Рабочая программа по математике для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Виленкина 5 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_dlya_6_kl.doc490 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Морозовская средняя общеобразовательная школа»

 «Рассмотрено»                                            «Согласовано»                    «Утверждаю»  

на заседании методического объединения             Методический совет                       Директор МОУ «Морозовская СОШ»

учителей естественнонаучных дисциплин             Протокол №_____________             __________ О.А. Плешкова

Протокол № _   от «__» _______ 20__г.                  «__»__________20__г

                                                                                     _______________________                  «__»__________20__г  

                                                                                                                                (Подпись)

Рабочая программа учебного курса

«Математика»

для 6 класса

основного общего образования

Составитель: учитель математики

МОУ «Морозовская СОШ»

Сверкунова В.Н.

                     

20__-20__ учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с примерной программой В.И. Жохова «Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы» и является базовой.

Цели обучения математике.

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике.

Целью изучения курса математики в VI классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА, РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Закон об образовании // Вестник образования. — 2004. — № 12.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике // Вестник образования России. — 2004. — № 12. — С. 107 — 119.
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. -— М.: Мнемозина, 2009. — С. 14-24.
  4. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005/06 учебный год» // Приказ Министерства образования и науки РФ № 93 от 21.10.2004 г.

Общая характеристика предмета

Цели обучения предмету

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится не менее 170 ч. За год из расчета 5 часов в неделю.

Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.

Математическое образование в 6 классах складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей».

Таким образом, в результате изучения программного материала учащиеся получают возможность:

  1. развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  2. развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры;
  3. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического  моделирования реальных процессов и явлений.

В результате изучения математики в 6 классе ученик должен:

 знать (предметно-информационная составляющая образования):

  1. существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  2. как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  3. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширить понятие числа;
  4. примеры геометрических объектов;

уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образования):

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде  обыкновенной и в простейших   случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
  4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  1. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  2. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  3. распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
  4. осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
  5. решать линейные уравнения;
  6. изображать числа точками на координатной прямой;
  7. определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
  8. извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ценностно-ориентационная составляющая образования) для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием  при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  3. выполнения расчетов по формулам, для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
  5. анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц, графиков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. исследовательской деятельности, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  3. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  4. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  5. поиска, систематизации, анализа и классификации источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Структура предмета Математика, V—VI классы

1. Делимость чисел (20 ч).

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.

В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству/с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.

Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их; изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.

Учащиеся должны уметь разложить число на множители.

-        Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями  (22 ч).

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю, При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.

При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч).

Умножение и деление, обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования . умений выполнять действия с алгебраическими дробями.

Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.

4.        Отношения и пропорции (18 ч).

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции,-. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.

Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.

Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.

В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.

5.        Положительные и отрицательные числа (13 ч).

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.

Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на пря мой. Координата точки.

Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.

Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание , чисел  иллюстрируется  соответствующими  перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч).

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 1/2 , 1/4 , 1/5 , 1/20 .

8.        Решение уравнений (13 ч).

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.

Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.

9.        Координаты на плоскости (13 ч).

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.

Основным результатом знакомства учащихся с координат ной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

10. Повторение. Решение

Требования к математической подготовке учащихся

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны: — правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной дроби);

— сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

— выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней и квадратных корней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы, применять калькулятор;

— составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;

— округлять целые числа и десятичные дроби, понимать смысл записи, а = 7,3 ± 0,1, производить прикидку и оценку результата вычислений, выполнять вычисления с числами, записанными в стандартном виде.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. правильно употреблять термины,«выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать  формулировку  заданий: «упростить  выражение», «разложить на множители»;
  2. составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
  3. выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями, многочленами, алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
  4. выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1.  понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики; правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «система», «корень уравнения»; «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство, систему»;
  2.  решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
  3.  решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
  4.  решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Знания, умения, навыки 6 класс

Теоретические знания

Практические умения

Приобретенные навыки

Делимость чисел

Знание делителей и кратных чисел, общих делителей и кратных. Знание признаков делимости на 2, 3, 5, 10 и умение применять их при работе с числами.

Умение раскладывать натуральные числа на простые множители.

Навыки нахождение НОК и НОД

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Знание основного свойства дроби. Сокращение дробей.  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Умение сокращать дроби, понимание и умение находить наименьший общий знаменатель нескольких дробей для сравнения, сложения и вычитания

Навыки  нахождение НОЗ

Умножение и деление обыкновенных дробей  

Умение умножения и деления обыкновенных дробей

Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решение основных задач на дроби

Отношения и пропорции, понимание прямой и обратной пропорциональности величин, Представление о длине окружности и площади круга, знание геометрических фигур: окружность, круг, шар.

