оформление библиографического списка использованной литературы

29

Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы

  1.  Методы эмпирического исследования (6)

30

Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Интервьюирование. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты

31

Обработка эмпирических данных исследования

32

Статистическая обработка данных

33

Формы представления полученных данных. Таблицы, схемы, диаграммы, графики

34

Практическое занятие № 7. Формы представления полученных данных

35

Общее представление о компьютерной обработке и представлении данных

Тематическое планирование занятий (11  класс)

  1. Научное познание (3)

1

Научное знание как результат научной деятельности. Место науки в системе духовной жизни

2

Научное познание и его отличие от других видов познания

3

Понятие истинности научного знания. Критерии истины

  1. Основы методологии и методики научного творчества (15)

4

Методы теоретического исследования. Метод и его роль в научном познании. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент

5

Абстрагирование и конкретизация

6

Анализ и синтез

7

Индукция и дедукция

8

Моделирование. Математическое моделирование в исследовании

9

Практическое занятие № 1. Математическое моделирование в исследовании

10

Исторический метод. Метод анкетирования (опроса)

11

Метод научного наблюдения. Метод научного эксперимента. Метод мысленного эксперимента

12

Практическое занятие № 2.  Метод научного наблюдения

13

Практическое занятие № 3.  Метод научного эксперимента

14

Классификация и обобщение

15

Аналогия. Идеализация. Формализация.

16

Логические основы познания

17

Суждение. Умозаключения: дедуктивное, индуктивное, по аналогии

18

Логические правила аргументации

  1. Публичная защита исследовательской работы (7)

19

Формы предоставления исследовательских работ

20

Практическое занятие № 4. Формы предоставления исследовательских  работ

21

Доклад

22

Практическое занятие № 5. Составление доклада

23

Основные правила постановки простых и сложных вопросов. Композиция ораторского выступления

24

Публичный диалог и его специфика в условиях публичной защиты текста исследования

25

Практическое занятие № 6. Ведение публичного диалога (ролевая игра)

  1. Формирование ценностно-личностной позиции начинающего исследователя (2)

26

Различение инвариантного и исторически преходящего в ценностях национальной культуры

27

Научно-исследовательская деятельность в ее ценностно-смысловой характеристике

  1. Исследовательская работа как форма научно-познавательной деятельности человека (5)

28

Системный подход как основа методологии исследования

29

Понятийный аппарат исследования

30

Понятия дискуссии и полемики

31

Практическое занятие № 7. Понятийный аппарат исследования

32

Практическое занятие № 8. Ведение дискуссии

  1. Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций. Итоги работы. Рефлексия

33

Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций

34

Практическое занятие № 9. Оценка исследовательской работы. Взаиморецензирование

35

Итоговый контроль (тестирование)

Литература

  1. Акоф Р.,Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1971
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000
  3. Брайт Л. Развиваем интеллект. СПб: Питер Пресс. 1997.
  4. Бутенко И.А. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа,1989.
  5. Волков А., Никитина Р. Школьник готовит реферат.//. «Наука и школа» N2, 1996.
  6. Волков А.,Никитина Р. Введение в научно-исследовательскую работу /учеб. прогр. для лицеев и гимназий/. // "Школа"N4, 1996.
  7. Волков А.Е., Федотова Т.И, Ялышева Л.В. Учить школьников творчески мыслить. //Учитель N3, 2002.
  8. Вуджек Т. Тренировка ума.СПб: Питер Пресс. 1996.
  9. Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер, 1997.
  10. Гетманова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей,1992
  11. Граник Г. Когда книга учит. М.:Педагогика, 1988.
  12. Гузеев С.В. Образовательная технология: от приёма до философии – М: Сентябрь, 1996.
  13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.- М.: Совершенство, 1997
  14. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: уч. педаг. изд. минист. просв. РСФСР, 1961.
  15. Зайченко О.М.Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.
  16. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.:Прогресс-пракситель,1989.
  17. Копонин П.В. Диалектика, Логика, Наука. М.: Наука, 1973.
  18. Кузин Ф.А.Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие М.: «ОСЬ-89»,1998.
  19. Малькова З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы. //Педагогика N1, 2000.
  20. Мидгал А.В. Заметки о психологии научного творчества. Будущее науки. Сборник статей. М.: Знание, 1977.
  21. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. Мн.: ООО «Попурри»,1996.
  22. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
  23. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979.
  24. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.
  25. Пятая Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».Проспект. М.: Ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», МГТУ им. Н.Э. Баумана 1997.
  26. Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика N1, 1998.
  27. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в про
  28. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников.
  29.  Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М., 1985.
  30. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.,1993.
  31. СоперП.Л.. Основы искусства речи. М.: яхтсмен, 1995.
  32. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания.// Завуч, 2000.
  33. Швырев. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.
  34. Щетников. Мысленный эксперимент и рациональная наука..М.: Аспект Пресс, 1994.
  35. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося современной школы. М: Сентябрь, 1998.

Составитель:

Моторкова И.В.

Утверждаю

Директор СОШ №1

Гайдабура Л.И.

«_____» __________2007

Согласовано

Зам. директора по УВР

«_____» __________2007

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № _________

от «_____» ____________2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе....

Презентация основы учебно-исследовательской деятельности учащихся

Презентация содержит теоретический материал...

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах....

Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной   деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...