Роль мотивации в успешности овладения метода проектов
статья по теме

Булыгина Наталия Владимировна

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, его начало, направленность и активность. Технология проектной деятельности позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и оказывает помощь ему в адаптации к жизни в стремительно меняющемся обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_motivacii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Роль мотивации в успешности овладения

метода проектов

        

 Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, его начало, направленность и активность.

Мотивация - это система факторов, регулирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Обучающиеся, мотивированные на успех, ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель.

Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться успехов в своей деятельности, выбирают средства, действия, направленные на достижение поставленной цели. Именно этому способствует технология проектной деятельности, которая позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и оказывает помощь ему в адаптации к жизни в стремительно меняющемся обществе.

Проектная деятельность является одной из ведущих технологий саморазвития личности. Как показывает практика, в своей педагогической деятельности учителя нашей школы активно используют метод проектов.

Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную и значимую форму

Мы увидели, что проектная деятельность позволяет повысить интерес обучающихся к познавательной деятельности,  готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности, учит позитивно организовывать совместную работу внутри группы единомышленников. Всё это не маловажно для дальнейшего жизненного успеха в любой сфере деятельности, как в личной, так и в общественной.

Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

В работе над проектами мы  используем следующие методы формирования мотивационной сферы в учебной и воспитательной деятельности:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы формирования ответственности и обязательности;

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя- обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебно-воспитательной деятельности, к ее содержанию, формам, методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основными методами эмоционального стимулирования в работе над проектом служат: создание ситуаций успеха в учении и самовоспитании, поощрение и порицание; использование игровых форм организации учебной  и воспитательной деятельности.

Полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применение его в жизни, как исполнителю проекта, так и соученикам, и школе.

Методы формирования ответственности и обязательности. Этот процесс опирается не только на эмоции, но и на ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности.

Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить.

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения школьникам личностной значимости каждого участника в работе целого проекта; приучения их к выполнению намеченных планов.

        В проектной деятельности особенно ярко прослеживаются методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся. Наибольший эффект при выполнении проекта дают такие методы как:

  1. творческое задание;
  2. постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  3. дискуссия (организация обсуждения материала);
  4. перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса в проектной деятельности являются следующие методы:

  1. формирование готовности восприятия исследуемого  материала;
  2. выстраивание игрового сюжета;
  3. стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Так, например, проект «Моя семья» способствовал формированию уважительного отношения к родителям, к семейным традициям.

Проекты по окружающему миру  - воспитание любви к животным, природе, к родному краю.

Проекты по истории и литературе способствуют формированию воспитания патриотизма, гражданственности, интерес к истории

Проекты по природоведению, экологии, биологии способствуют формированию  экологической культуры.

Проекты по литературе воспитывают грамотного читателя, эстетически развитого человека.

Проекты по ОБЖ  воспитывают ответственность за себя, окружающих. Воспитание гуманного отношения друг другу.

Проекты по географии способствуют формированию единого исторического и географического пространства, а так же способствует формированию воспитанию национальной гордости, сохранение традиций, народной культуры.

Проекты по иностранному языку способствуют развитию кругозора, пропаганде здорового образа жизни.

Проекты по биологии – это стремление к самосовершенствованию и здоровому образу жизни

Проекты по русскому языку способствуют развитию культуры языка, культуры чтения.

Проектно-исследовательская деятельность с учащимися как в учебной, так и во внеурочной деятельности имеет свои преимущества:

  1. внеурочная деятельность не ограничена временными рамками, что позволяет ученику более детально вникнуть в проблему, применить разнообразные виды деятельности, что способствует развитию коммуникационной культуры.
  2. полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применение его в жизни, как исполнителю проекта, так и соученикам, и школе.
  3. разработка и реализация проекта опирается на определённую базу накопленных знаний и умений, представлений и навыков каждого ученика индивидуально. Это позволяет ученику определить границу знаний-незнаний и мотивировать его на дальнейшее обучение
  4.  занятие проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальных болезней, идущих из подростковой среды.
  5. участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально активным.

Итак, основной целью метода проектов в воспитании является выявление интеллектуального потенциала учащихся школы, раскрытие способностей и формирование ценностных ориентиров у современного ученика.

Таким образом, проекты разной направленности  позволяют смотивировать ученика на саморазвитие, самореализацию, самовоспитание, повышение самооценки.

МОУ Пречистенская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Как правильно оценить уровень знаний учащихся....

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Контроль является, как известно, важнейшим фактором в процессе обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку. Он позволяет не только установить уровень успешности обучения, но и ...

Упражнения для овладения методом проектов

Карточки с упражнениями для работы учащихся по овладению методом проектирования...

Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка

Материал имеет целью рассмотреть  роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных к...

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....