Умение решать задачи с помощью пропорции

Навыки решения задач на ППЗ и ОПЗ

Положительные и отрицательные числа

Усвоение понятия модуля числа. Овладение алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Знание алгоритмов действий с числами с разными знаками.

Навыки действий по алгоритмам

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков

Навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков

Навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Решение уравнений

Умение раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать линейные уравнения и задачи

Навыки преобразования выражений и решения линейных уравнений

Координаты на плоскости

Умение строить перпендикуляр к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Построение прямоугольной системы координат на плоскости. Умение различать абсциссу и ординату точки, строить точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Навыки построения координатной плоскости. Навыки построения точек в координатной плоскости.

Требования к уровню подготовки шестиклассников.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  2. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  3. как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  4. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  5. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

Арифметика

уметь

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
  4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  7. решать линейные уравнения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.

Алгебра

уметь

  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
  2. решать линейные уравнения;
  3. изображать числа точками на координатной прямой;
  4. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

Геометрия

уметь

  1. распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  2. изображать изученные геометрические фигуры;
  3. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  1. извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
  2. решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  3. вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. распознавания логически некорректных рассуждений;
  2. анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  3. решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1.  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  7. возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  2. допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Список литературы

Для учащихся  6 классов

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. /19-е изд./ - М.:Мнемозина, 2006.
  2. И.Ф. Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для учащихся V – VI классов. М.: МИРОС, 1995.
  3. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Математика: Задачи на смекалку, 5-6 класс, - М.: Просвещение, 1995.
  4. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ для 6 класса. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

Для учителя 5 – 6 классов

  1. Методические рекомендации по образовательной области «Математика»./ А.Ф. Клейменов, В.Н. Ушаков, А.Е. Шнайдер. – Екатеринбург: ИРРО, 1996.
  2. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5-6 классах: пособ. Для учителя – М: «Русское слово», 1998
  3. Е.С. Сычева, А.В. Сычев. Тестовые задания по математике – М: «Школьная пресса», 2006  
  4. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Классике Стиль, 2004.
  5. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ для 6 класса. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
  6. П.И. Алтынов. Контрольные и проверочные работы по математике. 5 – 6 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.
  7. Е.Б.Арутюнян, М.Б. Волович и др. Математические диктанты для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 1991.
  8. Демонстрационные модели:
  1. Модель «Доли и дроби»
  2. Модель «Прямоугольный параллелепипед»
  3. Модель «Куб»
  4. Модель «Сфера»
  5. Демонстрационный транспортир
  6. Демонстрационный циркуль
  7. Демонстрационный треугольник

Принятые сокращения:

КУ – комбинированный урок

НТ – Новая тема

ПУ – Урок повторения

УЗ – Урок закрепления

СР – Самостоятельная работа

КР – Контрольная работа

ТС – тестирование

ПР – Практическая работа

УО – устный опрос

ФО – Фронтальный опрос

КД – карточки диагностические

ДЗ – Домашняя работа

№ П/П

Название раздела, темы занятия

Дата

Тип урока

Котрольно-оцночная деятельность

Формирование общеучебных умения и навыков

Формирование специальных умений и навыков

Домашнее задание

Дидактические материалы, наглядные пособия, оборудование, ЦОР

планируемая

фактическая

обязательные

дополнительные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Глава 1. Обыкновенные дроби

§1. Делимость чисел 20 часов

1-4

Повторение курса математики 5 класса

ПУ

5/1

Делители и кратные

НТ

ДЗ

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа.  Разложение натурального числа на простые множители

Умение: находить делители; применять признаки делимости; раскладывать число на простые множители

Навыки нахождение НОД и НОК

6/2

Делители и кратные

УЗ

ДЗ

7/3

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

НТ

ДЗ

8/4

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

УЗ

ДЗ

9/5

Признаки делимости на 9 и на 3

НТ

ДЗ

10/6

Признаки делимости на 9 и на 3

УЗ

ДЗ

11/7

Простые и составные числа

НТ

ДЗ

12/8

Простые и составные числа

УЗ

ДЗ

13/9

Разложение на простые множители

НТ

ДЗ

14/10

Разложение на простые множители

УЗ

СР

СР

15/11

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

НТ

ДЗ

16/12

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

УЗ

ДЗ

17/13

Наименьшее общее кратное

НТ

ДЗ

18/14

Наименьшее общее кратное

УЗ

ДЗ

19/15

Контрольная работа №1

КР

СР

СР

20/16

Работа над ошибками 

ПУ

КР

КР

§2 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 22 часа

21/1

Основное свойство дроби

НТ

ДЗ

Знание основного свойства дроби. Сокращение дробей.  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел

