Формирование речи дошкольника посредством сюжетно - ролевых игр
материал по теме

Исрафилова Гульнур Рифкатовна

Материал о том, как формируется речь детей во 2 младшей группе во время сюжетно - ролевых игр с фотографиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. Играя с детьми, наблюдая   за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Из  наблюдений сделала  вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия  с каждым ребенком.                                                                     Я перед собой поставила следующие задачи:

  1. научить ребенка играть;
  2. содействовать объединению детей  в игре;
  3. тактично руководить выбором игры;
  4. научить детей соблюдать правила во время игры;
  5. воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры.

Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

•        Создание необходимой игровой среды.

•        Непосредственное руководство играми детей.

   Мы оборудовали игровую среду:  куклы, мебель, разная посуда, машинки  быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром и после дневного сна.     Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.  Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью, в младшей группе, мы проводили наблюдения с детьми за работой няни.  Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот,  рассказывая о том,  какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно,  поэтому все так вкусно.                                                                                           После трех лет в жизни ребенка начинается период заинтересованности в сложной игре, игре с сюжетом и правилами. Такой тип называют сюжетно-ролевыми играми. Как следует из названия, в них прослеживается распределение ролей между участниками, а также подчиненность игры внутренней логике действий, характерных для выбранного сюжета. Наиболее часто дети берут за основу профессиональную деятельность (доктор, летчик, продавец, учитель), семейную жизнь, сказочные сюжеты (кукольный театр). Во время игры дети учатся соблюдать оговоренные правила и достигать компромиссов, чему теоретически научить весьма и весьма сложно.

Понаблюдав за тем, как дети играют в семью, вы и сами можете узнать много нового. В игре воспроизводится действительность, несколько искаженная, но все же.

На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «детский сад»

Из перечисленных выше игр наиболее близкой детям темой является игра в «семью». Дети четвертого года жизни как мальчики, так и девочки постоянно проявляют интерес к этим играм. Они любят переодевать, укладывать кукол в постель, кормить, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравится готовить куклам обеды. Они с удовольствием что-то помешивают в кастрюле, наливают в тарелки, чашки, кормят ложечкой своих «деток».
Играми с машинами увлекается большинство детей четвертого года жизни. Однако уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей.
Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Дети катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их. Строят чаще всего гаражи для индивидуальных машин.

В играх избирают только одну роль — шофера. Дети четвертого года жизни очень любят сооружать различные постройки из мелкого и крупного строительного материала. Строительство является элементом почти всех игр.

Одной из характерных игр для детей четвертого года жизни является игра в «детский сад». Знания детей позволяют развить эту игру на достаточно высоком уровне.
Именно через сюжетно-ролевую игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

В игре  идёт развитие речи детей.

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Сюжетно-ролевая игра  отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

Дошкольный  возраст  -  время  активного  вхождения  ребенка  в  широкий  социальный  мир.  Наша  задача  состоит  в  том,  чтобы  дать  правильное  направление  эмоциональному  развитию  ребенка,  к  положительному  самоутверждению.  А  получить  он  это  может  через  сюжетно-ролевую  игру,  так  как  она  является  основным  видом  игры  дошкольного  возраста.  В  ней  как  раз  таки  и  строятся  взаимоотношения  ребенка  и  взрослого,  отношения  со  сверстниками.

Чтобы  обеспечить  детям  полноценное  развитие  речи,  необходимо  наряду  с  «обязательными»  занятиями,  шире  использовать  моменты  повседневной  жизни,  которые  предоставляют  большие  возможности  для  закрепления  речевых  навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Развитие устной речи обучающихся через сюжетно-ролевые игры в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов НОО

Описание опыта работы на VIII городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г.Нижневартовска «Образование – будущее города»...

методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.

Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизиро...

Развитие устной речи обучающихся через сюжетно - ролевые игры в условиях введения ФГОС НОО

система обучения английскому языку, основанная на развитии устной речи через коммуникативную деятельность. Примеры сюжетно-ролевых игр...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...