Рабочая программа по математике для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Виленкина 5 часов в неделю
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 490 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического объединения Методический совет Директор МОУ «Морозовская СОШ»
учителей естественнонаучных дисциплин Протокол №_____________ __________ О.А. Плешкова
Протокол № _ от «__» _______ 20__г. «__»__________20__г
_______________________ «__»__________20__г
(Подпись)
Рабочая программа учебного курса
«Математика»
для 6 класса
основного общего образования
Составитель: учитель математики
МОУ «Морозовская СОШ»
Сверкунова В.Н.
20__-20__ учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с примерной программой В.И. Жохова «Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы» и является базовой.
Цели обучения математике.
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике.
Целью изучения курса математики в VI классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА, РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Закон об образовании // Вестник образования. — 2004. — № 12.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике // Вестник образования России. — 2004. — № 12. — С. 107 — 119.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. -— М.: Мнемозина, 2009. — С. 14-24.
- «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005/06 учебный год» // Приказ Министерства образования и науки РФ № 93 от 21.10.2004 г.
Общая характеристика предмета
Цели обучения предмету
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится не менее 170 ч. За год из расчета 5 часов в неделю.
Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.
Математическое образование в 6 классах складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей».
Таким образом, в результате изучения программного материала учащиеся получают возможность:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате изучения математики в 6 классе ученик должен:
знать (предметно-информационная составляющая образования):
- существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширить понятие числа;
- примеры геометрических объектов;
уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образования):
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ценностно-ориентационная составляющая образования) для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- выполнения расчетов по формулам, для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- исследовательской деятельности, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Структура предмета Математика, V—VI классы
1. Делимость чисел (20 ч).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству/с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их; изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители.
- Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю, При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч).
Умножение и деление, обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования . умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции (18 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции,-. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.
Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на пря мой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание , чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 1/2 , 1/4 , 1/5 , 1/20 .
8. Решение уравнений (13 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
9. Координаты на плоскости (13 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координат ной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение
Требования к математической подготовке учащихся
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны: — правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной дроби);
— сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
— выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней и квадратных корней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы, применять калькулятор;
— составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
— округлять целые числа и десятичные дроби, понимать смысл записи, а = 7,3 ± 0,1, производить прикидку и оценку результата вычислений, выполнять вычисления с числами, записанными в стандартном виде.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- правильно употреблять термины,«выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
- выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями, многочленами, алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
- выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики; правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «система», «корень уравнения»; «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство, систему»;
- решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Знания, умения, навыки 6 класс
Теоретические знания | Практические умения | Приобретенные навыки |
Делимость чисел Знание делителей и кратных чисел, общих делителей и кратных. Знание признаков делимости на 2, 3, 5, 10 и умение применять их при работе с числами. | Умение раскладывать натуральные числа на простые множители. | Навыки нахождение НОК и НОД |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Знание основного свойства дроби. Сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Умение сокращать дроби, понимание и умение находить наименьший общий знаменатель нескольких дробей для сравнения, сложения и вычитания | Навыки нахождение НОЗ |
Умножение и деление обыкновенных дробей | Умение умножения и деления обыкновенных дробей | Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решение основных задач на дроби |
Отношения и пропорции, понимание прямой и обратной пропорциональности величин, Представление о длине окружности и площади круга, знание геометрических фигур: окружность, круг, шар. | Умение решать задачи с помощью пропорции | Навыки решения задач на ППЗ и ОПЗ |
Положительные и отрицательные числа Усвоение понятия модуля числа. Овладение алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами. | Знание алгоритмов действий с числами с разными знаками. | Навыки действий по алгоритмам |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков | Навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков | Навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами. |
Решение уравнений | Умение раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать линейные уравнения и задачи | Навыки преобразования выражений и решения линейных уравнений |
Координаты на плоскости | Умение строить перпендикуляр к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Построение прямоугольной системы координат на плоскости. Умение различать абсциссу и ординату точки, строить точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. | Навыки построения координатной плоскости. Навыки построения точек в координатной плоскости. |
Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Геометрия
уметь
- распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать изученные геометрические фигуры;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Список литературы
Для учащихся 6 классов
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. /19-е изд./ - М.:Мнемозина, 2006.
- И.Ф. Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для учащихся V – VI классов. М.: МИРОС, 1995.
- И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Математика: Задачи на смекалку, 5-6 класс, - М.: Просвещение, 1995.
- А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ для 6 класса. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
Для учителя 5 – 6 классов
- Методические рекомендации по образовательной области «Математика»./ А.Ф. Клейменов, В.Н. Ушаков, А.Е. Шнайдер. – Екатеринбург: ИРРО, 1996.