Умение сокращать дроби, понимание и умение находить наименьший общий знаменатель нескольких дробей для сравнения, сложения и вычитания

Навыки  нахождение НОЗ, сложения и вычитания смешанных чисел

22/2

Основное свойство дроби

УЗ

ДЗ

23/3

Сокращение дробей

НТ

ДЗ

24/4

Сокращение дробей

УЗ

ДЗ

25/5

Приведение дробей к общему знаменателю

НТ

ДЗ

26/6

Приведение дробей к общему знаменателю

УЗ

ДЗ

27/7

Приведение дробей к общему знаменателю

КУ

СР

СР

28/8

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

НТ

ДЗ

29/9

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

УЗ

ДЗ

30/10

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

КУ

СР

СР

31/11

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

КУ

ДЗ

32/12

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

КУ

ДЗ

33/13

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

КУ

СР

СР

34/14

Контрольная работа № 2

КР

КР

КР

35/15

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

36/16

Сложение и вычитание смешанных чисел

НТ

ДЗ

37/17

Сложение и вычитание смешанных чисел

УЗ

ДЗ

38/18

Сложение и вычитание смешанных чисел

КУ

СР

СР

39/19

Сложение и вычитание смешанных чисел

КУ

ДЗ

40/20

Повторительно-обобщающий урок

ПУ

СР

СР

41/21

Контрольная работа №3

КР

КР

КР

42/22

Работа над ошибками

§3 Умножение и деление обыкновенных дробей 31 час

43/1

Умножение дробей

НТ

ДЗ

Знание алгоритмов умножения  и деления дробей

Умение умножения и деления обыкновенных дробей

Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решение основных задач на дроби

44/2

Умножение дробей

УЗ

ДЗ

45/3

Умножение дробей

КУ

СР

СР

46/4

Умножение дробей

КУ

ДЗ

47/5

Нахождение дроби от числа

НТ

ДЗ

48/6

Нахождение дроби от числа

УЗ

ДЗ

49/7

Нахождение дроби от числа

КУ

СР

СР

50/8

Нахождение дроби от числа

КУ

ДЗ

51/9

Нахождение дроби от числа

КУ

ДЗ

52/10

Применение распределительного закона умножения

НТ

ДЗ

53/11

Применение распределительного закона умножения

УЗ

ДЗ

54/12

Применение распределительного закона умножения

КУ

СР

СР

55/14

Применение распределительного закона умножения

КУ

ДЗ

56/15

Контрольная работа №4

КР

КР

КР

57/16

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

58/17

Взаимно обратные числа

НТ

ДЗ

59/18

Взаимно обратные числа

УЗ

ДЗ

60/19

Деление

НТ

ДЗ

61/20

Деление

УЗ

ДЗ

62/21

Деление

КУ

СР

СР

63/22

Деление

КУ

ДЗ

64/23

Деление

КУ

СР

СР

65/24

Контрольная работа № 5

КР

КР

КР

66/25

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

67/26

Нахождение числа по его дроби

НТ

ДЗ

68/27

Нахождение числа по его дроби

УЗ

ДЗ

69/28

Дробные выражения

НТ

ДЗ

70/29

Дробные выражения

УЗ

ДЗ

71/30

Контрольная работа №6

КР

КР

КР

72/31

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

§4 Отношения и пропорции 18 часов

73/1

Отношения

НТ

ДЗ

Понимание прямой и обратной пропорциональности величин, Представление о длине окружности и площади круга, знание геометрических фигур: окружность, круг, шар

Умение решать задачи с помощью пропорции

Навыки решения задач на ППЗ и ОПЗ

74/2

Отношения

УЗ

ДЗ

75/3

Отношения

УЗ

ДЗ

76/4

Отношения

УЗ

ДЗ

77/5

Отношения

КУ

СР

СР

78/6

Пропорции

НТ

ДЗ

79/7

Пропорции

УЗ

ДЗ

80/8

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

УЗ

ДЗ

81/9

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

КУ

ДЗ

82/10

Контрольная работа № 7

КР

КР

КР

83/11

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

84/12

Масштаб

НТ

ДЗ

85/13

Масштаб

УЗ

ДЗ

86/14

Длина окружности и площадь круга

НТ

ДЗ

87/15

Длина окружности и площадь круга

УЗ

ДЗ

88/16

Шар

НТ

ДЗ

89/17

Шар

УЗ

ДЗ

90/18

Контрольная работа № 8

КР

КР

КР

Глава 2. Рациональные числа

§5 Положительные и отрицательные числа 13 часов

91/1

Координаты на прямой

НТ

ДЗ

Усвоение понятия модуля числа. Овладение алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Умение применять алгоритмы действий с числами с разными знаками.

