Программа воспитания коммуникативной культуры "Мы - вместе" 5-9 класс
материал по теме

Программа содержит описание тренингов, тестов, организационно-деятельностных игр для формирования коммуникативной культуры учащихся в основной школе. Программа разработана для классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vosp_raboty.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Программа воспитания

коммуникативной культуры

учащихся  5-9 классов

«Мы – вместе»

                                                        Автор:   Бутакова Вера Владимировна,

        учитель русского языка и литературы высшей категории

г. Крымск

2009  

Пояснительная записка

       Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется   ведущий тип деятельности. По  словам Л.С. Выготского, главным в жизни младшего подростка становится общение. Для учащихся 5 класса  становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда  дети начинают задумываться о том, почему у некоторых  ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли  считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и  многими другими вопросами.

      Именно в общении  младшие подростки усваивают нравственные  нормы, типичные для общества в целом и  конкретной социальной среды. Именно в общении формируются  продуктивные поведенческие навыки.

      Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися 5-7 классов и является  первой  частью по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов  поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры младших подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

      Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа  предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, участковым школьным инспектором, библиотекарем.

     Ведущие идеи  программы:

  1. приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников  как основы для овладения нравственными ценностями  личности;
  2. формирование  коммуникативной компетенции в школьниках  облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;
  3. толерантность  пронизывает все стороны коммуникации, помогая  с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках  окружающих;
  4. мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;
  5. коммуникативная культура человека  снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;
  6. развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».

Цель программы: формирование у младших  подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;
  2. мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;
  3. способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;
  4. формировать толерантное отношение  к  миру в целом, к конкретным людям;
  5. создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.

Необходимые  педагогические условия:

  1. постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;
  2. активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
  3. педагогическая поддержка классным руководителем подростков;
  4. создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);
  5. создание воспитывающей среды  в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;
  6. принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;
  7. этическая защита учащихся и сохранение их тайн.

Методы и формы работы:

  1. социально-психологические тренинги межличностной  коммуникации;
  2. организационно-деятельностные игры;
  3. дыхательные и двигательные упражнения;
  4. методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

В основе занятий лежат следующие принципы:

  1. этичное отношение к личности;
  2. эмпатическое понимание мира подростка;
  3. конструктивное общение;
  4. интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
  5. необходимость выслушивать всех желающих;
  6. конфиденциальность;
  7. диалогичность и рефлексия;
  8. добровольность.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

  1. приветствие – позволяет  сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и  взаимопринятия;
  2. разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное  напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;
  3. основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы  и личностно-ориентированной  ситуации;
  4. рефлексия занятия – предполагает обмен  мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.

Прогнозируемые результаты:

  1. подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
  2. учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
  3. разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над  собой;
  4. у ребят сформируется  потребность обращаться  к своему  внутреннему миру, анализировать  собственные поступки, рефлексировать;
  5. будет создана  устойчивая система классного самоуправления.

Концептуальная модель воспитательной системы класса

 по развитию коммуникативной культуры школьников

Коммуникативная культура школьников



Ценностно-целевой компонент

Субъект-субъектный компонент

Содержа-тельный компонент

Процессуаль-

но-коммуни-кативный

компонент

Диагностико-результатив-ный компонент

- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;

- приоритетные  идеи построения воспитательной системы класса;

-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей

- учащиеся класса;

- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;

- родители класса;

- другие значимые взрослые

- программа воспитания коммуникатив-

ной культуры

через систему тематических занятий;

- социально-психологичес-кий   тренинг как системооб-разующий вид деятельности;

- аспекты личностного роста;

- совместная деятельность субъектов программы

- формы и методы воспитательного воздействия;

- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;

- внешние и внутренние связи коммуникации;

- развитие классного самоуправления

- способы и методики изучения  классного коллектива;

- критерии и показатели эффективности результатов

воспитательного воздействия;

- анализ и оценка результативности



Рефлексивное управление



Критерии и показатели  эффективности управления воспитательной системой;

Воспитательный анализ управления системой;

Самоуправление

Модель развития самоуправления в классе

  

Тематический план

5 класс

Тема

Цели

 Тип занятия

1.

Расскажи мне о себе…

Знакомство с новым классным руководителем, вновь прибывшими детьми, правилами работы в группе.

Работа в группе

2.