- В.И. Жохов. Преподавание математики в 5-6 классах: пособ. Для учителя – М: «Русское слово», 1998
- Е.С. Сычева, А.В. Сычев. Тестовые задания по математике – М: «Школьная пресса», 2006
- А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Классике Стиль, 2004.
- А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ для 6 класса. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
- П.И. Алтынов. Контрольные и проверочные работы по математике. 5 – 6 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.
- Е.Б.Арутюнян, М.Б. Волович и др. Математические диктанты для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 1991.
- Демонстрационные модели:
- Модель «Доли и дроби»
- Модель «Прямоугольный параллелепипед»
- Модель «Куб»
- Модель «Сфера»
- Демонстрационный транспортир
- Демонстрационный циркуль
- Демонстрационный треугольник
Принятые сокращения:
КУ – комбинированный урок
НТ – Новая тема
ПУ – Урок повторения
УЗ – Урок закрепления
СР – Самостоятельная работа
КР – Контрольная работа
ТС – тестирование
ПР – Практическая работа
УО – устный опрос
ФО – Фронтальный опрос
КД – карточки диагностические
ДЗ – Домашняя работа
№ П/П | Название раздела, темы занятия | Дата | Тип урока | Котрольно-оцночная деятельность | Формирование общеучебных умения и навыков | Формирование специальных умений и навыков | Домашнее задание | Дидактические материалы, наглядные пособия, оборудование, ЦОР | ||
планируемая | фактическая | обязательные | дополнительные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Глава 1. Обыкновенные дроби | ||||||||||
§1. Делимость чисел 20 часов | ||||||||||
1-4 | Повторение курса математики 5 класса | ПУ | ||||||||
5/1 | Делители и кратные | НТ | ДЗ | Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители | Умение: находить делители; применять признаки делимости; раскладывать число на простые множители | Навыки нахождение НОД и НОК | ||||
6/2 | Делители и кратные | УЗ | ДЗ | |||||||
7/3 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | НТ | ДЗ | |||||||
8/4 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | УЗ | ДЗ | |||||||
9/5 | Признаки делимости на 9 и на 3 | НТ | ДЗ | |||||||
10/6 | Признаки делимости на 9 и на 3 | УЗ | ДЗ | |||||||
11/7 | Простые и составные числа | НТ | ДЗ | |||||||
12/8 | Простые и составные числа | УЗ | ДЗ | |||||||
13/9 | Разложение на простые множители | НТ | ДЗ | |||||||
14/10 | Разложение на простые множители | УЗ | СР | СР | ||||||
15/11 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | НТ | ДЗ | |||||||
16/12 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | УЗ | ДЗ | |||||||
17/13 | Наименьшее общее кратное | НТ | ДЗ | |||||||
18/14 | Наименьшее общее кратное | УЗ | ДЗ | |||||||
19/15 | Контрольная работа №1 | КР | СР | СР | ||||||
20/16 | Работа над ошибками | ПУ | КР | КР | ||||||
§2 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 22 часа | ||||||||||
21/1 | Основное свойство дроби | НТ | ДЗ | Знание основного свойства дроби. Сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел | Умение сокращать дроби, понимание и умение находить наименьший общий знаменатель нескольких дробей для сравнения, сложения и вычитания | Навыки нахождение НОЗ, сложения и вычитания смешанных чисел | ||||
22/2 | Основное свойство дроби | УЗ | ДЗ | |||||||
23/3 | Сокращение дробей | НТ | ДЗ | |||||||
24/4 | Сокращение дробей | УЗ | ДЗ | |||||||
25/5 | Приведение дробей к общему знаменателю | НТ | ДЗ | |||||||
26/6 | Приведение дробей к общему знаменателю | УЗ | ДЗ | |||||||
27/7 | Приведение дробей к общему знаменателю | КУ | СР | СР | ||||||
28/8 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | НТ | ДЗ | |||||||
29/9 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | УЗ | ДЗ | |||||||
30/10 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | КУ | СР | СР | ||||||
31/11 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | КУ | ДЗ | |||||||
32/12 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | КУ | ДЗ | |||||||
33/13 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | КУ | СР | СР | ||||||
34/14 | Контрольная работа № 2 | КР | КР | КР | ||||||
35/15 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