Навыки действий по алгоритмам

92/2

Координаты на прямой

УЗ

ДЗ

93/3

Противоположные числа

НТ

ДЗ

94/4

Противоположные числа

УЗ

ДЗ

95/5

Модуль числа

НТ

ДЗ

96/6

Модуль числа

УЗ

ДЗ

97/7

Сравнение чисел

НТ

ДЗ

98/8

Сравнение чисел

УЗ

ДЗ

99/9

Сравнение чисел

КУ

СР

СР

100/10

Изменение величин

НТ

ДЗ

101/11

Изменение величин

УЗ

ДЗ

102/12

Контрольная работа № 9

КР

КР

КР

103/13

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

§6 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 11 часов

104/1

Сложение чисел с помощью координатной прямой

НТ

ДЗ

Знание правил и алгоритмов действий с числами разных знаков

Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков

Навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

105/2

Сложение чисел с помощью координатной прямой

УЗ

ДЗ

106/3

Сложение отрицательных чисел

НТ

ДЗ

107/4

Сложение отрицательных чисел

УЗ

ДЗ

108/5

Сложение чисел с разными знаками

НТ

ДЗ

109/6

Сложение чисел с разными знаками

УЗ

ДЗ

110/7

Вычитание чисел с разными знаками

НТ

СР

СР

111/8

Вычитание чисел с разными знаками

УЗ

ДЗ

112/9

Повторительно-обобщающий урок

КУ

ДЗ

113/10

Контрольная работа №10

КР

КР

КР

114/11

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

§7 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 12 часов

115/1

Умножение

НТ

ДЗ

Знание правил и алгоритмов умножения и деления чисел с разными знаками

Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков

Навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

116/2

Умножение

УЗ

ДЗ

117/3

Умножение

КУ

СР

СР

118/4

Деление

НТ

ДЗ

119/5

Деление

УЗ

ДЗ

120/6

Деление

КУ

СР

СР

121/7

Рациональные числа Деление

НТ

ДЗ

122/8

Рациональные числа Деление

УЗ

ДЗ

123/9

Контрольная работа № 11

КР

КР

КР

124/10

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

125/11

Свойства действий с рациональными числами

НТ

ДЗ

126/12

Свойства действий с рациональными числами

УЗ

ДЗ

§8 Решение уравнений 13 часов

127/1

Раскрытие скобок

НТ

ДЗ

Знание правил приведения подобных слагаемых и алгоритма решения линейных уравнений.

Умение раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать линейные уравнения и задачи

Навыки преобразования выражений и решения линейных уравнений

128/2

Раскрытие скобок

УЗ

ДЗ

129/3

Коэффициент

НТ

ДЗ

130/4

Коэффициент

УЗ

ДЗ

131/5

Подобные слагаемые

НТ

ДЗ

132/6

Подобные слагаемые

УЗ

ДЗ

133/7

Контрольная работа № 12

КР

КР

КР

134/8

Работа над ошибками

ПУ

ДЗ

135/9

Решение уравнений

НТ

ДЗ

136/10

Решение уравнений

УЗ

ДЗ

СР

137/11

Решение уравнений

КУ

СР

138/12

Контрольная работа № 13

КР

КР

КР

139/13

Работа над ошибками

ПУ

ПУ

§9 Координаты на плоскости 13 часов

140/1

Перпендикулярные прямые

НТ

ДЗ

Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Построение точек по заданным координатам.

Умение строить перпендикуляр к и параллельные прямые с помощью угольника и линейки. Построение прямоугольной системы координат на плоскости. Умение различать абсциссу и ординату точки, строить точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Навыки построения точек в координатной плоскости, перпендикулярных и параллельных прямых.

141/2

Перпендикулярные прямые

УЗ

ДЗ

142/3

Параллельные прямые

НТ

ДЗ

143/4

Параллельные прямые

УЗ

ДЗ

144/5

Координатная плоскость

НТ

ДЗ

145/6

Координатная плоскость

УЗ

ДЗ

146/7

Координатная плоскость

КУ

СР

147/8

Столбчатые диаграммы

НТ

ДЗ

148/9

Столбчатые диаграммы

УЗ

ДЗ

149/10

Графики

НТ

ДЗ

150/11

Графики

УЗ

ДЗ

151/12

Графики

УЗ

ДЗ

152/13

Контрольная работа № 14

КР

КР

КР

153-170

Итоговое повторение курса 6 класса

ПУ

ДЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...