Приветствие в нашей жизни

Овладение навыками  разных типов приветствий.

Организационно-деятельностная игра

3.

Социометрия. Кого бы взял  на необитаемый остров

Определение выборов значимых одноклассников.

Организационно-деятельностная игра

4.

Чем я отличаюсь от других

Развитие навыков самопознания и самопринятия.

Социально-психологический тренинг

5.

Я в мире людей. Что такое коллектив?

Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе.

Социально-психологический тренинг

6.

Как жить в согласии с собой и с другими

Выработка доброжелательного отношения друг к другу.

Социально-психологический тренинг

7.

Общение в моей жизни

Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.

Социально-психологический тренинг

8.

Как отказаться от нежелательного знакомства

Безопасные навыки общения с посторонними

Организационно-деятельностная игра

9.

Расскажи мне обо мне…

Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов 1 года программы

Работа в группе

Рефлексия

Тематический план

6 класс

Тема

Цели

 Тип занятия

1

Правила жизни в коллективе. Этикет

Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива

Работа в группе

2

Поведение и культура

Стимулирование поведен-ческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

Организационно-деятельностная игра

3

Общение и уважение

Формирование навыков эффективного межличностного общения

Социально-психологический тренинг

4

Конфликт – неизбежность или…

Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте

Социально-психологический тренинг

5

Толерантность – норма жизни

Развитие терпимого отноше-ния к людям других национа-льностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций

Социально-психологический тренинг

6

Без друзей  меня чуть-чуть

Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

Социально-психологический тренинг

7

Я знаю Закон Красно-дарского края  № 1539

Исполнение Закона № 1539,  профилактика правонаруше-ний среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

8

Умей сказать «Нет!»  

Воспитание  неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения

Социально-психологический тренинг

9

На пути к гармонии

Развитие  позитивной пози-ции по отношению к окру-жающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия

Тематический план

7 класс

Тема

Цели

 Тип занятия

1

Пойми меня!

Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

Социально-психологический тренинг

2

Я познаю себя

Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков

Социально-психологический тренинг

3

Как поступить, если…

Обучение способам поведения в различных ситуациях  в подростковой среде

Организационно-деятельностная игра  (Девочки и мальчики отдельно)

4

 Мир вокруг меня

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Социально-психологический тренинг

5

Закон Красно-дарского края  № 1539 в моей жизни

Исполнение Закона № 1539,  профилактика правонарушений  и отклоняющегося поведения среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

6

Быть толерантным просто

Развитие коммуникативных навыков,  доброжелательного отношения друг к другу

Социально-психологический тренинг

7

Как не ошибиться в выборе друзей

Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы

Социально-психологический тренинг

8

Вежливость – привилегия великих

Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости   и эффективному межличностному общению

Организационно-деятельностная игра

9

Что мы ценим в людях и в себе

Развитие  позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия

Мотив группового действия

«Мы – вместе»

Определение цели деятельности

Обсуждение целей.

Принятие цели классом.

Постановка управленческой проблемы. Выдвижение идей.

Обсуждение вариантов решения. Мозговой штурм

Выбор вариантов действия. Коллективное принятие решения.

Реализация решения. Коллективные творческие дела

Коллективное подведение итогов.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания обучающихся 9-го класса

Структура программы, содержание программы. Работа с родителями. Работа с педагогами, работающими в классе. Индивидуальная работа с обучающимися....

Программа воспитания в 5 - 7 классах.

Программа воспитания 5 - 7 класс. Даны материалы по воспитательной работе, характеристика класса, анализ работы за прошедший учебный год и планирование воспитательной работы....

Программа воспитания и социализации 11 класс

Воспитательная программа  11 класса...

Программа воспитания "Академия успеха" 5 класс

Программа воспитания "Академия успеха" 5 класс...

Рабочая программа воспитания учащихся 5 "б" класса ГБОУ РБНЛИ №1

Рабочая программа воспитания учащихся 5 "б" класса ГБОУ РБНЛИ №1...

Программа воспитания школьников в 6 классе "Здоровый образ жизни и безопасность"

Программа воспитания школьников в 6 классе «Здоровый образ жизни и безопасность» призвана сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни, обучить правилам безопасности в различных...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ обучающихся 10 «А» класса на 2020 - 2023 г. МОБУ "Центр образования" ГО "г. Якутск"

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...