36/16 | Сложение и вычитание смешанных чисел | НТ | ДЗ | |||||||
37/17 | Сложение и вычитание смешанных чисел | УЗ | ДЗ | |||||||
38/18 | Сложение и вычитание смешанных чисел | КУ | СР | СР | ||||||
39/19 | Сложение и вычитание смешанных чисел | КУ | ДЗ | |||||||
40/20 | Повторительно-обобщающий урок | ПУ | СР | СР | ||||||
41/21 | Контрольная работа №3 | КР | КР | КР | ||||||
42/22 | Работа над ошибками | |||||||||
§3 Умножение и деление обыкновенных дробей 31 час | ||||||||||
43/1 | Умножение дробей | НТ | ДЗ | Знание алгоритмов умножения и деления дробей | Умение умножения и деления обыкновенных дробей | Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решение основных задач на дроби | ||||
44/2 | Умножение дробей | УЗ | ДЗ | |||||||
45/3 | Умножение дробей | КУ | СР | СР | ||||||
46/4 | Умножение дробей | КУ | ДЗ | |||||||
47/5 | Нахождение дроби от числа | НТ | ДЗ | |||||||
48/6 | Нахождение дроби от числа | УЗ | ДЗ | |||||||
49/7 | Нахождение дроби от числа | КУ | СР | СР | ||||||
50/8 | Нахождение дроби от числа | КУ | ДЗ | |||||||
51/9 | Нахождение дроби от числа | КУ | ДЗ | |||||||
52/10 | Применение распределительного закона умножения | НТ | ДЗ | |||||||
53/11 | Применение распределительного закона умножения | УЗ | ДЗ | |||||||
54/12 | Применение распределительного закона умножения | КУ | СР | СР | ||||||
55/14 | Применение распределительного закона умножения | КУ | ДЗ | |||||||
56/15 | Контрольная работа №4 | КР | КР | КР | ||||||
57/16 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
58/17 | Взаимно обратные числа | НТ | ДЗ | |||||||
59/18 | Взаимно обратные числа | УЗ | ДЗ | |||||||
60/19 | Деление | НТ | ДЗ | |||||||
61/20 | Деление | УЗ | ДЗ | |||||||
62/21 | Деление | КУ | СР | СР | ||||||
63/22 | Деление | КУ | ДЗ | |||||||
64/23 | Деление | КУ | СР | СР | ||||||
65/24 | Контрольная работа № 5 | КР | КР | КР | ||||||
66/25 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
67/26 | Нахождение числа по его дроби | НТ | ДЗ | |||||||
68/27 | Нахождение числа по его дроби | УЗ | ДЗ | |||||||
69/28 | Дробные выражения | НТ | ДЗ | |||||||
70/29 | Дробные выражения | УЗ | ДЗ | |||||||
71/30 | Контрольная работа №6 | КР | КР | КР | ||||||
72/31 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
§4 Отношения и пропорции 18 часов | ||||||||||
73/1 | Отношения | НТ | ДЗ | Понимание прямой и обратной пропорциональности величин, Представление о длине окружности и площади круга, знание геометрических фигур: окружность, круг, шар | Умение решать задачи с помощью пропорции | Навыки решения задач на ППЗ и ОПЗ | ||||
74/2 | Отношения | УЗ | ДЗ | |||||||
75/3 | Отношения | УЗ | ДЗ | |||||||
76/4 | Отношения | УЗ | ДЗ | |||||||
77/5 | Отношения | КУ | СР | СР | ||||||
78/6 | Пропорции | НТ | ДЗ | |||||||
79/7 | Пропорции | УЗ | ДЗ | |||||||
80/8 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | УЗ | ДЗ | |||||||
81/9 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | КУ | ДЗ | |||||||
82/10 | Контрольная работа № 7 | КР | КР | КР | ||||||
83/11 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
84/12 | Масштаб | НТ | ДЗ | |||||||
85/13 | Масштаб | УЗ | ДЗ | |||||||
86/14 | Длина окружности и площадь круга | НТ | ДЗ | |||||||
87/15 | Длина окружности и площадь круга | УЗ | ДЗ | |||||||
88/16 | Шар | НТ | ДЗ | |||||||
89/17 | Шар | УЗ | ДЗ | |||||||
90/18 | Контрольная работа № 8 | КР | КР | КР | ||||||
Глава 2. Рациональные числа | ||||||||||
§5 Положительные и отрицательные числа 13 часов | ||||||||||
91/1 | Координаты на прямой | НТ | ДЗ | Усвоение понятия модуля числа. Овладение алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами. | Умение применять алгоритмы действий с числами с разными знаками. | Навыки действий по алгоритмам | ||||
92/2 | Координаты на прямой | УЗ | ДЗ | |||||||
93/3 | Противоположные числа | НТ | ДЗ | |||||||
94/4 | Противоположные числа | УЗ | ДЗ | |||||||
95/5 | Модуль числа | НТ | ДЗ | |||||||
96/6 | Модуль числа | УЗ | ДЗ | |||||||
97/7 | Сравнение чисел | НТ | ДЗ | |||||||
98/8 | Сравнение чисел | УЗ | ДЗ | |||||||
99/9 | Сравнение чисел | КУ | СР | СР | ||||||
100/10 | Изменение величин | НТ | ДЗ | |||||||
101/11 | Изменение величин | УЗ | ДЗ | |||||||
102/12 | Контрольная работа № 9 | КР | КР | КР | ||||||
103/13 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
§6 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 11 часов | ||||||||||
104/1 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | НТ | ДЗ | Знание правил и алгоритмов действий с числами разных знаков | Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков | Навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел | ||||
105/2 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | УЗ | ДЗ | |||||||
106/3 | Сложение отрицательных чисел | НТ | ДЗ | |||||||
107/4 | Сложение отрицательных чисел | УЗ | ДЗ | |||||||
108/5 | Сложение чисел с разными знаками | НТ | ДЗ | |||||||
109/6 | Сложение чисел с разными знаками | УЗ | ДЗ | |||||||
110/7 | Вычитание чисел с разными знаками | НТ | СР | СР | ||||||
111/8 | Вычитание чисел с разными знаками | УЗ | ДЗ | |||||||
112/9 | Повторительно-обобщающий урок | КУ | ДЗ | |||||||
113/10 | Контрольная работа №10 | КР | КР | КР | ||||||
114/11 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
§7 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 12 часов | ||||||||||
115/1 | Умножение | НТ | ДЗ | Знание правил и алгоритмов умножения и деления чисел с разными знаками | Умение использовать алгоритмы для действий с числами разных знаков | Навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами. | ||||
116/2 | Умножение | УЗ | ДЗ | |||||||
117/3 | Умножение | КУ | СР | СР | ||||||
118/4 | Деление | НТ | ДЗ | |||||||
119/5 | Деление | УЗ | ДЗ | |||||||
120/6 | Деление | КУ | СР | СР | ||||||
121/7 | Рациональные числа Деление | НТ | ДЗ | |||||||
122/8 | Рациональные числа Деление | УЗ | ДЗ | |||||||
123/9 | Контрольная работа № 11 | КР | КР | КР | ||||||
124/10 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
125/11 | Свойства действий с рациональными числами | НТ | ДЗ | |||||||
126/12 | Свойства действий с рациональными числами | УЗ | ДЗ | |||||||
§8 Решение уравнений 13 часов | ||||||||||
127/1 | Раскрытие скобок | НТ | ДЗ | Знание правил приведения подобных слагаемых и алгоритма решения линейных уравнений. | Умение раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать линейные уравнения и задачи | Навыки преобразования выражений и решения линейных уравнений | ||||
128/2 | Раскрытие скобок | УЗ | ДЗ | |||||||
129/3 | Коэффициент | НТ | ДЗ | |||||||
130/4 | Коэффициент | УЗ | ДЗ | |||||||
131/5 | Подобные слагаемые | НТ | ДЗ | |||||||
132/6 | Подобные слагаемые | УЗ | ДЗ | |||||||
133/7 | Контрольная работа № 12 | КР | КР | КР | ||||||
134/8 | Работа над ошибками | ПУ | ДЗ | |||||||
135/9 | Решение уравнений | НТ | ДЗ | |||||||
136/10 | Решение уравнений | УЗ | ДЗ | СР | ||||||
137/11 | Решение уравнений | КУ | СР | |||||||
138/12 | Контрольная работа № 13 | КР | КР | КР | ||||||
139/13 | Работа над ошибками | ПУ | ПУ | |||||||
§9 Координаты на плоскости 13 часов | ||||||||||
140/1 | Перпендикулярные прямые | НТ | ДЗ | Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Построение точек по заданным координатам. | Умение строить перпендикуляр к и параллельные прямые с помощью угольника и линейки. Построение прямоугольной системы координат на плоскости. Умение различать абсциссу и ординату точки, строить точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. | Навыки построения точек в координатной плоскости, перпендикулярных и параллельных прямых. | ||||
141/2 | Перпендикулярные прямые | УЗ | ДЗ | |||||||
142/3 | Параллельные прямые | НТ | ДЗ | |||||||
143/4 | Параллельные прямые | УЗ | ДЗ | |||||||
144/5 | Координатная плоскость | НТ | ДЗ | |||||||
145/6 | Координатная плоскость | УЗ | ДЗ | |||||||
146/7 | Координатная плоскость | КУ | СР | |||||||
147/8 | Столбчатые диаграммы | НТ | ДЗ | |||||||
148/9 | Столбчатые диаграммы | УЗ | ДЗ | |||||||
149/10 | Графики | НТ | ДЗ | |||||||
150/11 | Графики | УЗ | ДЗ | |||||||
151/12 | Графики | УЗ | ДЗ | |||||||
152/13 | Контрольная работа № 14 | КР | КР | КР | ||||||
153-170 | Итоговое повторение курса 6 класса | ПУ | ДЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...